СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 1 классе.Тема: Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен коспект урока+презентация к уроку литературногочтения в 1 классе РО системы Занкова.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока»

План - конспект урока литературного чтения в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 1

Учитель: Тимофеева М. Н.

УМК: РО, автор В. Ю. Свиридова.

Тема: Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства».

Цели:

1. Воспитательные:

  • способствовать развитию у обучающихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом;

  • развивать коммуникативные навыки через работу в группе, в паре и самооценку своей деятельности;

  • создать ситуации успеха для каждого ребенка;

  • вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания;

  • воспитывать доброту, чуткость, показать ценность и необходимость общения, дружбы и привязанности;

  • формировать у детей положительные качества личности;

  • воспитывать интерес к чтению и целеустремлённость в добывании знаний.

2. Развивающие:

  • развивать умения работы с текстом: выделять главное в тексте, определять авторское отношение к событиям и умение характеризовать персонажи, развивать умение ориентироваться в тексте и искать информацию по заданию;

  • развивать образное мышление, память (зрительную, слуховую, оперативную), устойчивое внимание, словарный запас обучающихся;

  • стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

3.Обучающие:

  • продолжить знакомство с рассказом В. Драгунского «Друг детства»;

  • совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения целыми словами вслух и про себя, развитие темпа чтения;

  • развивать умение принимать и решать учебную задачу;

  • обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии.


Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:

-развивать навык чтения;

-воспринимать на слух рассказ в исполнении учителя и обучающихся;

-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- формировать умение анализировать художественный текст;

-расширять словарный запас обучающихся;

-составлять устный рассказ про игрушку.

Личностные:

-способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного и смысле своих поступков и поступках других людей;

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм, ценностей и высказывать своё отношение к ним;

- формировать умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

- формировать позитивное отношение к чтению, к книге;

- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-самостоятельно делать выводы;

-давать оценку собственной и коллективной деятельности.

Самоопределение – есть ли у меня любимая игрушка?

Регулятивные:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- планировать пути решения поставленной проблемы;

- осваивать способы работы с книгой;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком, иллюстрацией учебника;

- формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, иллюстрацией, содержанием),

перечитывать текст с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение главной мысли текста, поиск нужных строчек;

-овладеть способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-понимать цель чтения;

-освоить способы решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

-уметь слушать и понимать речь других;

- формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- взаимодействовать в парах, группах;

- выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

-уметь находить общее решение;

умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение в совместной деятельности, слушать и слышать собеседника и вести диалог;

признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение;

избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Тип урока: урок чтения и анализа литературного текста.

Методы: словесный; проблемный; исследовательский; методы иллюстрации: слайдов, плакатов, использование презентаций; работа в группах; формирования познавательного интереса; рефлексии; метод самоконтроля, «Синквейн».

Формы организации: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Используемые педагогические технологии: технология деятельностного подхода; информационно - коммуникативные; здоровьесберегающая; технология продуктивного чтения и критического мышления.

Средства обучения: ИКТ, презентация по теме, аудиозапись песни.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint; учебник «Литературное чтение» Свиридовой В.Ю.; карточки со словами для парной, групповой и фронтальной работы, иллюстрации; карточки для синквейна, листок самооценки и индивидуальной работы, трафарет с изображением детской ладони; аудизапись песни «Настоящий друг»; рисунки детей «Моя любимая игрушка»; книга В. Драгунского «Денискины рассказы»; детские игрушки.


Этапы урока:


Стадии

Виды и формы работы

Время

  1. Оргмомент.

1.Эмоциональный настрой обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

2 мин.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Речевая разминка.

  2. Загадка.

  3. Чтение стихотворения

  4. Выставка рисунков.

6 мин.

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка темы и цели урока.

  1. Коллективное определение темы и целей урока.

  2. Ответы на вопросы к самостоятельно прочитанному тексту.

  3. Ф/пауза

5мин.

  1. Открытие новых знаний знаний.

1. Подготовка к первичному восприятию текста. Работа с названием произведения.

  1. Проверка домашней работы. Ответы на вопросы к самостоятельно прочитанному тексту.

  2. Знакомство с новым материалом.

А. Заданное чтение 2 части рассказа.

Б. Проверка восприятие прочитанного текста.

Физпауза: гимнастика для глаз

4. Закрепление материала.

А. Работа над содержанием текста.

Б. Творческая работа в форме свободных высказываний.

В. Рассмотрение иллюстрации.

Г. Групповая работа.

15 мин.

  1. Итог урока.

1. 1. Недописанный тезис «ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО …»

3мин.

  1. Рефлексия. Оценивание и самооценивание.

1. Творческая работа

1.Составление сиквейна.

3 мин.

