СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме "А.Л.Барто "Игра в слова" (1 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России". Урок проводился в послебукварный период обучения грамоте. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "А.Л.Барто "Игра в слова" (1 класс).»

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: А.Л. Барто «Игра в слова»

Раздел: Послебукварный период


Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством А.Л. Барто.

Задачи: учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл, чувствовать интонацию, ритм; формировать навык грамотного, выразительного чтения; побуждать учащихся в свободное время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.


Планируемые результаты:

Предметные:

На основе названия текста ученик определяет его содержание, читает текст самостоятельно. Сравнивает высказанные предположения с прочитанным содержанием, отвечает на вопросы учителя. Демонстрирует навыки смыслового чтения литературных произведений, их языкового анализа, характеризует имеющиеся в стихотворении гласные и согласные звуки.

Метапредметные:

Регулятивные:

Ученик учится принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять цель учебного задания, контролироватьсвои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.Анализировать выполнение учебной задачи урока. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Познавательные:

Ученик научится объяснять разные значения многозначных слов.

Коммуникативные:

Ученик учится выполнять правила работы в малой группе.

Личностные:

Ученик оценивает себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Участвует в групповой работе. Договаривается с другими о возможном распределении ролей.



Ход урока


  1. Организационно-мотивационный этап.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Мне очень хочется, чтобы сегодняшний урок принес нам всем радость познания и общения друг с другом. Успехов вам и удачи!


  • Разминка

Работа со скороговоркой: Шесть мышат в шалаше шуршат.

  1. Прочитайте. Что это?

  2. Читаем вслух хором. Какой звук повторяется?

  3. Поймали звук. Дайте характеристику этому звуку.

  4. Читаем медленно, четко проговаривая все звуки.

  5. Читаем с убыстрением темпа.

  6. Читаем с повышением и с понижением голоса.

  7. Интонационное чтение.

- чтение с сердитой интонацией.

- чтение с веселой интонацией.

- чтение с грустной интонацией.

- А для чего нужны скороговорки? Почему мы так работаем со звуками? Со словами? С интонацией?



  • Введение в тему

- А теперь всего несколько слов. Угадайте, из какого стихотворение эти слова, и прочитайте его наизусть.

  1. Бросила, под дождем, промок. (Зайка)

  2. Уронили, оторвали, не брошу. (Мишка)

  3. Идет, вздыхает, упаду. (Бычок)

  4. Плачет, уронила, не утонет. (Мячик)

  5. Уснул, в коробку, головой, поклон. (Слон)


- Что общего в этих стихотворениях?

- Кто помнит, как называется цикл стихов, куда входят все эти стихотворения? («Игрушки»). Кто его автор? (А.Л. Барто)

- Для чего люди придумали игрушки? Где чаще всего играют с игрушками? А в школе?

- А что мы делаем в школе? А играть на уроках можно? Во что мы играем?

Сегодня я хочу предложить вам тоже поиграть. А вот во что … узнайте сами.

Работа в группах:

Игра «Собери слово» (у детей – листы для записи букв)

- Первая буква обозначает глухой парный согласный звук в слове «слон».

- Вторая буква обозначает звонкий непарный согласный звук в слове «лошадка».

- Следующая буква: на нее мы поставим ударение в слове «работа»

- Найдите третий слог в слове «рисование».


Итак, сегодня мы будем играть в слова. Слова – это удивительная вещь. С их помощью можно не только выражать свои мысли и чувства, но с ними можно еще и играть. Это заметила уже знакомая нам поэтесса Агния Львовна Барто. Она придумала стихотворение, которое так и называется… Прочитайте тему нашего урока (на экране открывается запись: А.Л. Барто «Игра в слова»).


- Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (выяснить, как можно играть в слова)


  1. Информационно-аналитический этап.

  1. Чтение стихотворения учителем.

- Когда я первый раз читала это стихотворение, оно показалось мне необычным. Послушайте его внимательно и подумайте, что меня удивило.

- Понравилось ли вам стихотворение? Что необычного в нем вы заметили?


  1. Работа над стихотворением. Чтение по смысловым частям.

- Сначала самостоятельное «жужжащее» чтение.

- Стихотворение разбито на смысловые части. Каждая такая часть называется строфа. Мы будем читать стихотворение по частям - строфам и делать необходимые пометки: выделять главные слова.

1 часть (гром и гроза):

- Что представили, прочитав эти строки? Как можно изобразить раскаты грома? (можно стучать, топать, хлопать).

