План - конспект урока литературного чтения в 1 классе
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 1
Учитель: Тимофеева М. Н.
УМК: РО, автор В. Ю. Свиридова.
Тема: Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства».
Цели:
1. Воспитательные:
способствовать развитию у обучающихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом;
развивать коммуникативные навыки через работу в группе, в паре и самооценку своей деятельности;
создать ситуации успеха для каждого ребенка;
вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания;
воспитывать доброту, чуткость, показать ценность и необходимость общения, дружбы и привязанности;
формировать у детей положительные качества личности;
воспитывать интерес к чтению и целеустремлённость в добывании знаний.
2. Развивающие:
развивать умения работы с текстом: выделять главное в тексте, определять авторское отношение к событиям и умение характеризовать персонажи, развивать умение ориентироваться в тексте и искать информацию по заданию;
развивать образное мышление, память (зрительную, слуховую, оперативную), устойчивое внимание, словарный запас обучающихся;
стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.
3.Обучающие:
продолжить знакомство с рассказом В. Драгунского «Друг детства»;
совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения целыми словами вслух и про себя, развитие темпа чтения;
развивать умение принимать и решать учебную задачу;
обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
-развивать навык чтения;
-воспринимать на слух рассказ в исполнении учителя и обучающихся;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- формировать умение анализировать художественный текст;
-расширять словарный запас обучающихся;
-составлять устный рассказ про игрушку.
Личностные:
-способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного и смысле своих поступков и поступках других людей;
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм, ценностей и высказывать своё отношение к ним;
- формировать умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
- формировать позитивное отношение к чтению, к книге;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-самостоятельно делать выводы;
-давать оценку собственной и коллективной деятельности.
Самоопределение – есть ли у меня любимая игрушка?
Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- планировать пути решения поставленной проблемы;
- осваивать способы работы с книгой;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком, иллюстрацией учебника;
- формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, иллюстрацией, содержанием),
перечитывать текст с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение главной мысли текста, поиск нужных строчек;
-овладеть способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-понимать цель чтения;
-освоить способы решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные:
-уметь слушать и понимать речь других;
- формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- взаимодействовать в парах, группах;
- выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
-уметь находить общее решение;
умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение в совместной деятельности, слушать и слышать собеседника и вести диалог;
признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение;
избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Тип урока: урок чтения и анализа литературного текста.
Методы: словесный; проблемный; исследовательский; методы иллюстрации: слайдов, плакатов, использование презентаций; работа в группах; формирования познавательного интереса; рефлексии; метод самоконтроля, «Синквейн».
Формы организации: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Используемые педагогические технологии: технология деятельностного подхода; информационно - коммуникативные; здоровьесберегающая; технология продуктивного чтения и критического мышления.
Средства обучения: ИКТ, презентация по теме, аудиозапись песни.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint; учебник «Литературное чтение» Свиридовой В.Ю.; карточки со словами для парной, групповой и фронтальной работы, иллюстрации; карточки для синквейна, листок самооценки и индивидуальной работы, трафарет с изображением детской ладони; аудизапись песни «Настоящий друг»; рисунки детей «Моя любимая игрушка»; книга В. Драгунского «Денискины рассказы»; детские игрушки.
Этапы урока:
Стадии | Виды и формы работы | Время |
Оргмомент. | 1.Эмоциональный настрой обучающихся. Проверка готовности к уроку. | 2 мин. |
Актуализация опорных знаний. | Речевая разминка. Загадка. Чтение стихотворения Выставка рисунков. | 6 мин. |
Мотивация учебной деятельности. Постановка темы и цели урока. | Коллективное определение темы и целей урока. Ответы на вопросы к самостоятельно прочитанному тексту. Ф/пауза | 5мин. |
Открытие новых знаний знаний. | 1. Подготовка к первичному восприятию текста. Работа с названием произведения. Проверка домашней работы. Ответы на вопросы к самостоятельно прочитанному тексту. Знакомство с новым материалом. А. Заданное чтение 2 части рассказа. Б. Проверка восприятие прочитанного текста. Физпауза: гимнастика для глаз 4. Закрепление материала. А. Работа над содержанием текста. Б. Творческая работа в форме свободных высказываний. В. Рассмотрение иллюстрации. Г. Групповая работа. | 15 мин. |
Итог урока. | 1. 1. Недописанный тезис «ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО …» | 3мин. |
Рефлексия. Оценивание и самооценивание. | 1. Творческая работа 1.Составление сиквейна. | 3 мин. 4 мин. |
Домашнее задание. | Выберите для себя любое творческое задание: 1) можно нарисовать плюшевого мишку таким, каким его описал В. Драгунский; 2) можно подготовить рассказ о своей любимой игрушке; 3) можно подобрать пословицы о дружбе. | 2 мин |
Конспект урока урока
I. Организационный момент
Звучит музыка песни «Дружба»
СЛАЙД 2
-Здравствуйте ребята! Давайте встанем и порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками. Поделимся хорошим настроением, с теми, кто рядом с нами.
Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам)
Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)
Делится счастьем и добром (руки в стороны).
