СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 4 «А» классе. Тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Дары Терека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 «А» классе. Тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Дары Терека»»





Конспект урока литературного чтения в 4 «А» классе



Тема:  М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Дары Терека»





Сорокина М. А

учитель начальных классов
















Тип урока: освоение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, стихотворением «Дары Терека »


Планируемые результаты

Предметные: прогнозировать содержание произведения, анализировать стихотворение, закрепить знания о средствах художественной выразительности, определять тему и главную мысль, отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворения, обогащать словарный запас


Метапредметные:

Познавательные : расширять знания о творчестве М.Ю. Лермонтова, извлекать из текста информацию, необходимую для ответа на вопросы учителя

Регулятивные : определять и формулировать цель своей деятельности, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности

Коммуникативные:  высказывать свое мнение и выслушивать мнение одноклассников , участвовать в диалоге, уметь договариваться, приходить к общему решению, учитывая мнение другого

Личностные: эмоциональный отклик на прочитанное, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости , интереса к родному языку, поэзии





Организационная структура урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент


Друзья мои! Я очень рада!

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги ваших мнений!

И вместе проведём урок!


Настрой на урок


II. Актуализация знаний


Проверяет домашнее задание.


– Прочитайте на экране уже знакомые вам строки.

- Кто их автор?

- Из каких они стихотворений? Что вы можете рассказать о жизни поэта?

- Откройте учебник на стр. 92-96 , определите тему урока.

- Какие цели поставим перед собой?

Читают строки стихотворений М.Ю. Лермонтова«Утес», «Бородино»,«Горные вершины» . (слайд)

Отвечают.

Высказывают предположения о теме урока, пользуясь учебником.

Называют цели.


III. Знакомство с биографией поэта (показ слайдов)

Учитель рассказывает о годах жизни М.Ю. Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года. Детство Лермонтова, хоть и было обеспеченным материально, не было простым и беззаботным. Его мамы не стало, когда Мише было3 года. Он воспитывался бабушкой, в разлуке с отцом. Когда ему было 17 лет , не стало и отца. На эту тяжёлую утрату Лермонтов написал стихотворение «Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть…». В Михаиле рано стали проявляться способности к рисованию и стихосложению. Он рисовал то, что видел вокруг и бабушка, восхищавшаяся талантами внука, тщательно хранила его рисунки. Одарен был Михаил и удивительной музыкальностью - играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи . Потерявшая единственную дочь, бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, горячо любила внука, который не отличался крепким здоровьем. В 10 лет бабушка повезла его на воды на Кавказ, подлечиться. Величественные Кавказские горы произвели на мальчика глубокое впечатление.

– Прочитайте в учебнике отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова.

- Просмотрите текст и составьте вопросы для своих одноклассников.

До 14 лет Лермонтов жил в имении Тарханы Пензенской губернии, а затем бабушка отдала его учиться в Московский благородный университетский пансион. Через два года учебы Лермонтов, сдав экзамены, поступил в Московский университет. Ко времени учебы в пансионе относятся первые известные стихотворения Лермонтова, а за годы учебы в университете он написал более половины своих поэтических произведений. В 1832 году Лермонтов поступает в военное училище в Петербурге - Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через 2 года после окончания училища становится офицером Гусарского полка.

В январе 1837г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть Поэта» - скорбное, гневное и обличительное.

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

В этом стихотворении он наряду с «убийцей»,виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону». После появления стихотворения «Смерть поэта», Лермонтов стал знаменит. Стихотворение мгновенно разнеслось по Петербургу. Но стихи  попали к императору Николаю, вызвав его гнев. 18 февраля 1837 года поэт был арестован и отправлен в действующую армию Кавказа.  Первая ссылка была недолгой, благодаря бабушке, которая вымолила прощение внуку, и вскоре Лермонтов попадает в блестящий литературный круг Петербурга. Но в феврале 1840 года его снова арестовывают из-за дуэли с сыном французского посла и отправляют воевать на Кавказ. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях. В начале февраля 1841 года поэт добился короткого отпуска в Петербург. В столице он хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.

Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь. Ему было 27 лет.

Военная служба на Кавказе оставила сильный отпечаток на личности и творчестве Лермонтова. Посмотрите картины М. Лермонтова, посвященные Кавказу. Помимо высокого поэтического дара и природной музыкальности, он был наделен большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы Лермонтов занимался живописью и графикой более серьезно и профессионально, то, несомненно, стал бы большим художником. Он навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений. Во время второй ссылки в 1839 году было написано стихотворение «Дары Терека».

- Как вы думаете, о чем может быть стихотворение с таким названием?


































































Рассматривают картины, нарисованные поэтом , делятся впечатлениями. (слайд)


Высказывают предположения.


IV.Первичное восприятие стихотворения











- Давайте послушаем стихотворение и проверим ваши предположения.

Читает стихотворение .

– Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

– Какую картину вы представили , прослушав его?

- Кто может сказать, что такое Терек?

Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км. В верхнем своем

Воспринимают стихотворение, читаемое учителем.


Говорят о своих впечатлениях от услышанного.



Рассказывает заранее подготовленный ученик.


Рассматривают карту.





Физминутка



течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким. (Карта-слайд)


-Прочитайте стихотворение самостоятельно.


(слайд)



Самостоятельное чтение стихотворения.


