- Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит. - Писатель очень любил деревенскую жизнь. Ранние деревенские впечатления навсегда сохранились в душе Бунина. - Основная тема поэзии Бунина – русская природа. - Родная природа! В художественных произведениях она всегда объединяется с понятием "родина". Даже находясь вдали от родины, писатели и поэты посвящали ей свои стихи, рассказы и повести. - Итак, откроем учебники на стр. 175. Как называется первое стихотворение, с которым мы познакомимся? - О чем пойдет речь в стихотворении? - Хорошо. Какие полевые цветы вы знаете? (ромашка, василек, колокольчик, лютик и др.) Рассмотрите внимательно полевые цветы (картинка 1 на парту + большая на доске) - Сейчас я предлагаю послушать это стихотворение. Слушаем внимательно. Следим за текстом в учебнике. (аудио материал) - Давайте прочитаем первое четверостишие… (читает 1 ученик) В блеске огней, за зеркальными стеклами, Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. - Ребята, какие цветы Бунин описал? - Верно, дорогие цветы, цветы, которые выращивают специально для украшения, на продажу. А где поэт их мог увидеть? (картинка – цветочный магазин) - Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы. - Второе четверостишие: (читает ученик) Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из-за синих морей; Их не пугают метели холодные, Бурные грозы и свежесть ночей… - Что такое теплица? Отапливаемое сооружение со светопрозрачным покрытием, предназначенное для выращивания растений. (картинка) - Что значит «их привезли из-за синих морей»? - Почему эти цветы «не пугают метели холодные, бурные грозы и свежесть ночей»? - Что значит «свежесть ночей» (Часто слышим: «На улице сегодня свежо» т.е. прохладно) - Читаем дальше… (1 ученик) Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов: Их возрастила весна благовонная В зелени майской лесов и лугов. - О каких цветах речь теперь? - Посмотрите ещё раз на изображение цветов… Назовите их… - Что обозначает слово «благотворная»? (благо творить – делать добро: пришла весна, ожила природа, сотворилось добро) - Именно в мае начинают цвести полевые цветы. - Читаем дальше… (1 ученик) Видят они не теплицы зеркальные, А небосклона простор голубой, Видят они не огни, а таинственный Вечных созвездий узор золотой. - Чем же отличаются полевые цветы от дорогих магазинных братьев? (полевые цветы растут не в теплицах, а в природе, под голубым небом) - Читаем дальше… (1 ученик) Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они И говорят про давно позабытые Светлые дни. - О каких светлых днях говорят автору полевые цветы? (приятные воспоминания, отдых, прогулки) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1) - Прочитаем стихотворение ещё два раза, читаем по цепочке… - Ребята, а как называет Бунин полевые цветы? - Но почему он называет их сестрами и братьями? Ведь они не люди? - Верно, потому что он сравнивает их с людьми и обращается к ним как к живым. - Что это за художественный приём, который использует поэт? Когда мы наделяем неодушевленные предметы свойствами живых существ? Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. (слово ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ на доску! Повторяем его 3 раза, запоминаем) - Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? Полевые или дорогие заморские? |