- Молодцы! Улыбка дарит хорошее настроение всем. Продолжим наш урок.
-Какими вы постараетесь быть на уроке? (Я буду внимателен. Я всё запомню. Я возьму с собой хорошее настроение. Я помогу своему товарищу).
II). Актуализация опорных знаний
1.Речевая разминка.
Самолёты взлетают: у – у – у.
Машины едут: ж – ж – ж.
Лошадки поскакали: цок – цок – цок.
Рядом ползёт змея: ш – ш – ш.
Муха бьёт в стекло: з – з – з .
2.Читаем текст, чётко выделяя голосом то слово, которое выделено
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.
СЛАЙД 3
3.Упражнений для артикуляции. Загадка.
-Послушайте и отгадайте загадку.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
-Проверим себя.
Слайд 4
-Прочитайте.
Медведь – это дикое животное.
Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу.
Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу и питается ягодами.
Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу, питается ягодами, зимой спит.
Медведь – это дикое животное, которое живёт в лесу, питается ягодами, зимой спит в берлоге.
-Прочитайте самое точное предложение, которое характеризует это животное.
4.-Прочитайте и скажите, о ком идёт речь в этом стихотворении?
СЛАЙД 5
Уронил мишку на пол
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он …
-О каком мишке идёт речь? (об игрушечном)
-А почему у игрушечного мишки оторвана лапа?
-Как обращалась хозяйка с игрушечным мишкой?
-У кого из вас дома есть старые игрушки?
-Как вы к ним относитесь?
5. -Ребята, я знаю, что к нашему уроку вы выполнили творческое задание – нарисовали свою любимую игрушку.
-Внимание на выставку рисунков!
(Обратить внимание обучающихся на выставку рисунков, продемонстрированную на магнитной доске)
III). Постановка темы и цели урока. Мотивация.
-С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?
(Виктор Драгунский)
-Как называется произведение, с которым мы начали работать на прошлом уроке? («Друг детства»)
-К какому жанру относится это произведение. (Рассказ)
-Предположите тему урока.
(Продолжим работу над содержанием рассказа «Друг детства»
В. Драгунского)
СЛАЙД 6
-Интересно, что думает Дениска, главный герой этого произведения по вопросу: «А может ли игрушка быть другом?»
-Хотите узнать? (Конечно, да)
-Тогда давайте определим цель урока.
-Внимание на слайд!
СЛАЙД 7
Ф/пауза
4). Открытие знаний.
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
Работа с названием произведения.
СЛАЙД 8
-Рассказ называвется «Друг детства». Как вы думаете, о чём или о ком мы будем читать? (О друге детства)
-А кто или что может быть другом детства? (Называют)
Обобщает учитель:
-Да, друзья могут быть разные.
ДРУГ
(игрушка животное ребята со двора одноклассники)
СЛАЙД 9
-У нас несколько предположений.
-Какое же из них верное? Как это узнать?
-Правильно, надо прочитать рассказ.
-Чтобы понять главную мысль автора, как надо читать?
(Надо читать вдумчиво, грамотно, внимательно).
2.Проверка домашней работы. Ответы на вопросы к самостоятельно прочитанному тексту.
-На прошлом уроке и дома вы читали 1 часть этого замечательного произведения. Вспомним содержание этой части.
-Кто герой этого рассказа? (Героем рассказа является маленький мальчик)
- Сколько лет герою? (Ему было лет шесть или шесть с половиной)
-Герою 6 или 6 с половиной лет. Значит, по отношению к вам он …ровесник.
-Внимание на доску! Прочитайте слова с доски:
астроном,
капитан,
начальник станции,
художник,
путешественник, боксёр.
-Как эти все слова можно назвать одним словом? (Профессии)
-Как Дениска относился к людям, к разным профессиям? Найдите в тексте и прочитайте, что по этому вопросу пишет автор.
-Часто ли герой менял свой выбор? Как вы думаете почему?
-Какие слова автора об этом говорят?
(Был маленький и его привлекали разные профессии)
-Ребята, в этой части текста употребляется слово груша. Как думаете, а в каком значении оно употреблено?
СЛАЙД 10
(Груша – это спортивный снаряд боксеров для отработки силы удара.)
-Что еще может обозначать слово «груша»?
(Груша – фрукт, дерево. Груша – это предмет, похожий по форме на грушу.)
–Ребята, предположите, а что будет дальше?
(Выслушиваются разные ответы детей)
Ф/пауза
Знакомство с новым материалом.
А). Заданное чтение 2 части.
-Хотите узнать продолжение истории? Вам интересно, станет мальчик боксером или нет? Тогда слушайте.
(Комбинированное чтение 2 части рассказа по частям.)
Б). Проверка восприятие прочитанного текста.
–Докажите словами из текста, что мишка действительно был старой игрушкой.
СЛАЙД 11
(Дети зачитывают описание внешнего вида мишки.)
-Дениска увидел этого облезлого мишку и вспомнил…
-Что же мог вспомнить Дениска? (Тогда - любил, жизнь бы отдал)
-Какое чувство возникло у Дениски, когда он посмотрел на медвежонка? (Ему стало жалко, обидно)
-Почему вы так решили, объясните.