V. Словарная работа


Проводит словарную работу. Демонстрирует слайды с фотографиями р. Терек, г. Казбек, Дарьяльского ущелья ,валунов. Дает пояснения.

-В этом стихотворении вам встретились незнакомые слова. Давайте узнаем их значение. Соедините слово и его значение. Работаем в парах.

Терек

Гора

Казбек

Хитрый

Лукавый

Река

Забава

Разрушил

Дарьял

Огромные камни

Разорил

Развлечение

Валуны

Ущелье

- Проверим, как вы выполнили задание .

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.

Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.



Знакомятся со значением непонятных слов.

Работают в паре.











Проверяют себя. (слайд)



VI. Чтение и анализ стихотворения

Прочитайте  первые 4 строки стихотворения. (слайд с изображением Терека в горах)

- Каким вы представили Терек?

- С кем автор сравнивает реку? Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»?

- Какие эпитеты он использует?

– Подберите синоним к слову «дикий» . (неприрученный ,свирепый)

(олицетворение)

- Что такое утесистые громады? (Утесистые громады - это высокие скалистые горы).

- Какое чувство хочет в нас вызвать поэт, именно так называя горы, скалы? (Чувство беззащитности человека перед природой).

– Как вы понимаете выражение: «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»?( Грохот воды сравним с бурей. Капли воды разлетаются в разные стороны , как слезы)

- Кого теперь вам напоминает Терек? (Терек наделяется человеческими свойствами - плачут люди. Здесь, как и в первых строках, автор использует олицетворение.)

– Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? Подберите определения. (Бурный, быстрый, опасный, грохочущий, сильный, грозный).



Прочитаем следующие 4 строки. (слайд с изображением Терека на равнине)


- Как меняется характер реки на равнине? (Союз но указывает на противопоставление двух образов одной и той же реки).

- Какие слова и выражения указывают на это? (Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит).

- С помощью каких слов создается олицетворение ? (Олицетворение создается с помощью слов: лукавый, приветливо ласкаясь ).

- Почему вид Терека лукавый? Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

(Нельзя доверять спокойствию Терека, он еще покажет свой характер).

- Какие слова и выражения использует Лермонтов, чтобы подчеркнуть полную противоположность теперешнего вида Терека прежнему? (Поэт использует слова с противоположными значениями: воет - журчит, дик - приветливо, злобен - ласкаясь ).


Прочитайте третье четверостишие стихотворения.


– Как вы поняли эти строки?

- С кем сравнивается море? ( со старцем ) - Как называется этот прием? ( Олицетворение) Каким представляете вы Каспий? ( Каспий могучий, мудрый, старый, невозмутимый)

- О чем же журчит Терек Каспию? Чего он хочет? (Чтобы море впустило его, дало ему приют для отдыха)

– Подберите антоним к слову «отдохнуть» . ( устать )

Прочитайте последние 8 строк стихотворения.


- Что значит "Я родился у Казбека"? Где Терек берет свое начало? (Исток Терека у горы Казбек )

- С кем поэт сравнивает облака? ( С женщиной, матерью, кормилицей. Это олицетворение)

- Какой образ создается с помощью этих средств выразительности? ( Ребенок вольной и гордой природы Кавказа )

- Как вы понимаете строки "С чуждой властью человека Вечно спорить был готов"?

Кто, как вы думаете, победит в этом споре? (Терек не признает власть человека, не покоряется ему. Победит Терек)

- О чем говорит Терек в этом четверостишии? (О том, что он разорил родное ему Дарьяльское ущелье и принес морю дары - валуны)

- С помощью каких слов и выражений создается олицетворение? (Разорил, пригнал).

- Как называет Терек валуны? (Стадо валунов).

- Какое это средство выразительности? (Это метафора, валуны скрыто сравниваются с баранами или овцами, или быками.)


- В каком образе благодаря этой метафоре предстает Терек? (Терек предстает в образе грабителя, разбойника, он разорил свой родной Дарьял)


- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего? (Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит, как дикий зверь )

Мы видим ,что в стихотворении автор использует разнообразные средства художественной выразительности. Назовите их . (Это эпитеты, олицетворение, метафора, звукопись) (слайд)







Отвечают на вопросы учителя. Читают и анализируют стихотворение.






































































Повторяют средства художественной выразительности.





VII. Работа над выразительностью чтения

Проводит работу над выразительностью чтения.

– Расставьте в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.

- С какой интонацией будете читать первые 4 строки?

- Как будете читать следующие 8 строк?

- А последние 8 строк?

- Чтобы выразительно прочитать стихотворение, воспользуемся памяткой. (слайд)


- А сейчас поработайте в паре. Прочитайте стихотворение друг другу, передайте настроение каждой части.

- Кто хочет прочитать? (конкурс чтецов)

Читают памятку с экрана.

Работают в паре.

Читают выразительно стихотворение.



VIII. Итог урока. Рефлексия

Подводит итоги урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Достигли ли мы целей урока?

– В учебнике сокращенный вариант стихотворения.

Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку со светло-русою косой. Они напоминают о том ,что жизнь в этих местах полна опасностей Люди воюют друг с другом У них такой же вольный и непокорный характер ,как и у реки. Войны не приводят к добру. Судьба их трагична .



– Ребята, у вас на партах лежат карточки. Если вам понравился урок, поднимите солнышко. Если нет - тучку. Обьясните свое решение.

Отвечают.

IX. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Дары Терека» или подготовить выразительное чтение. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!