МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАРТЕНИТСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНДРЕЯ АНТОНОВИЧА ГРЕЧКО» ГОРОДА АЛУШТЫ
Конспект урока литературного чтения
«Л.Н.Толстой «Акула». План рассказа»
в 3 классе
Разработала:
Волченко Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов,
I категория, стаж работы - 24 года.
2023/2024 учебный год
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
ТЕМА: Л.Н.ТОЛСТОЙ «АКУЛА». ПЛАН РАССКАЗА
УЧИТЕЛЬ: Волченко Татьяна Алексеевна
Цель: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте.
Задачи:
1) активизировать познавательную активность у учащихся, совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения;
2) развивать память, мышление, навыки читательской грамотности, умение анализировать текст; развивать навыки рефлексии и адекватной самооценки по заданным критериям;
3)воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные: строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные: выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работы.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина -М.: Просвещение\ Учебник, 2022.-Ч.1, презентация в формате PowerPoint, аудиофрагмент, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться. (Слайд 5.)
II. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.
- Почему так говорят:
Читать и не понимать – наполовину бездельничать. (Слайд 6) (Ответы детей)
- Что поможет нам на уроке хорошо понять прочитанное? (Ответы детей.)
- Для чего человек читает? (Ответы детей)
- Посмотрите на экран и отгадайте название произведения, которое мы сегодня будем читать. (Слайды7,8)
- Итак, произведение называется «Акула». Давайте узнаем, кто его автор. (Слайд 9)
Толстой – это фамилия, а кто вспомнит имя и отчество этого писателя. (Лев Николаевич)
III. Актуализация опорных знаний.
- Мы с вами уже говорили о Льве Николаевиче. Давайте сейчас проведём игру «Верно, неверно» и проверим, что вы о нём запомнили. Если верно, показывайте +, если неверно, то -. Если неправильно, Вы обязаны сказать правильный ответ
1. Родился и провёл своё детство писатель в селе Михайловское . (-, в деревне Ясная поляна)
2. Л.Н.Толстой открыл школу. (+)
3.Он написал «Азбуку» для детей. (+)
3. В его семье было четверо детей. (-, пятеро).
4. Самого старшего брата звали Николай, его все обижали. (-, все его уважали, любили)
5. Николай придумал для всех игру «Рыбаки». (-, игра «Муравейные братья»)
6.Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил творчеству. (+)
7. Прожил 80 лет. (-, 82)
На какой фотографии изображён Л.Н.Толстой (слайд 10):
IV.Первичное усвоение новых знаний.
- А что вы знаете об акулах? (Слайд 11)
1.Рассказ учителя.
Акулы — это морские животные, которые имеют очень острые зубы и живут в морях и океанах. Они обычно имеют темно-серый цвет тела, что помогает им скрыться в морской воде.
Акулы очень хорошо и быстро плавают. Они используют свои зубы для охоты на рыбу и других животных, которых легко могут обнаружить под водой. Некоторые виды акул могут быть очень крупными и весить до 40 тонн (как китовая акула), в то время как другие могут быть очень маленькими. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
2.Прогнозирование.
- Как вы думаете, о чём будет этот рассказ? Что в нём случится? (Ответы детей)
3.Знакомство с текстом
- А теперь внимательно послушайте произведение и попробуйте представить и почувствовать всё, что услышите. Подготовьте карандаш и отметьте себе непонятные слова. (звучит аудиозапись, дети слушают и следят по учебнику)
(Запись выключается после слов «Акула плыла прямо на мальчиков...».)
— Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей.) (Продолжение слушания текста).
— Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.)
— Что вы испытали при чтении этого рассказа? (Страх, отчаяние, радость...)
4.Словарная работа.
- Какие слова вы отметили? (Ответы детей)
- Сейчас вы поработаете в группах с толковыми словарями, каждая группа нам объяснит по одному слову, которые вы назвали. Но давайте вспомним правила работы в группах. (Слайд 12)
Дети объясняют слова (слайды 13,14):
Артиллерист - военнослужащий при огнестрельном орудии.
Якорь - металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Хобот пушки - упирающаяся в землю задняя часть пушки.
Фитиль - горючий шнур для воспламенения заряда.
V.Физкультминутка (слайд 15).
VI.Первичное закрепление.
- Сейчас будем читать рассказ по цепочке, выполняя задание. По ходу чтения разделите рассказ на части.
Вопросы:
- Где происходило событие, о котором говорится в произведении?
- Зачем матросы устроили купальню?
- Почему дети вздумали плавать наперегонки в открытом море?
-Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
- Почему его охватил страх?
- Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?
- Что вы думаете о старом артиллеристе?
- Какой он человек?
- Что тебе в нём нравится?
- О каком качестве характера говорит поступок артиллериста? (Используйте словарик) (Слайд 16)
- Сколько смысловых частей у вас получилось? Расскажите о них.(Ответы детей)
VII.Закрепление изученного материала.
- Перед вами план рассказа, посмотрите, что вы о нём можете сказать? (пункты плана перепутаны) Какое задание вы бы себе дали? (нужно восстановить последовательность) (Слайды 17,18)
1.Мальчики испугались.
2.Появление акулы.
3.У берегов Африки
4.Наперегонки
5.Выстрел.
6.Спасение мальчиков.
7.Команда: «Купаться!»
План:
1. У берегов Африки.
2. Команда: «Купаться!»
3. Наперегонки.
4. Появление акулы.
5. Мальчики испугались.
6. Выстрел.
7. Спасение мальчиков.
VIII.Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- С каким произведением познакомились?
- Какая из пословиц подходит к нашему рассказу и почему (слайд 19):
1. Не зная брода, не лезь в воду.
2. Отвага - половина спасения.
3. Хорошо то, что хорошо заканчивается. (Все три.)
Рефлексия пантомима:
- Если вы довольны и у вас всё получилось, то поднимите руки вверх.
- Если вы не довольны и вам не всё понятно, опустите голову вниз.
- И если вам безразлично, не интересно, то закройте лицо руками.
-Понравился ли вам урок?
-А произведение?
- Как его можно было назвать по-другому?
Выставление отметок.
IX.Домашнее задание.
стр.124-125 выразительно читать,стр.126 №7 пересказ рассказа по одному из планов на выбор (слайды 20,21)