Цели деятельности учителя | Познакомить учащихся с произведением Н.Н.Носова «Фантазеры». Учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы, самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации Учить определять главную мысль произведения, характеризовать героев произведения, сравнивать их. |
Тип урока | урок изучения нового материала (усвоения новых знаний) |
Задачи | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать в слове парные и непарные согласные звуки; определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки; определять на слух парный по глухости–звонкости согласный звук на конце слова; находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверять; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с парным по глухости– звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание; получат возможность научиться: сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией; соотносить произношение и написание парного звонкого согласного на конце слова; планировать учебные действия при подборе проверочного слова путем изменения формы слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять. обучающие: -организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения -найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр. развивающие: -развитие познавательной активности учащихся -развитие социальных и коммуникативных навыков учащихся через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность. - развитие навыков чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения - развитие речи, умения работать с текстом. воспитательные: - содействовать воспитанию нравственных качеств. |
Методы и формы обучения | Проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный |
ФОПД | Индивидуальная (дифференцированная) работа учащихся. работа в парах. |
Основные понятия | Фантазия. Выдумка. Обман. Вранье. |
Межпредметные связи | Русский язык. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение. 2 класс». Компьютер и проектор, презентация “Н.Носов “Фантазёры”, карточки для индивидуальной работы и рефлексии. |
Технологии | Технология критического мышления, элементы технологии здоровьесбережения, технология обучения в сотрудничестве, элементы проблемно – диалогической технологии. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо- действия | Универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Организационный этап. Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Проговаривание скороговорки | -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках чтения? (Ответы детей). На доске вывешиваются карточки: читать, говорить, размышлять, слушать. С чего мы всегда начинаем наш урок? (С разминки). -Вспомним главное правило. Д: Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре, Верно, четко говорим, Никогда мы не спешим! Скороговорка: Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. Хором по слогам, тихо, громко, задать вопрос, с радостью, быстро | Слушают стихотворение, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. Отвечают. Проговаривают с разной интонацией. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели |
II. Мотивационный этап Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Выставка книг | На выставке книги “Мишкина каша”, “Приключения Незнайки и его друзей”, “Автомобиль” Что в них общего? (Это весёлые, смешные произведения Н.Носова). - Догадались ли вы, произведение какого автора мы будем сегодня изучать на уроке? | Рассматривают, сопоставляют, делают выводы. Слово подготовленного ученика. - Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Н.Н. Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным “золотым ключиком” к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер. Он написал много рассказов и повестей, таких, как: “Затейники”, “Мишкина каша”, “Фантазеры”, “Веселая семейка”, “Приключения Незнайки и его друзей” и др. Н.Н. Носов не сразу стал писателем. Раньше он был кинорежиссером, создавал мультфильмы и кинофильмы и за это был награжден орденом Красной Звезды. Потом Н.Н. Носов пришел в литературу и 40 лет писал книги для детей. | Фронтальная индивидуальная | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации. Коммуникативные: умение передавать информацию, слушать, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
III. Этап актуализации знаний и умений Цель: подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии. | Подведение к теме урока через интеллектуальную разминку Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Прочитайте только красные буквы и вы узнаете тему сегодняшнего урока. ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ Подводящий диалог - Кто такие фантазёры? - Как вы думаете, говорить неправду и фантазировать – это одно и то же, или нет? Выслушиваю мнения 2-3 детей. Убеждаюсь, что дети не могут однозначно ответить на вопрос. После этого переходим к формулированию цели. - В чём нам сегодня предстоит разобраться? Кто поможет нам разобраться в этом вопросе? – Николай Носов. Страна Вообразилия – Такую мы все знаем. И с Николаем Носовым Там снова побываем. Неправда и фантазия- Как их нам распознать? Для этого и будем Сегодня мы читать. | Разгадывают слово «фантазёры». Высказывают мнение по поводу возникшей гипотезы. Дети формулируют тему урока (Н.Носов «Фантазёры») и задачу (Выяснить: говорить неправду и фантазировать – это одно и то же или нет?) | Фронтальная | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез для сравнения, выбор оснований Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя |
IV Первичное усвоение новых знаний Цель: выполнение заданий, которые приведут к идее доказательства поставленной задачи | Приём «чтение с остановками». | -Ваша задача следить за чтением и размышлять над поставленной задачей После каждого логически законченного отрывка задаётся вопрос: "А что же будет дальше?", «Что, по вашему мнению, произойдет потом» и т.п. | Читают текст, используя приём «чтение с остановками». Высказывают предположения | Фронтальная индивидуальная | Познавательные: общеучебные : выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; умение обобщать. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Устанавливать причинно-следственную связь. |
Физминутка. V. Первичная проверка понимания | Использование «тонких» и «толстых» вопросов | Фрагмент 1 - Как зовут главных героев рассказа? - Чем занимались мальчики на досуге? - Какие небылицы они рассказывали? - Как вы думаете, зачем они это делали? - Как это их характеризует? Какими были по характеру ребята? - По-вашему, фантазировать полезно или вредно? - Как можно озаглавить прочитанную вами часть? Фрагмент 2. - Как звали нового знакомого ребят? - Он вам понравился? Вы хотели бы с ним дружить? - Почему? Каким был этот мальчик? - Какие его поступки это доказывают? - Какое заглавие вы бы придумали для этой части рассказа? Фрагмент3. - Какое доброе дело сделали Стасик и Мишутка? - Как оно их характеризует? - Придумайте заглавие к этой части рассказа. Кто, по вашему мнению, фантазер. А кто врун? Почему? | Дети слушают, высказывают предположения, делают выводы. | Фронтальная индивидуальная | Регулятивные: высказывать своё предположение (версию). Познавательные: перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные: мотивация учебной деятельности. |
VI. Первичное закрепление | Использование «Кубика Блума». Работа в парах по карточкам | Учитель организует фиксирование темы и цели урока На гранях кубика написаны начала вопросов «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос по рассказу по той грани, которая окажется сверху. На - Ребята, вспомните, какую цель мы ставили на урок. Чтобы ответить на поставленный вопрос, поработаем в парах. Карточка « Фантазер и врун». - Распределите предложенные слова и фразы. Сделаем вывод: фантазёр и врун – это одно и то же? | Формулируют вопросы. Систематизируют полученные знания Ученики получают карточки с заданием и работают в парах: - Какие из слов и предложений характерны для фантазёров, а какие - для врунов. Карточка: Врать, обманывать, изобретать, выдумывать, лгать, фантазировать, клеветать. Придумывать ради собственного удовольствия. Обманывать кого-либо с выгодой для себя. Сочинять интересную историю. Обманывать, чтобы получить какую-то выгоду. Дети делают вывод. - Это разные понятия. Фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди. А обманщики от своего вранья ищут выгоду | Фронтальная индивидуальная | Коммуникативные: умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве; умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания. Познавательные: Развивать познавательную инициативу (уметь задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве). Выделять существенную информацию из текстов и сообщений |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Творческое домашнее задание | -Домашнее задание сегодня на выбор 1) сочинить свою собственную небылицу; 2) подобрать 5 пословиц о фантазии и лжи. | Осуществляют выбор | | Познавательные: умение осуществлять поиск нужной информации |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. | Облако "тегов" | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Дети продолжают одно из высказываний сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… | | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |