Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: А.Л. Барто «Игра в слова»
Раздел: Послебукварный период
Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством А.Л. Барто.
Задачи: учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл, чувствовать интонацию, ритм; формировать навык грамотного, выразительного чтения; побуждать учащихся в свободное время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Планируемые результаты:
Предметные:
На основе названия текста ученик определяет его содержание, читает текст самостоятельно. Сравнивает высказанные предположения с прочитанным содержанием, отвечает на вопросы учителя. Демонстрирует навыки смыслового чтения литературных произведений, их языкового анализа, характеризует имеющиеся в стихотворении гласные и согласные звуки.
Метапредметные:
Регулятивные:
Ученик учится принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять цель учебного задания, контролироватьсвои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.Анализировать выполнение учебной задачи урока. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Познавательные:
Ученик научится объяснять разные значения многозначных слов.
Коммуникативные:
Ученик учится выполнять правила работы в малой группе.
Личностные:
Ученик оценивает себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Участвует в групповой работе. Договаривается с другими о возможном распределении ролей.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Мне очень хочется, чтобы сегодняшний урок принес нам всем радость познания и общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Работа со скороговоркой: Шесть мышат в шалаше шуршат.
Прочитайте. Что это?
Читаем вслух хором. Какой звук повторяется?
Поймали звук. Дайте характеристику этому звуку.
Читаем медленно, четко проговаривая все звуки.
Читаем с убыстрением темпа.
Читаем с повышением и с понижением голоса.
Интонационное чтение.
- чтение с сердитой интонацией.
- чтение с веселой интонацией.
- чтение с грустной интонацией.
- А для чего нужны скороговорки? Почему мы так работаем со звуками? Со словами? С интонацией?
- А теперь всего несколько слов. Угадайте, из какого стихотворение эти слова, и прочитайте его наизусть.
Бросила, под дождем, промок. (Зайка)
Уронили, оторвали, не брошу. (Мишка)
Идет, вздыхает, упаду. (Бычок)
Плачет, уронила, не утонет. (Мячик)
Уснул, в коробку, головой, поклон. (Слон)
- Что общего в этих стихотворениях?
- Кто помнит, как называется цикл стихов, куда входят все эти стихотворения? («Игрушки»). Кто его автор? (А.Л. Барто)
- Для чего люди придумали игрушки? Где чаще всего играют с игрушками? А в школе?
- А что мы делаем в школе? А играть на уроках можно? Во что мы играем?
Сегодня я хочу предложить вам тоже поиграть. А вот во что … узнайте сами.
Работа в группах:
Игра «Собери слово» (у детей – листы для записи букв)
- Первая буква обозначает глухой парный согласный звук в слове «слон».
- Вторая буква обозначает звонкий непарный согласный звук в слове «лошадка».
- Следующая буква: на нее мы поставим ударение в слове «работа»
- Найдите третий слог в слове «рисование».
Итак, сегодня мы будем играть в слова. Слова – это удивительная вещь. С их помощью можно не только выражать свои мысли и чувства, но с ними можно еще и играть. Это заметила уже знакомая нам поэтесса Агния Львовна Барто. Она придумала стихотворение, которое так и называется… Прочитайте тему нашего урока (на экране открывается запись: А.Л. Барто «Игра в слова»).
- Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (выяснить, как можно играть в слова)
Информационно-аналитический этап.
Чтение стихотворения учителем.
- Когда я первый раз читала это стихотворение, оно показалось мне необычным. Послушайте его внимательно и подумайте, что меня удивило.
- Понравилось ли вам стихотворение? Что необычного в нем вы заметили?
Работа над стихотворением. Чтение по смысловым частям.
- Сначала самостоятельное «жужжащее» чтение.
- Стихотворение разбито на смысловые части. Каждая такая часть называется строфа. Мы будем читать стихотворение по частям - строфам и делать необходимые пометки: выделять главные слова.
1 часть (гром и гроза):
- Что представили, прочитав эти строки? Как можно изобразить раскаты грома? (можно стучать, топать, хлопать).
- А что помогает услышать раскаты грома в стихотворении? Какие звуки помогают это услышать? (звуки [р], [г], [м]). Поймайте звук (характеристика). Найдите слова, в которых живут эти звуки? (погромче, грохочет, гром). Подчеркните их. Как нужно их читать? Почему? (погромче)
Вывод: ощущение раскатов грома, грохота создается звонкими твердыми согласными [р], [г], [м].