- А что помогает услышать раскаты грома в стихотворении? Какие звуки помогают это услышать? (звуки [р], [г], [м]). Поймайте звук (характеристика). Найдите слова, в которых живут эти звуки? (погромче, грохочет, гром). Подчеркните их. Как нужно их читать? Почему? (погромче)

Вывод: ощущение раскатов грома, грохота создается звонкими твердыми согласными [р], [г], [м].

- Чтение и выделение голосом выбранных слов и звуков.



2 часть (мыши и шуршание):

- О чем говорится в этой части? Как просит А. Барто прочитать слова? Почему поэтесса просит прочитать «потише»? Представьте себя мышками, пошуршите (какой предмет может помочь пошуршать?)

- А теперь прочитайте так, чтобы все услышали, как зашуршали мыши. Какой звук помогает услышать это? (звук [ш]). Поймайте звук (характеристика). Подчеркните слова, в которых живет этот звук.

Вывод: повторение звука [ш] создает ощущение шороха.

- Чтение и выделение голосом выбранных слов и звуков.


Работа в группах (3, 4 и 5 части)

1 группа: 3 часть

2 и 3 группы: 4 часть

4 и 5 группы: 5 часть


3 часть (кукушка):

- О ком говорится в этой части?

- Что можно услышать, прочитав эту часть? Какие слоги помогли появиться слову «кукушка»? (ку-ку)

- Подчеркните слова, где живут эти слоги.

Вывод: повторение слога ку- создает ощущение (звучание) кукования кукушки.

- Прочитайте так, чтобы стало понятно: мы в лесу и слышим кукушку.

4 часть (листопад):

- Какое слово будет главным в этой части? (листопад). Какие два слова спрятались внутри этого слова? (лист и падать)

- В какое время года это происходит? Какое настроение, ощущения вызывает у вас листопад? Изобразите листопад (что может помочь?)

- Какие звуки помогают представить нам это явление природы? (звуки [л’], [с], [с’], [ш]). Поймайте звуки (характеристика).

- Найдите и подчеркните слова, в которых живут эти звуки.

Вывод: звук [л], [л’] создает ощущение влажности (мокрой травы), а звуки [с], [с’],[ш] – ощущение тихого шороха и колебания воздуха.

- Чтение и выделение голосом выбранных слов и звуков.


Физминутка

Вы немножечко устали?

Ну тогда все дружно встали.

Отдыхаем? Отдыхаем!

Поиграем? Поиграем!

- Игра на внимание: если показываю изображение мышки, нужно присесть и пошуршать ладошками, молнии (грома) – хлопать над головой, листочка – тихо покружиться.


5 часть (родник, ключ):

- О чем идет речь в этой части? (о роднике). Как по-другому называется родник? (ключ).

- Какие слова помогают представить нам «родник»? (бежит, веселый, журчит). Изобразите бег и журчание родника (что поможет это показать?)

- Какие звуки помогают представить нам бегущий и журчащий родник? (звуки [ч’], [ж], [з]). Ловим эти звуки (характеристика).

Вывод: Эти звуки создают ощущение воды, которая журчит и перекатывается по камушкам.

- Почему А. Барто последнюю строчку написала в скобках?

- Слово «ключ» имеет несколько значений (родник, ключ от дверей и скрипичный ключ).

- Какие слова тоже имеют несколько значений (лук, ручка и др). Как называются такие слова? (многозначные).

- Чтение и выделение голосом выбранных слов.


  1. Выборочное чтение к иллюстрациям. Выразительное чтение стихотворения.

Теперь мы знаем, как правильно прочитать это стихотворение. У вас есть подсказки на листах. Каждая группа выбирает для себя одну иллюстрацию, которая подскажет, какой отрывок нужно подготовить выразительно. Прочитайте друг другу в группе и решите, кто будет выступать. Оцените выступление друг друга (оценочный лист для каждой группы).


  1. Оценочно-рефлексивный этап.


Итог урока. Рефлексия.

- В какую игру мы играли сегодня на уроке?

- Какие открытия вы совершили на сегодняшнем уроке? (для игры можно использовать звуки, значения слов и интонацию).

- Благодаря кому мы совершили такие открытия?

- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

- Решили ли мы эту задачу?


Итог: Слово – великая сила. Оно может рассказывать, смешить, обижать, лечить и ранить душу. Со словом можно играть.

- Я предлагаю вам каждому оценить свою работу (волшебные линеечки).

Наверху – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Серединка – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Внизу – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!


- А теперь совместно оцените работу своей группы (волшебные линеечки на листах со стихотворением).


- Поделитесь своими впечатлениями от работы на уроке:

Ребята по желанию высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…


- Спасибо за работу! Урок окончен.


Дома по желанию:

1) можно выучить наизусть все стихотворение или одну часть;

2) можно подготовить выразительное чтение стихотворения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!