СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспенкт урока научит  учащихся работать с книгой. Они смогут научиться определять  автора и названия книги по обложке, находить информацию в содержании, чтению аннотации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация"»

Тема: Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация.

Цель урока: учить учащихся ориентироваться в книге, используя информацию с обложки, содержания, аннотации и иллюстраций.

Задачи урока: Обучающие: – познакомить учащихся с основными элементами книги: обложкой, содержанием, аннотацией, иллюстрацией; – научить находить и извлекать информацию из этих элементов; – сформировать навыки работы с книгой; Развивающие: – развивать навыки чтения, анализа текста, работы с информацией; – развивать логическое мышление, умение делать выводы; – развить умение работать в группе; Воспитывающие: – воспитывать интерес к чтению, уважение к книгам и авторам; – воспитывать культуру общения и взаимопомощи. Материалы и оборудование: учебник “Литературное чтение” для 2 класса, рабочая тетрадь, книги с разными обложками, содержаниями, аннотациями, иллюстрациями.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

2. Речевая разминка

- Прочитайте самостоятельно стихотворение.

ВЕРНЫЙ ДРУГ

Приходит книга в дом любой.

Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук и, Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.

(Автор: А. Марков)

- Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Ребята делятся своими впечатлениями).

-Прочитайте с интонацией удивления.

-Прочитайте с утвердительной интонацией.

-Прочитайте с весёлой интонацией.

3.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Что же помогает довольно быстро определить, о чем книга, каков ее характер, на кого она рассчитана? - У каждой книги, кроме ее основного текста, есть еще и другие части – элементы, как принято говорить. Это обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, аннотация, предисловие, послесловие, содержание (оглавление), иллюстрации, словарь. - Как вы думаете, с чего начинается книга?

4. Работа по теме урока.

Изучение обложки книги (обсуждение значения и функций обложки. Рассмотрение разных примеров обложек).

- Обложка – это как бы дверь в книгу. С обложки и начинается первое знакомство с книгой. Библиограф Фаворский говорил, что переплет – это своеобразный вход в книгу. Иногда поверх обычного переплета делают еще дополнительную обложку из бумаги. Она охраняет основную, украшает ее и называется суперобложкой. В старину переплеты делались из кожи и украшались тисненым рисунком. Особо ценные книги имели металлические застежки, а порой украшались драгоценными камнями и золотом.

Итак, обложка защищает книгу, листы от повреждений и придает ей нарядный вид, она подскажет нам, кто написал книгу, как она называется, иногда название издательства. А если есть картинка, то можно догадаться, о чем пойдет речь, с какими героями мы встретимся, читая произведение.

Изучение форзаца книги. - Теперь откроем книгу. Первое что встречается, это лист бумаги, приклеенный к крышке. Он соединяет переплет с книгой и называется форзац. В переводе с немецкого «Фор» («перед») и «зац» («набор»), то есть то, что предшествует тексту. Иногда это белый или цветной лист бумаги. В детских изданиях он обычно красочно оформлен. Его оформление связано с содержанием книги.

Изучение фронтиспис книги - На левой стороне в развороте с титульным листом – фронтиспис, т.е. главная иллюстрация книги. В переводе с французского (frons – лоб, aspicerc – смотреть) рисунок, портрет автора или лица, которому посвящена книга, помещаемый слева от титульного листа.

Изучение титульного листа книги. - Перевернем форзац, и перед нами титульный лист. Это один из важнейших элементов книги. Он дает очень много сведений о книге. И поэтому очень важно уметь читать титульный лист. Он всегда помещается на правой стороне. Что же на нем сообщается читателю? - Здесь мы найдем фамилию автора и заглавие книги. Но, кроме них, есть здесь другие сведения.

- Обложка, форзац, титульный лист дали нам много сведений о характере книги, но далеко еще не раскрыли содержания, не сказали, о чем именно говорится в книге. Помимо этих элементов есть еще и справочные, которые также помогают в выборе книг. Это аннотация, предисловие, послесловие, содержание, словарь.

Изучение аннотации книги. (Изучение аннотации книги: объяснение учащимся, что такое аннотация, работа с учебником – чтение аннотаций к различным произведениям) - Это очень краткое изложение содержания книги (главной мысли) с краткой ее характеристикой или оценкой. Из аннотации можно узнать не только о чем эта книга, но и кто ее главные герои, для кого написана книга, иногда есть сведения об авторе и других его произведениях. Располагается аннотация на обратной стороне титульного листа или на самой последней странице. Аннотация очень облегчает выбор книги. Порой одной аннотации достаточно, чтобы решить хочешь ли читать эту книгу.

Изучение предисловия и послесловия книги - Если нет аннотации, то можно посмотреть предисловие. Это статья, помещенная перед основным текстом книги. Из нее мы тоже можем узнать об авторе книги, ее содержании, героях. Предисловие обычно больше и подробнее аннотации. Расскажут нам об авторе, о его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, об их дальнейшей судьбе, и о многом другом. Иногда его пишет сам автор. Тогда он рассказывает что-нибудь интересное о том, как он придумал эту книгу, как ее писал, кто ему помогал.

Изучение иллюстрации книги ( Выполнение заданий на определение соответствия иллюстрации тексту)

- Итак, мы продолжаем наше знакомство с элементами книги. Если мы внимательно посмотрим и перелистаем книгу, то встречаем рисунки и фотографии в книге, которые называются иллюстрации. Иллюстрация помогает увидеть то, о чем написано в книге, помогает лучше понять содержание. Писатель пишет, рассказывает словами, а художник рисует, показывает то, о чем пишет писатель, автор. Рисунки в книгах как окошко в мир. Открыли одну книгу – попали в лес, узнали его обитателей. Открыли другую – увидели космический корабль. Каждый художник-иллюстратор, показывает мир таким каким мы сами видим.

Изучение содержания и оглавления книги ( Изучение содержания книги: объяснение учащимся, что такое “содержание” и как им пользоваться, выполнение упражнений на нахождение информации в содержании)

- А теперь еще раз посмотрим на последние странички книги. Там, как правило, помещается содержание. В нем перечисляются названия рассказов, сказок, глав, которые есть в книге, и указываются страницы, на которых можно найти начало каждого рассказа или сказки. Можно проверить, какие произведения из этой книги вы раньше не читали. При помощи оглавления гораздо удобнее и быстрее искать нужное стихотворение или рассказ. А, глядя на название отдельных глав, можно догадаться, о чем в них идет речь.

Изучение словаря книги - Иногда в тексте произведения встречаются сложные незнакомые слова. Они помечаются звездочками или маленькими цифрами. Значение их или объяснение можно поискать внизу страницы. Это так называемая сноска. Или в конце книги размещается словарик, который и объясняет смысл непонятных слов.

5. Закрепление изученного.

(Класс делится на группы, каждая группа получает книги разных жанров и направлений)

- Ребята, работая в группах, вы должны выполнить следующие задания. - Рассмотрите обложку, прочитайте аннотацию, изучите содержание и рассмотрите иллюстрации. – Задайте вопросы по содержанию. Оцените, насколько иллюстрации соответствуют тексту.

6. Подведение итогов урока

- Что изображено на обложке книги? - Зачем нужна аннотация? - Как можно использовать содержание книги? - Как вам ребята, помогут эти навыки в чтении?

7. Рефлексия

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке а похвалил бы себя за…

  • Сегодня я сумел…

8. Домашнее задание

- Подготовить короткий рассказ о том, что ребята узнали о книге, прочитав обложку, аннотацию, содержание и рассмотрев иллюстрации.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!