- Чтение и выделение голосом выбранных слов и звуков.
2 часть (мыши и шуршание):
- О чем говорится в этой части? Как просит А. Барто прочитать слова? Почему поэтесса просит прочитать «потише»? Представьте себя мышками, пошуршите (какой предмет может помочь пошуршать?)
- А теперь прочитайте так, чтобы все услышали, как зашуршали мыши. Какой звук помогает услышать это? (звук [ш]). Поймайте звук (характеристика). Подчеркните слова, в которых живет этот звук.
Вывод: повторение звука [ш] создает ощущение шороха.
- Чтение и выделение голосом выбранных слов и звуков.
Работа в группах (3, 4 и 5 части)
1 группа: 3 часть
2 и 3 группы: 4 часть
4 и 5 группы: 5 часть
3 часть (кукушка):
- О ком говорится в этой части?
- Что можно услышать, прочитав эту часть? Какие слоги помогли появиться слову «кукушка»? (ку-ку)
- Подчеркните слова, где живут эти слоги.
Вывод: повторение слога ку- создает ощущение (звучание) кукования кукушки.
- Прочитайте так, чтобы стало понятно: мы в лесу и слышим кукушку.
4 часть (листопад):
- Какое слово будет главным в этой части? (листопад). Какие два слова спрятались внутри этого слова? (лист и падать)
- В какое время года это происходит? Какое настроение, ощущения вызывает у вас листопад? Изобразите листопад (что может помочь?)
- Какие звуки помогают представить нам это явление природы? (звуки [л’], [с], [с’], [ш]). Поймайте звуки (характеристика).
- Найдите и подчеркните слова, в которых живут эти звуки.
Вывод: звук [л], [л’] создает ощущение влажности (мокрой травы), а звуки [с], [с’],[ш] – ощущение тихого шороха и колебания воздуха.
- Чтение и выделение голосом выбранных слов и звуков.
Физминутка
Вы немножечко устали?
Ну тогда все дружно встали.
Отдыхаем? Отдыхаем!
Поиграем? Поиграем!
- Игра на внимание: если показываю изображение мышки, нужно присесть и пошуршать ладошками, молнии (грома) – хлопать над головой, листочка – тихо покружиться.
5 часть (родник, ключ):
- О чем идет речь в этой части? (о роднике). Как по-другому называется родник? (ключ).
- Какие слова помогают представить нам «родник»? (бежит, веселый, журчит). Изобразите бег и журчание родника (что поможет это показать?)
- Какие звуки помогают представить нам бегущий и журчащий родник? (звуки [ч’], [ж], [з]). Ловим эти звуки (характеристика).
Вывод: Эти звуки создают ощущение воды, которая журчит и перекатывается по камушкам.
- Почему А. Барто последнюю строчку написала в скобках?
- Слово «ключ» имеет несколько значений (родник, ключ от дверей и скрипичный ключ).
- Какие слова тоже имеют несколько значений (лук, ручка и др). Как называются такие слова? (многозначные).
- Чтение и выделение голосом выбранных слов.
Выборочное чтение к иллюстрациям. Выразительное чтение стихотворения.
Теперь мы знаем, как правильно прочитать это стихотворение. У вас есть подсказки на листах. Каждая группа выбирает для себя одну иллюстрацию, которая подскажет, какой отрывок нужно подготовить выразительно. Прочитайте друг другу в группе и решите, кто будет выступать. Оцените выступление друг друга (оценочный лист для каждой группы).
Оценочно-рефлексивный этап.
Итог урока. Рефлексия.
- В какую игру мы играли сегодня на уроке?
- Какие открытия вы совершили на сегодняшнем уроке? (для игры можно использовать звуки, значения слов и интонацию).
- Благодаря кому мы совершили такие открытия?
- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?
- Решили ли мы эту задачу?
Итог: Слово – великая сила. Оно может рассказывать, смешить, обижать, лечить и ранить душу. Со словом можно играть.
- Я предлагаю вам каждому оценить свою работу (волшебные линеечки).
Наверху – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
Серединка – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Внизу – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
- А теперь совместно оцените работу своей группы (волшебные линеечки на листах со стихотворением).
- Поделитесь своими впечатлениями от работы на уроке:
Ребята по желанию высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
- Спасибо за работу! Урок окончен.
Дома по желанию:
1) можно выучить наизусть все стихотворение или одну часть;
2) можно подготовить выразительное чтение стихотворения.