СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: С. Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с произведением С. Я. Маршака «Автобус  номер двадцать шесть»; учить анализировать произведение, сравнивая характеристики героев; разгадать замысел автора; совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать речевые умения и творческие способности при чтении произведения С. Маршака “Автобус номер двадцать шесть”; повторить правила поведения в транспорте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: С. Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».»

Тема: С. Я. Маршака «Автобус номер двадцать шесть».

Цель:

Познакомить с произведением С. Я. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»; учить анализировать произведение, сравнивая характеристики героев; разгадать замысел автора; совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать речевые умения и творческие способности при чтении произведения С. Маршака “Автобус номер двадцать шесть”; повторить правила поведения в транспорте.

Ход урока.

1.Организационный момент.

           Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

                 Пусть книги друзьями заходят в дома.

                 Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.

-Как вы думаете, ребята, какую ценность представляют собой книги?

Выводы учащихся о ценности книг.

- Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения? (Ответы детей)

-Как вы думаете, почему так важно изучать литературу? (Благодаря литературе мы узнаём много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами, а также мы совершенствуем свои умения читать правильно, выразительно)

-Молодцы, ребята.

А учебные книги представляют для людей какую – либо ценность?

-Чтобы книги долго хранились и люди долго могли пользоваться ими, как необходимо к ним относиться?

- Что значит беречь и бережно относиться? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

2. Работа над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.

Начинаем урок с дыхательной разминки.

Свеча”. Представьте, что перед вами яблочный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и постарайся задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Звукоподражание”. Вспомните и воспроизведите:

Над ухом звенит комар: з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко).
Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо)

Мы выполнили разминку, для того чтобы выработать у себя правильное дыхание.

3.Актуализация знанийПостановка проблемы.

Игра «Доскажи словечко»

 «Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на___(ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной___(фуражке,

Это он,

Это он,

Ленинградский___(почтальон) »

Из какого произведения строки? («Почта»)

Сел он утром на (кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул (руки) -

Оказалось, это (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)

Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось… ( колесом) («Мойдодыр»)

Стала петь мышонку (утка) :

- Га-га-га, усни, (малютка)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду.) («Сказка о глупом мышонке»)

- Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку) .

Сверху на перинку

Чистую (простынку) .

Вот тебе под ушки

Белые (подушки) .

Одеяльце на пуху

И платочек (наверху). («Усатый полосатый»)

-Какое произведение было лишним? (Ответы детей. Потому, что это произведение К. И. Чуковского, а остальные С.Я. Маршака).

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).

- Ребята, рассмотрите материал к сегодняшнему уроку на стр.19-21. Какое произведение включено в урок? Как вы думаете, над чем вы сегодня будете работать, чему учиться? Вспомните, что на стр.3 учебника перечислены цели изучения темы, они вам помогут определить задачи сегодняшнего урока.

- А теперь попробуйте сформулировать учебную задачу каждый лично для себя, в чём бы вам хотелось совершенствоваться?

4.Работа над стихотворением С. Я. Маршака

Аудиозапись стихотворения С. Я. Маршака

- Понравилось ли вам стихотворение?

– Кто автор этого произведения?

– Как называется это стихотворение?

А хотелось бы вам его прочитать ещё раз самим? Давайте попробуем это сделать.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

ав-то-бус –         автобус

верб-люд –          верблюд

гип-по-по-там – гиппопотам

дель-фин –         дельфин

вполз-ти –         вползти

на-воз-ный –         навозный

про-вор-ча-ла –         проворчала

за-спо-ри-ла –         заспорила

по-ссо-рил-ся –         поссорился

про-жуж-жал – прожужжал

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.

5. Физкультминутка

Ловко прыгают зайчата:
Прыг да скок, прыг да скок!(прыжки)
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!(бег)
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.(ходьба)
Мишка по лесу идет:
“Где здесь пчелы, где здесь мед?”
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(потягивание – руки вверх)
И вокруг запели птицы!
Ну а нам пора учиться!
(садятся за парты)


6.Продолжение работы над темой.

Далее учащиеся читают стихотворение вслух цепочкой по одной строке.

- Как вы думаете, можно ли это стихотворение назвать юмористическим?

Обоснуйте свой ответ.

Какие интонации преобладают в стихотворении? (Осуждающие, немного ироничные, автор возмущается тем, как ведут себя животные в автобусе, и в то же время описывает эту ситуацию с некоторой иронией.) (пояснить детям. значение этого слова)

Ирония - это когда человек подшучивает над тобой или другим человеком, при этом не желая его (тебя) обидеть.

Ирония- (от греч. eironeia - притворство, отговорка) -  первоначально манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает или считает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). Сократовская ирония состояла в том, что мудрый 

Прочитайте первые две строфы. В чём. заключается ирония автора? (Автор описывает животных, которые не контролируют своё поведение в общественном месте, каждый из них думает только о том, как бы ему попасть в автобус, не заботясь о других, а ирония заключается в том, что зачастую движения и поступки героев нелепы, неуместны.)

Перечитайте третью и четвёртую строфы стихотворения. Почему реплики, которые произносят герои произведения, вызывают у вас смех? (Каждый слышит только себя, в репликах нет никакой логики можно сказать, что они абсурдны (пояснить детям. значение этого слова); такие жизненные ситуации может подметить только наблюдательный художник. )

Абсу́рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»; от лат. ad absurdum, «исходящий от глухого») —

  1. нечто алогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.

  2. В повседневном обиходе — бессмыслица, галиматья, бред, чушь.

- Найдите и прочитайте ту часть стихотворения, где абсурдность ситуации всё больше и больше накаляется с каждой строкой.

- Какой вывод в конце стихотворения делает автор? Прочитайте. Что он хотел сказать этими строками?

-Как нужно вести себя героям произведения, чтобы автобус поехал дальше?

-Как вы думаете, можно ли наблюдать похожую ситуацию в повседневной жизни? Где и когда это можно наблюдать?

 -Кого С.Я. Маршак имел в виду, рассказывая историю о животных?

– Какой совет скрывается в последнем четверостишии?

– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.

– Какой секрет вы открыли?

– Какие буквы алфавита не использовал автор?

– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?

Учитель демонстрирует изображения животных и кратко рассказывает о них.

 Игра «Назовите буквы».

Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.

– Какие буквы вы видите? Назовите!

Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.

– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?

Творческое задание в группах.

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

7. Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

-Что сегодня вам особенно понравилось на уроке? Какую информацию запомнили на уроке? В чём каждый из вас был успешен?

Какую важную мысль вы вынесли сегодня из стихотворения С.Я. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»?

Прозвени – ка, дружок, 
Голосистый звонок. 
Перемену ждут ребята, 
Поиграть, попрыгать надо.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!