4 мин.

  1. Домашнее задание.

Выберите для себя любое творческое задание:

1) можно нарисовать плюшевого мишку таким, каким его описал В. Драгунский;

2) можно подготовить рассказ о своей любимой игрушке;

3) можно подобрать пословицы о дружбе.

2 мин


Конспект урока урока

I. Организационный момент

Звучит музыка песни «Дружба»

СЛАЙД 2


-Здравствуйте ребята! Давайте встанем и порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками. Поделимся хорошим настроением, с теми, кто рядом с нами.

Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам)

Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)

Делится счастьем и добром (руки в стороны).

- Молодцы! Улыбка дарит хорошее настроение всем. Продолжим наш урок.

-Какими вы постараетесь быть на уроке? (Я буду внимателен. Я всё запомню. Я возьму с собой хорошее настроение. Я помогу своему товарищу).

II). Актуализация опорных знаний

1.Речевая разминка.

Самолёты взлетают: у – у – у.

Машины едут: ж – ж – ж.

Лошадки поскакали: цок – цок – цок.

Рядом ползёт змея: ш – ш – ш.

Муха бьёт в стекло: з – з – з .

2.Читаем текст, чётко выделяя голосом то слово, которое выделено

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.


СЛАЙД 3


3.Упражнений для артикуляции. Загадка.

-Послушайте и отгадайте загадку.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

-Проверим себя.

Слайд 4



-Прочитайте.

Медведь – это дикое животное.

Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу.

Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу и питается ягодами.

Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу, питается ягодами, зимой спит.

Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу, питается ягодами, зимой спит в берлоге.

-Прочитайте самое точное предложение, которое характеризует это животное.

4.-Прочитайте и скажите, о ком идёт речь в этом стихотворении?

СЛАЙД 5



Уронил мишку на пол

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он …


-О каком мишке идёт речь? (об игрушечном)

-А почему у игрушечного мишки оторвана лапа?

-Как обращалась  хозяйка с игрушечным мишкой?

-У кого из вас дома есть старые игрушки?

-Как вы к ним относитесь?

5. -Ребята, я знаю, что к нашему уроку вы выполнили творческое задание – нарисовали свою любимую игрушку.

-Внимание на выставку рисунков!

(Обратить внимание обучающихся на выставку рисунков, продемонстрированную на магнитной доске)


III). Постановка темы и цели урока. Мотивация.

-С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

(Виктор Драгунский)

-Как называется произведение, с которым мы начали работать на прошлом уроке? («Друг детства»)

-К какому жанру относится это произведение. (Рассказ)

-Предположите тему урока.

(Продолжим работу над содержанием рассказа «Друг детства»

В. Драгунского)


СЛАЙД 6


-Интересно, что думает Дениска, главный герой этого произведения по вопросу: «А может ли игрушка быть другом?»

-Хотите узнать? (Конечно, да)

-Тогда давайте определим цель урока.

-Внимание на слайд!

СЛАЙД 7



Ф/пауза


4). Открытие знаний.

1. Подготовка к первичному восприятию текста.

Работа с названием произведения.


СЛАЙД 8



-Рассказ называвется «Друг детства». Как вы думаете, о чём или о ком мы будем читать? (О друге детства)

-А кто или что может быть другом детства? (Называют)

Обобщает учитель:

-Да, друзья могут быть разные.

ДРУГ


(игрушка животное ребята со двора одноклассники)


СЛАЙД 9




-У нас несколько предположений.

-Какое же из них верное? Как это узнать?

-Правильно, надо прочитать рассказ.

-Чтобы понять главную мысль автора, как надо читать?

(Надо читать вдумчиво, грамотно, внимательно).

2.Проверка домашней работы. Ответы на вопросы к самостоятельно прочитанному тексту.

-На прошлом уроке и дома вы читали 1 часть этого замечательного произведения. Вспомним содержание этой части.

-Кто герой этого рассказа? (Героем рассказа является маленький мальчик)

- Сколько лет герою? (Ему было лет шесть или шесть с половиной)

-Герою 6 или 6 с половиной лет. Значит, по отношению к вам он …ровесник.

-Внимание на доску! Прочитайте слова с доски:

астроном,

капитан,

начальник станции,

художник,

путешественник, боксёр.

-Как эти все слова можно назвать одним словом? (Профессии)

-Как Дениска относился к людям, к разным профессиям? Найдите в тексте и прочитайте, что по этому вопросу пишет автор.

-Часто ли герой менял свой выбор? Как вы думаете почему?

-Какие слова автора об этом говорят?

(Был маленький и его привлекали разные профессии)

-Ребята, в этой части текста употребляется слово груша. Как думаете, а в каком значении оно употреблено?

