Сначала учитель читает до «Взошёл солдат в первую палату…». Ребята, с каким героем мы знакомимся в начале произведения? (с солдатом) Куда он направляется? (на родину) Ребята, как вы думаете, почему слово «родина» написано с маленькой буквы? (потому что имелась в виду маленькая родина, место рождения и жизни) Кого повстречал солдат? (нечистого) Каким писатель изобразил нечистого? Прочитайте его описание. О чём нечистый попросил солдата? (чтобы тот сослужил ему службу) А что значить «сослужить службу»? (сделать кому-то что-то полезное) Как вы понимаете: «рожа сладенькая, а грязная», «служба нехитрая»? Ребята, давайте же узнаем, что было дальше. Ученики читают по цепочке до 2 абзаца на стр. 123. Куда нечистый отвёл солдата? (в свои палаты) Кого солдат встретил в первой палате? (Кровавого сокола) Как сокол вёл себя? (бился, злился) Прочитайте описание сокола. Кого солдат встретил во второй палате? (Серебряного сокола) Как сокол вёл себя? (пригорюнился) Прочитайте описание сокола. Как вы понимаете слово «пригорюнился»? Кого солдат встретил в третьей палате? (Солнечный сокола) Как сокол вёл себя? (сидел спиной к солдату) Прочитайте описание сокола. Что почувствовал солдат, увидев соколов? (совестно стало) Что значит «совестно»? (чувство угрызений совести) Почему солдату стало совестно? (солдат нанялся охранять соколов, ограничивать их свободу) Куда солдат пошёл после встречи с соколами? (В сад) С кем познакомился солдат в саду? (С берёзой) Что просила у солдата берёза? (просила сослужить ей службу) Согласился ли солдат? (да) А сразу ли согласился? (нет) Почему? (хотел за деньги) А как хотела берёза? (чтобы по душе сослужил) Ребята, что значит «служить по душе»? (служить бескорыстно, во благо кому-то) А как можно перефразировать выражение «служить за деньги»? (ради своей выгоды) А как берёза назвала службу за деньги? (службой нечистому) Ребята, лучше служить ради своей выгоды или во благо кому-то? О чём берёза просила солдата? (чтобы он нашёл в деревне дедушку Николая и выполнил его указание) Ребята, о том, что сказал дедушка Николай солдату, мы узнаем после небольшого перерыва. Минутка релаксации. Дети читают до конца. Что же сказал Николай? Прочитайте по ролям отрывок. (от «Вот пошёл в деревню...» до «пропал с глаз») Дал ли дедушка Николай чёткое указание? (нет) Что же предложил дедушка Николай солдату? (делать то, что сердце прикажет) Как вы поняли указание дедушки Николая? (делать то, что сердце считает верным) Понял ли дедушку Николая солдат? (нет) Что солдат решил сделать с кровавым соколом? (отпустить его) Как кровавый сокол отблагодарил солдата за освобождение? (расцарапал щёки и улетел) Кто заживил раны солдата? (берёзка) Как освобождение сокола повлияло на берёзу? (она стала девушкой по грудь) Что солдат сделал с серебряным соколом? (отпустил его) Почему он это сделал? (стало жаль, сердце подсказало) Как освобождение серебряного сокола повлияло на берёзовую девушку? (она вышла из берёзы по пояс) Зачем же солдат освободил солнечного сокола? (понял, что так можно девушку освободить) Легко ли ему далось освобождение сокола? (нет) Какие трудности возникли у солдата? (лицо жгло, руки холодило и жарило) Как освобождение сокола повлияло на девушку? (она освободилась) А какие же последствия для солдата имело освобождение солнечного сокола? (солдат ослеп) Ребята, как вы думаете, почему солдат взялся освобождать берёзовую девушку и соколов? (сердце подсказало) А всегда ли за добрым поступком следует благодарность? (нет) Добрые поступки иногда даются с трудом, и на первый взгляд, человек расплачивается за свою доброту. Но добро награждается добром. Кто отблагодарил солдата? (серебряный сокол) Что он сделал? (исцелил слепоту слезами) Кем же оказались берёзка и соколы? (сестрой и братьями, которых околдовал нечистый) Как солдат смог расколдовать их? (убив нечистого) Почему солдат спас девушку и соколов? (добрый был, сердце слушал) Каков конец сказки? (стали жить все вместе, потом солдат женился на девушке) Кого из братьев особенно полюбил солдат? (серебряного) За что? (за его сердечность) Как вы понимаете: «сердечность»? Чего общего между солдатом и серебряными соколом? (солдат тоже был сердечным) Так за что же солдат полюбил серебряного? (за то, что он был таким же, как солдат) |