СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения. Тема: И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения для 3-го класса. УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Тема: И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»»

План - конспект урока


Класс: 3

Предмет: Литературное чтение

УМК «Школа России»

1.Тема урока: И.А.Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»

3.Цели урока: продолжить знакомство с творчеством И.А.Бунина

4.Задачи урока:

- раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина;

- продолжить знакомство с литературоведческими терминами;

- учить читать и понимать стихи;

- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;
- прививать любовь к русской поэзии.

5. Оборудование: учебник, аудио материал, портрет И.А.Бунина, иллюстрация к стихотворениям, солнышки

6. Структура урока:

Дидактическая структура урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Колокольчик прозвенел,

Всех собрать он в класс сумел!

Не сутультесь, встаньте ровно,

Ведь к уроку все готово?

Всем садиться разрешаю,

И урок мы начинаем!

Приветствуют учителя.



Слушают стихотворение, садятся


2. Сообщение темы и цели урока

- Посмотрите на доску. Знаком ли вам этот человек? (портрет И.А.Бунина)

- Верно, это писатель. Зовут его Иван Алексеевич Бунин.

Я хочу прочитать вам слова Ивана Алексеевича Бунина: «Мир везде исполнен красоты…».

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Верно. Иван Алексеевич хотел нам сказать о том, что нас постоянно окружает прекрасное.

- Эти слова я оставлю на доске, в качестве символа нашего урока. (табличка со словами)

- Сегодня нам предстоит встреча с удивительными стихотворениями русского поэта XX века Ивана Алексеевича Бунина.


3.Открытие «нового» знание










Работа над стихотворением «Полевые цветы»



















































- Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит.

- Писатель очень любил деревенскую жизнь. Ранние деревенские впечатления навсегда сохранились в душе Бунина.

- Основная тема поэзии Бунина – русская природа.

- Родная природа! В художественных произведениях она всегда объединяется с понятием "родина". Даже находясь вдали от родины, писатели и поэты посвящали ей свои стихи, рассказы и повести.


- Итак, откроем учебники на стр. 175. Как называется первое стихотворение, с которым мы познакомимся?

- О чем пойдет речь в стихотворении?

- Хорошо. Какие полевые цветы вы знаете? (ромашка, василек, колокольчик, лютик и др.) Рассмотрите внимательно полевые цветы (картинка 1 на парту + большая на доске)


- Сейчас я предлагаю послушать это стихотворение. Слушаем внимательно. Следим за текстом в учебнике. (аудио материал)


- Давайте прочитаем первое четверостишие… (читает 1 ученик)


В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

- Ребята, какие цветы Бунин описал?

- Верно, дорогие цветы, цветы, которые выращивают специально для украшения, на продажу. А где поэт их мог увидеть? (картинка – цветочный магазин)


- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.


- Второе четверостишие: (читает ученик)

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…


- Что такое теплица?


Отапливаемое сооружение со светопрозрачным покрытием, предназначенное для выращивания растений.

(картинка)



- Что значит «их привезли из-за синих морей»?

- Почему эти цветы «не пугают метели холодные, бурные грозы и свежесть ночей»?

- Что значит «свежесть ночей»

(Часто слышим: «На улице сегодня свежо» т.е. прохладно)



- Читаем дальше… (1 ученик)


Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.


- О каких цветах речь теперь?

- Посмотрите ещё раз на изображение цветов…

Назовите их…


- Что обозначает слово «благотворная»? (благо творить – делать добро: пришла весна, ожила природа, сотворилось добро)

- Именно в мае начинают цвести полевые цветы.


- Читаем дальше… (1 ученик)


Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.


- Чем же отличаются полевые цветы от дорогих магазинных братьев?

(полевые цветы растут не в теплицах, а в природе, под голубым небом)


- Читаем дальше… (1 ученик)


Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.


- О каких светлых днях говорят автору полевые цветы? (приятные воспоминания, отдых, прогулки)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1)


- Прочитаем стихотворение ещё два раза, читаем по цепочке…


- Ребята, а как называет Бунин полевые цветы?


- Но почему он называет их сестрами и братьями? Ведь они не люди?

- Верно, потому что он сравнивает их с людьми и обращается к ним как к живым.

- Что это за художественный приём, который использует поэт? Когда мы наделяем неодушевленные предметы свойствами живых существ?


Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.


(слово ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ на доску! Повторяем его 3 раза, запоминаем)


- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? Полевые или дорогие заморские?


Слушают учителя











Открывают учебники

- О плевых цветах

Отвечают на вопрос


Слушают стихотворение и следят за текстом

















Ответы детей

- В магазинах, на витринах

Отвечают на вопрос









- Они пышно цветут, у них красивые листья и стебли.














4. Физкультминутка (2)


- А сейчас мы немного отдохнем:

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют движения за учителем


5. Открытие «нового» знания



Работа над стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…»

- Хорошо. Теперь познакомимся со следующим стихотворением И.А.Бунина.

- Посмотрите на стр.176.Я предлагаю нам его также послушать. Вы следите за текстом и внимательно слушаете.( аудио материал)


- Итак, какие чувства у вас возникли при просушивании стихотворения?


- Прочитаем стихотворение по цепочке… (4 человека)


Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.


Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб —
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.


Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу...


О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!


- О каком времени года говорится в стихотворении?

- О каком животном говорится в стихотворении? Прочтите описание оленя.

(Зачитывают отрывок: «В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.»)

- А с каким чувством автор описывает животное?

- Он им восхищается?

- Где и почему происходит перелом настроения? Укажите точно строчку.


- Почему это переломный момент? Что случилось?


- Верно, далее появилась охотничьи собаки.

- Как вы понимаете значение слов «гон»? (…теряется собачий гон…)

(в данном случае – гон – погоня за оленем, собаки погнались за ним; «теряется собачий гон» - убежали очень далеко)


- Автор показал нам, как красиво убегал олень. Давайте зачитаем последнее четверостишье.

- О чем говорит автор? Какое настроение у нас появилось?





- Какую главную мысль хотел донести до нас Иван Бунин?

- Верно. Красоту нужно беречь, не уничтожать, а преумножать. И тогда жизнь на Земле будет красивой и счастливой.


Если останется время, то дети выразительно читают стихотворения по цепочке.

Слушают стихотворение и внимательно следят


Ответы детей













































- О зиме

- Об олене.







- Да, автор восхищается красотой оленя.

Зачитывают строчку: «И вдруг — прыжок!»

- Послышался лай собак











Зачитывают отрывок.



- Радостное, восторженное от того, что олень сумел спасти свою жизнь.

Ответы детей

6. Итог урока.












Рефлексия


- Ребята, с творчеством какого поэта мы сегодня знакомились?



- С какими произведениями?



- О чем было первое стихотворение?


- А о чем второе?

- Какое из двух стихотворений вам понравилось больше? Почему?



- Хорошо. Я раздаю вам солнышки. Если на уроке у вас было хорошее настроение, то нарисуйте хорошее настроение. Если у вас на уроке было плохо настроение, то нарисуйте грустное лицо.

- Ивана Алексеевича Бунина

- «Полевые цветы» и «Густой зеленый ельник у дороги…»

- О заморских и полевых цветах

- О спасении оленя

Отвечают на вопрос



Оценивают свое настроение на уроке






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!