СЛАЙД 10



(Груша – это спортивный снаряд боксеров для отработки силы удара.)

-Что еще может обозначать слово «груша»?

(Груша – фрукт, дерево. Груша – это предмет, похожий по форме на грушу.)

–Ребята, предположите, а что будет дальше?

(Выслушиваются разные ответы детей)

Ф/пауза


  1. Знакомство с новым материалом.

А). Заданное чтение 2 части.

-Хотите узнать продолжение истории? Вам интересно, станет мальчик боксером или нет? Тогда слушайте.

(Комбинированное чтение 2 части рассказа по частям.)

Б). Проверка восприятие прочитанного текста.

–Докажите словами из текста, что мишка действительно был старой игрушкой.

СЛАЙД 11

(Дети зачитывают описание внешнего вида мишки.)

-Дениска увидел этого облезлого мишку и вспомнил…

-Что же мог вспомнить Дениска? (Тогда - любил, жизнь бы отдал)

-Какое чувство возникло у Дениски, когда он посмотрел на медвежонка? (Ему стало жалко, обидно)

-Почему вы так решили, объясните.

-Как вы думаете, как Дениска относился к своей игрушке, пусть даже и старой?

  1. Закрепление материала.

  2. Работа над содержанием текста.

–Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши?

(Ему стало жалко свою игрушку.)

-Будет ли Денис боксером? Почему? (Нет, не будет. Денис добрый, он не может бить даже плюшевого мишку – друга детства. Нельзя бить своего друга, даже если друг – игрушка.)

-Автор хочет нам сказать, что с мишкой много и часто играли. Какое слово он употребил? (Облезлый)

-Как вы понимаете слово облезлый? (старый, не пушистый, возможно с дырочками).

-А почему же шоколадный? (Шоколад любят все дети, а Дениска любит своего мишку).

-А как к нему относились? Как об этом говорит автор? (Заботились, он глаз потерял - пуговицу пришили)

-Мишка смеётся разными глазами. Почему смеётся? (Рад встрече, рад, что про него вспомнили)

-Разве можно бить такого медвежонка и тренировать об него силу удара?

-А вы бы смогли тренироваться на любимой игрушке? Почему?

-Ребята, а у кого из вас есть любимая игрушка?

-Как надо обращаться с любимой игрушкой?

(Беречь игрушку, не ломать, а если сломалась, то починить, зашить.)

-Любимая игрушка – это как самый верный близкий друг. Она не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст.

Б). Творческая работа в форме свободных высказываний обучающихся о своей любимой игрушке с показом этой игрушки.

-Ребята, мы сегодня соавторы писателя. Давайте тоже расскажем о своём игрушечном друге. (выслушиваются ответы детей)

-Проходит время, на смену одной игрушке приходит другая. А где вы храните игрушки?

-Что с ними происходит, когда вы перестаёте с ними играть?

-Как вы думаете, Денис рассказывает о медведе как о простой игрушке? (Он представляет, что Мишка живой.)

-Какие слова автора помогают нам представить Мишку как живого?

(Весело смотрит, забавная мордочка. Денис сажал его за стол, кормил кашей, вареньем, укладывал спать, таскал везде с собой и др.)

-Как он его называл? (Самый лучший друг, настоящий друг детства за мишку).

– Какие слова из текста подчёркивают большую любовь мальчика к мишке?

(«… я за него тогда жизнь бы отдал».)

СЛАЙД 12


–Почему Дениска чуть не заплакал?

(Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства»).

-Почему Дениска «раздумал быть боксером»?

В). Обратимся к иллюстрации на с. 57.

-Каков выбор художника?

(мишка улыбается и не может быть бит этими перчатками).

-Правильный ли выбор, по-вашему мнению, совершил Дениска?

Вывод:

-Мальчик совершил правильный выбор. Его жизнь будет счастливой, благополучной и радостной, ведь он поступил по совести.

-Вырастет ли Дениска настоящим другом? (ДА)

Г). РАБОТА В ПАРЕ (звучит песня на время работы пар за партой)

-Каким должен быть настоящий друг?


СЕРДЕЧНЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЗЛОЙ ЖАДНЫЙ

ВЕРНЫЙ ГРУБЫЙ ДОБРЫЙ


ДЕНИСКА


-Проверим свою работу.

СЛАЙД 13


Приложение 2.

5. Итог урока.

-Мы познакомились с замечательным произведением В. Драгунского. Напомните ещё раз название.

-Что хотел донести до нас автор?

(Не только человек может быть другом, но и игрушки)

-Чему учит этот рассказ?

(Рассказ учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок)

Недописанный тезис «ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО…».

СЛАЙД 14


-Достигли ли мы цели нашего урока?

Составление сиквейна.

-Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Друг.
Мягкий, пушистый.
Утешает, радует, слушает.
Он в беде не бросит.
Игрушка.


5.Рефлексия. Оценивание и самооценивание.

-Мы достигли с вами цель урока. И это стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу.

-Сегодня вы слушали и слышали друг друга. И меня это очень радует.

(можно на фоне песни о дружбе)

Продолжи фразу:

Я сегодня узнал…

Теперь я умею…


-Обведите свою ладонь на листе бумаги. В ее середине написано «С кем я дружу», и на каждом пальчике допишите свои ответы.

-У кого есть надписи на каждом пальчике?

-У кого остались пальчики без подписи?

-Все-таки друг самый лучший и надёжный один друг. Выделите его на своей ладошке.



  1. Домашнее задание.

- Дома вы еще раз внимательно прочитаете рассказ. И выберите для себя любое творческое задание:

1) можно нарисовать плюшевого мишку таким, каким его описал В. Драгунский;

2) можно подготовить рассказ о своей любимой игрушке;

3) можно подобрать пословицы о дружбе.


СЛАЙД 16










Приложение 1.


Астроном,

капитан,

начальник станции,

художник, путешественник,

боксёр.




Приложение 2.

ДЕНИС





СЕРДЕЧНЫЙ

ВЕЖЛИВЫЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ЗЛОЙ

ЖАДНЫЙ

ВЕРНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ


18


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку чтения 1 класс»

Урок литературного чтения  в 1 классе    Виктор Драгунский   «Друг детства» Составила: учитель начальных классов МБОУ гимназии Г. Сафоново Смоленской области М. Н. Тимофеева

Урок литературного чтения в 1 классе Виктор Драгунский «Друг детства»

Составила:

учитель начальных классов

МБОУ гимназии

Г. Сафоново Смоленской области

М. Н. Тимофеева

Речевая разминка Самолёты взлетают: у – у – у. Машины едут: ж – ж – ж. Лошадки поскакали: цок – цок – цок. Рядом ползёт змея: ш – ш – ш. Муха бьёт в стекло: з – з – з –з.   Читаем текст, чётко выделяя голосом то слово, которое выделено Мёд  в лесу  медведь  нашёл, Мало  мёду , много  пчёл.

Речевая разминка

  • Самолёты взлетают: у – у – у.
  • Машины едут: ж – ж – ж.
  • Лошадки поскакали: цок – цок – цок.
  • Рядом ползёт змея: ш – ш – ш.
  • Муха бьёт в стекло: з – з – з –з.

 

Читаем текст, чётко выделяя голосом то слово, которое выделено

Мёд  в лесу  медведь  нашёл,

Мало  мёду , много  пчёл.

МЕДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ

Уронили мишку на пол ,  Оторвали мишке лапу .  Всё равно его не брошу ,  Потому что он … .

Уронили мишку на пол , Оторвали мишке лапу . Всё равно его не брошу , Потому что он … .

Сегодня мы с вами продолжим работу над рассказом  В. Ю. Драгунского «Друг детства».

Сегодня мы с вами продолжим работу над рассказом

В. Ю. Драгунского «Друг детства».

Цель:

Цель:

  • раскрыть характер главного героя и наблюдать за тем, как Дениска способен оживить своего игрушечного мишку, пожалеть его, почувствовать его боль.
Загляните в учебник! Стр. 55

Загляните в учебник!

Стр. 55

одноклассники друзья из нашего двора животное игрушка

одноклассники

друзья из нашего двора

животное

игрушка

Многозначное слово Груша – фруктовое дерево, а также его плод. 2) Груша – спортивный снаряд.

Многозначное слово

  • Груша – фруктовое дерево, а также его плод.

2) Груша – спортивный снаряд.

Друг - игрушка

Друг - игрушка

  • шоколадный
  • облезлый
  • старый
  • тугой
« Я его любил тогда»  «Любил всей душой»  «Я за него тогда жизнь бы отдал »

« Я его любил тогда» «Любил всей душой» «Я за него тогда жизнь бы отдал »

отзывчивый ДОБРЫЙ сердечный вежливый ДЕНИСКА ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ВЕРНЫЙ

отзывчивый

ДОБРЫЙ

сердечный

вежливый

ДЕНИСКА

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ВЕРНЫЙ

Друг – это тот, кто…

Друг – это тот, кто…

Друг.  Плюшевый, забавный.  Утешает, слушает, радует.  Он в беде не бросит.  Игрушка.  Мишка Мягкий, пушистый Утешает, радует Игрушка

Друг.

Плюшевый, забавный.

Утешает, слушает, радует.

Он в беде не бросит.

Игрушка.

Мишка

Мягкий, пушистый

Утешает, радует

Игрушка

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

© 2018 1069 23

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!