-Как вы думаете, как Дениска относился к своей игрушке, пусть даже и старой?
Закрепление материала.
Работа над содержанием текста.
–Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши?
(Ему стало жалко свою игрушку.)
-Будет ли Денис боксером? Почему? (Нет, не будет. Денис добрый, он не может бить даже плюшевого мишку – друга детства. Нельзя бить своего друга, даже если друг – игрушка.)
-Автор хочет нам сказать, что с мишкой много и часто играли. Какое слово он употребил? (Облезлый)
-Как вы понимаете слово облезлый? (старый, не пушистый, возможно с дырочками).
-А почему же шоколадный? (Шоколад любят все дети, а Дениска любит своего мишку).
-А как к нему относились? Как об этом говорит автор? (Заботились, он глаз потерял - пуговицу пришили)
-Мишка смеётся разными глазами. Почему смеётся? (Рад встрече, рад, что про него вспомнили)
-Разве можно бить такого медвежонка и тренировать об него силу удара?
-А вы бы смогли тренироваться на любимой игрушке? Почему?
-Ребята, а у кого из вас есть любимая игрушка?
-Как надо обращаться с любимой игрушкой?
(Беречь игрушку, не ломать, а если сломалась, то починить, зашить.)
-Любимая игрушка – это как самый верный близкий друг. Она не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст.
Б). Творческая работа в форме свободных высказываний обучающихся о своей любимой игрушке с показом этой игрушки.
-Ребята, мы сегодня соавторы писателя. Давайте тоже расскажем о своём игрушечном друге. (выслушиваются ответы детей)
-Проходит время, на смену одной игрушке приходит другая. А где вы храните игрушки?
-Что с ними происходит, когда вы перестаёте с ними играть?
-Как вы думаете, Денис рассказывает о медведе как о простой игрушке? (Он представляет, что Мишка живой.)
-Какие слова автора помогают нам представить Мишку как живого?
(Весело смотрит, забавная мордочка. Денис сажал его за стол, кормил кашей, вареньем, укладывал спать, таскал везде с собой и др.)
-Как он его называл? (Самый лучший друг, настоящий друг детства за мишку).
– Какие слова из текста подчёркивают большую любовь мальчика к мишке?
(«… я за него тогда жизнь бы отдал».)
СЛАЙД 12
–Почему Дениска чуть не заплакал?
(Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства»).
-Почему Дениска «раздумал быть боксером»?
В). Обратимся к иллюстрации на с. 57.
-Каков выбор художника?
(мишка улыбается и не может быть бит этими перчатками).
-Правильный ли выбор, по-вашему мнению, совершил Дениска?
Вывод:
-Мальчик совершил правильный выбор. Его жизнь будет счастливой, благополучной и радостной, ведь он поступил по совести.
-Вырастет ли Дениска настоящим другом? (ДА)
Г). РАБОТА В ПАРЕ (звучит песня на время работы пар за партой)
-Каким должен быть настоящий друг?
СЕРДЕЧНЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЗЛОЙ ЖАДНЫЙ
ВЕРНЫЙ ГРУБЫЙ ДОБРЫЙ
ДЕНИСКА
-Проверим свою работу.
СЛАЙД 13
Приложение 2.
5. Итог урока.
-Мы познакомились с замечательным произведением В. Драгунского. Напомните ещё раз название.
-Что хотел донести до нас автор?
(Не только человек может быть другом, но и игрушки)
-Чему учит этот рассказ?
(Рассказ учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок)
Недописанный тезис «ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО…».
СЛАЙД 14
-Достигли ли мы цели нашего урока?
Составление сиквейна.
-Правила составления синквейна:
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Друг.
Мягкий, пушистый.
Утешает, радует, слушает.
Он в беде не бросит.
Игрушка.
5.Рефлексия. Оценивание и самооценивание.
-Мы достигли с вами цель урока. И это стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу.
-Сегодня вы слушали и слышали друг друга. И меня это очень радует.
(можно на фоне песни о дружбе)
Продолжи фразу:
Я сегодня узнал…
Теперь я умею…
-Обведите свою ладонь на листе бумаги. В ее середине написано «С кем я дружу», и на каждом пальчике допишите свои ответы.
-У кого есть надписи на каждом пальчике?
-У кого остались пальчики без подписи?
-Все-таки друг самый лучший и надёжный один друг. Выделите его на своей ладошке.
Домашнее задание.
- Дома вы еще раз внимательно прочитаете рассказ. И выберите для себя любое творческое задание:
1) можно нарисовать плюшевого мишку таким, каким его описал В. Драгунский;
2) можно подготовить рассказ о своей любимой игрушке;
3) можно подобрать пословицы о дружбе.
СЛАЙД 16
Приложение 1.
Астроном,
капитан,
начальник станции,
художник, путешественник,
боксёр.
Приложение 2.
ДЕНИС
СЕРДЕЧНЫЙ
ВЕЖЛИВЫЙ
ОТЗЫВЧИВЫЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
ЗЛОЙ
ЖАДНЫЙ
ВЕРНЫЙ
ГРУБЫЙ
ДОБРЫЙ
18