Прочитайте первые 4 строки стихотворения. (слайд с изображением Терека в горах) - Каким вы представили Терек? - С кем автор сравнивает реку? Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»? - Какие эпитеты он использует? – Подберите синоним к слову «дикий» . (неприрученный ,свирепый) (олицетворение) - Что такое утесистые громады? (Утесистые громады - это высокие скалистые горы). - Какое чувство хочет в нас вызвать поэт, именно так называя горы, скалы? (Чувство беззащитности человека перед природой). – Как вы понимаете выражение: «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»?( Грохот воды сравним с бурей. Капли воды разлетаются в разные стороны , как слезы) - Кого теперь вам напоминает Терек? (Терек наделяется человеческими свойствами - плачут люди. Здесь, как и в первых строках, автор использует олицетворение.) – Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? Подберите определения. (Бурный, быстрый, опасный, грохочущий, сильный, грозный). Прочитаем следующие 4 строки. (слайд с изображением Терека на равнине) - Как меняется характер реки на равнине? (Союз но указывает на противопоставление двух образов одной и той же реки). - Какие слова и выражения указывают на это? (Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит). - С помощью каких слов создается олицетворение ? (Олицетворение создается с помощью слов: лукавый, приветливо ласкаясь ). - Почему вид Терека лукавый? Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым? (Нельзя доверять спокойствию Терека, он еще покажет свой характер). - Какие слова и выражения использует Лермонтов, чтобы подчеркнуть полную противоположность теперешнего вида Терека прежнему? (Поэт использует слова с противоположными значениями: воет - журчит, дик - приветливо, злобен - ласкаясь ). Прочитайте третье четверостишие стихотворения. – Как вы поняли эти строки? - С кем сравнивается море? ( со старцем ) - Как называется этот прием? ( Олицетворение) Каким представляете вы Каспий? ( Каспий могучий, мудрый, старый, невозмутимый) - О чем же журчит Терек Каспию? Чего он хочет? (Чтобы море впустило его, дало ему приют для отдыха) – Подберите антоним к слову «отдохнуть» . ( устать ) Прочитайте последние 8 строк стихотворения. - Что значит "Я родился у Казбека"? Где Терек берет свое начало? (Исток Терека у горы Казбек ) - С кем поэт сравнивает облака? ( С женщиной, матерью, кормилицей. Это олицетворение) - Какой образ создается с помощью этих средств выразительности? ( Ребенок вольной и гордой природы Кавказа ) - Как вы понимаете строки "С чуждой властью человека Вечно спорить был готов"? Кто, как вы думаете, победит в этом споре? (Терек не признает власть человека, не покоряется ему. Победит Терек) - О чем говорит Терек в этом четверостишии? (О том, что он разорил родное ему Дарьяльское ущелье и принес морю дары - валуны) - С помощью каких слов и выражений создается олицетворение? (Разорил, пригнал). - Как называет Терек валуны? (Стадо валунов). - Какое это средство выразительности? (Это метафора, валуны скрыто сравниваются с баранами или овцами, или быками.) - В каком образе благодаря этой метафоре предстает Терек? (Терек предстает в образе грабителя, разбойника, он разорил свой родной Дарьял) - В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего? (Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит, как дикий зверь ) Мы видим ,что в стихотворении автор использует разнообразные средства художественной выразительности. Назовите их . (Это эпитеты, олицетворение, метафора, звукопись) (слайд) |