СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением технологии продуктивного чтения по теме М.М. Пришвин «Выскочка».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением технологии продуктивного чтения по теме М.М. Пришвин «Выскочка».»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

с применением технологии продуктивного чтения

по теме М.М. Пришвин «Выскочка».

Цель: Развитие читательских способностей учеников 4 класса на основе технологии продуктивного чтения по произведению М.М.Пришвина «Выскочка».

Задачи: расширить знания о творчестве М.М.Пришвина, раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

1.Личностные: ценить и принимать такие основные понятия как добро, Родина, природа.

2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий.

3.Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанно строить речевые высказывания, овладеть действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; устанавливать причинно-смысловые связи.

4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, уметь договариваться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы), портреты писателей, картинки с иллюстрацией героев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Будем вместе мы читать,

Рассуждать, запоминать.

Начинаем урок литературного чтения, садитесь, ребята.

2.Актуализация знаний.

Вспомним, какой раздел литературного чтения мы сейчас проходим? (Природа и мы.)

Какие произведения мы уже прочитали в этом разделе, каких авторов, кто были герои этих рассказов? (Мамин-Сибиряк «Приемыш», Куприн «Барбос и Жулька»). Ответы детей.

Вам было задано домашнее задание в рабочей тетради на стр 77. Сравнить рассказ «Барбос и Жулька» с произведением Толстого «Лев и собачка». Давайте зачитаем ваши работы. (чтение письменных ответов некоторых учеников)

Какова основная мысль произведения «Барбос и Жулька»? Какими качествами могут обладать собаки?

3. Сообщение темы и постановка цели деятельности.

Героем следующего рассказа тоже будет собака. А вот кто еще? Отгадайте?

Загадка:

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит (сорока).

Мы с вами много говорили про собак, а что вы знаете про сорок?

(После высказываний учащихся заранее подготовленный ученик рассказывает о сороках - презентация)

Скороговорка (картинка сороки и скороговорка на доске)

Три сороки – тараторки тараторили на горке

Тра-та-та-та-та-та-та

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля (повторение детьми скороговорки)

Какой писатель и какое его произведение мы будем сегодня изучать вы определите сами.

На экране вы видите таблицу букв и цифр, запишите соотнеся буквы с цифрами. Какие слова получились? Кто первый справится, запиши на доске? (Пришвин, выскочка)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью (М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка»)

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель?

( Совершенствовать знания о творчестве М.М, Пришвина. Понять содержание и смысл произведения «Выскочка» и правильно, выразительно читать его.)

Знакомство с биографией М.М. Пришвина (сообщение о писателе учеником)


4 Работа по теме урока. Работа с текстом.

Прием “Предположение”. Беседа о названии рассказа.

Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

Можно ли по названию это предположить?

Кого называют в народе выскочкой? (ответы детей: выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.)

В Толковом словаре Ожегова этому слову дается следующее объяснение:

(В словаре зачитывает ребенок)

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

Что мы видим на иллюстрации к рассказу? Предположите по иллюстрации, о ком и о чем будет идти речь? (ответы детей)

Работа с текстом во время чтения. Все ваши предположения проверим, когда прочитаем это произведение.


Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом, над непонятными словами ставим вопросы. (Прием «Чтение с пометкой» .)


Прием « Вопрос автору».

С.92 после первого абзаца. Проследите, как менялась кличка собаки? Почему?

 второй абзац. Тема абзаца?

третий абзац, второе предложение (...и опустила его вниз поленом...)

Для чего она это делала?

после третьего абзаца. ( … на кости есть много охотников...) Кто?


Приём “Дерево предсказаний” ( работа в парах)

Подумайте и дайте ответы на вопросы. ( задавать по одному вопросу, после ответов групп переходить к следующему вопросу)

1. Что будет дальше?

2. Как могут развиваться события?

3. Чем закончится текст?

 Прием « Антиципация» (Кому достанется все-таки кость?)


с. С.94 второй абзац (...только бы еще одно мгновеньшко...)

приём “Дерево предсказаний” (Что произойдет дальше?)

( работа в парах)


Дочитываем рассказ до конца. Физкультминутка.


5. Продолжение работы по теме урока.

Прием «Чтение с пометкой». Работа в группах по 3-4 человека.

1 группа. Лексическая работа: Какие слова были непонятны? Соотнесите слова и пояснения:

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

Улучила – нашла подходящее время.

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Полено – кусок распиленного бревна для растопки

сородичи – родственники.

выводок – птенцы, живущие с матерью;

срам – стыд, позор.

2 группа. Работа над средствами выразительности.

Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? (Сравнение)

Найдите эпизод, где автор использует крылатое выражение “В семье не без урода”. Что оно обозначает?

с. 93 третий абзац подчеркните слова “повели правильное наступление”. Что это? (Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок? (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.)

3 группа. Работа с пословицами. 

Какие пословицы подходят к рассказу?

Поспешишь – людей насмешишь.

Нет собаки – заведи друга.

Без хозяина и дом сирота.

4 группа. Составить синквейн.

1.Написать имя существительное по теме.
2. 2 имени прилагательных
3. 3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.

1.сорока
2. ловкая, хитрая, проворная
3. подскакала, вырвалась
4. Сорока осталась без хвоста.
5. Выскочка.


5группа. Ответы на вопросы.

Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация)?

Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание)

Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?

Почему эта история закончилась именно так?

Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

Как относятся к выскочкам в обществе?

Ответы групп.


6.Итог урока. Обобщение прочитанного.

Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале работы с текстом?

Какой вывод делает М.М. Пришвин? О чем предупреждает? (М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).

Достигли ли мы цели изучения темы? Выполнили задачи?

Вернемся к словам, которые говорил М . П Пришвин.

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю» (запись на доске)

Прокомментируйте его слова еще раз, опираясь на текст. 


6.Рефлексия.

Самооценка «Светофор». Зеленый – кто понял смысл рассказа, желтый – не совсем понял, красный – не понял.

В завершении урока прошу заполнить листы самооценки.

Листы самооценки

Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства ________________________________

Рассказ помог понять __________________________________________________

На уроке мне понравилось______________________________________________

2-3 человека зачитывают листы самооценки.


7.Домашнее задание. 

1.Перечитать внимательно рассказ. (стр 92-94)

2.Прием « Необычная обычность». Подготовить пересказ текста от лица Вьюшки или Выскочки. ( Картинки героев на доске, каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ).

3. Рабочая тетрадь стр 80 №1.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!