СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: «Нравственный смысл произведения Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема: Нравственный смысл произведения Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Тип урока: урок закрепления

 

Цель: обобщить знания учащихся по пройденной сказки о потерянном времени.

 

Задачи:

Образовательная: закрепить знания обучающихся по пройденному  произведению, формировать умение работать с текстом, находить нужную информацию.

 Развивающая: развивать навык выразительного, правильного и осознанного чтения; развитие памяти, логического мышления и речи учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству автора, интерес к чтению; воспитывать умение слушать и слышать учителя и одноклассников

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: «Нравственный смысл произведения Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»»»

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема: Нравственный смысл произведения Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Тип урока: урок закрепления


Цель: обобщить знания учащихся по пройденной сказки о потерянном времени.


Задачи:

Образовательная: закрепить знания обучающихся по пройденному произведению, формировать умение работать с текстом, находить нужную информацию.

Развивающая: развивать навык выразительного, правильного и осознанного чтения; развитие памяти, логического мышления и речи учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству автора, интерес к чтению; воспитывать умение слушать и слышать учителя и одноклассников

Планируемые результаты урока:


Предметные: умеют отвечать на вопросы и выполнять задания по пройденному материалу. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Метапредметные:

Познавательные: воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов, передают содержание текста устно или письменно, осуществляют аналогии между изучаемым явлением и собственным опытом, осознают цель чтения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, понимают и применяют предложенные способы решения учебной задачи, выполнят учебные действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные: включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, понимают зависимость характера речи от задач и ситуации общения, аргументированно выражают свое мнение.

Личностные: формируют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, любовь к природе, осуществляют нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения поступков персонажей.



Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, ИКТ, презентация, карточки.\







Ход урока.

Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.

Здравствуйте, дети!


Песчинки сложились в секунды,

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы.

Так пробежали сутки,

Время вперёд спешит.


-Наши песочные часы напоминают, что время уходит с каждой песчинкой.

Не будем понапрасну терять время, начнём урок.


Приветствуют учителя.



Настраиваются на работу.


Слушают, воспринимают



  1. Актуализация знаний. 10 мин.

Речевая разминка.

Упражнения на дыхание:

«Свеча» - глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.

«Погаси свечу» - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).

«Проколотая шина» - вдох через нос и медленный выдох на звук «с».

«Надоедливый комар» - продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в конце.


АЛПДЗОВСВЬБТШПОНГРВАЕИТНЛДИСИЕ

Выписать каждую третью букву и прочитать, получившееся слово.

- Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой.


- Предположите тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие задачи поставим перед собой?














- Повторение


Воспринимают речь учителя. Анализируют.




-Время












Предполагают тему урока.


Задачи урока: закрепить знания по пройденным произведениям, вспомнить содержание этих произведений, главных героев.

  1. Этап закрепления знаний (10 мин.)

- Я предлагаю поиграть в игру «Да, нет»
Правила игры:

-У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.

-Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-»

1. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков.

  1. 2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  ( СЧЁТЫ)

  2. 3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  (4)

  3. 4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

  4. 5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

  5. 6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  ( Трамвае)

  6. 7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

  7. 8. Часы в доме волшебников называли часики.  ( Ходики)

  8. 9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

  9. 10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

  10. –Поменяйтесь листочками и сравните с эталоном.

-Кто был героями сказки?  




-Какое несчастье их объединило?






-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? 
- Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.5.

 Чтение по ролям (АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)
- Как герой воспринимает волшебство? 

- Какие слова нам об этом говорят? 


- Сожалеет ли Петя о случившемся? С.6 чтение
-Одинаковым ли было поведение ребят?
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. С. 11 Маруся Поспеловас.12-13 Наденька Соколовас. 13 Вася Зайцев.

- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
- Прочитайте, как просыпался город. С.10-11.чтение

- Почему люди так бояться  не успеть, опоздать, отстать? 

-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? 

-Почему дети смогли победить волшебников? 


Физминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у всех на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.








  1. +

  2. +

  3. +

  4. +

  5. +











- Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев.

- Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми  стариками.










- Огорчается, расстраивается, пугается.

- Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.











- Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.

-Остановилась бы жизнь.



-Нашли друг друга и научились ценить время.






  1. Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин.).

Работа в паре.

- Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите и подчеркните из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.




-Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.


-У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.







Работа в группе.


Представьте, что такая история произошла бы с ребятами нашего класса.


Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова .

- Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.



Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый,

несобранный, трудолюбивый, любознательный,

умный, послушный, непоседливый, добросовестный, 

безответственный, целеустремлённый, 

неряшливый, организованный.














С.6 пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда

с.8 терять время понапрасну/ Бездельничать

с.10 держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным

с.13 как сквозь землю провалился / Исчез, скрылся куда-то

с.13 и в ус не дует /Не обращает никакого внимания

с. 14 не терять времени даром








С. 9 Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.



5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 5 мин.

- Вспомните, о чем мы говорили на уроке?

- Вспомните, какие были задачи нашего урока.




- Достигли ли мы поставленных задач?

-Что нового узнали?


- На этом наш урок подошел к концу. До свидания!

- Сказка о потерянном времени

Задачи урока: закрепить знания по пройденной сказке , вспомнить содержание

Воспринимают речь учителя, отвечают на вопросы.




Записывают домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!