СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: Сказочные мотивы в стихотворении Ивана Сурикова «Детство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе во 2 классе. Тема- Сказочные мотивы»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.


Тема: Сказочные мотивы в стихотворении Ивана Сурикова «Детство»


Цели:

- формировать у детей целостное представление о художественном произведении,

-создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы,

- проследить различные пути обращения к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии,

- показать, как поэтическими средствами создается таинственная атмосфера волшебной сказки,

- отрабатывать технику выразительного чтения.



Предметные:

  • Деление стихотворения на части, различение впечатлений и чувств героя стихотворения, порядка их описания;

  • Озаглавливание каждой части, построение плана стихотворения;

  • Осознавать цель чтения в соответствии с содержанием;

  • Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;

  • При чтении отражать настроение автора читаемого текста;

  • Соотносить заголовок текста с его содержание, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком.

Метапредметные:

Личностные УУД:

-        Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье;

-        Озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;

-        Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать высказывать свою точку зрения спокойно;

-        Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках;

 Регулятивные УУД:

-        Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока;

-        Читать в соответствии с целью чтения;

-        Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

-        Выделять из темы урока известные знания и умения;

-        Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

-        Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

-        Пользоваться приемами  анализа синтеза стихотворения;

-        Анализировать мотив  поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника;

-        Строить рассуждения;

-        Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.



Оборудование: видеоклип о сказках; презентация к уроку; карточки с заданиями, мультимедийная установка для демонстрации презентации;.

рисунки детей, словари.




Ход урока


    1. Организация совместной деятельности. Рефлексия

а) Активизация внимания

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

б) Оптимистический настрой на урок.

- Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

Мы спокойны и добры;

Приветливы и ласковы.

Посмотрите в окно. Какой замечательный день! Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство!

-Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости .Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас на всём уроке.

    1. Постановка темы урока.

а) Сейчас мы с вами посмотрим видеоклип и вы скажете, какова, по – вашему мнению, тема урока.

«Сказки гуляют по свету» - видеоклип.

б) Тема нашего урока: Сказочные мотивы в стихотворении Ивана Сурикова.


3.Определение целей урока.

- Какие цели урока перед собой поставите вы?


4.Первичное знакомство с произведением в аудиозаписи.

а)анализ первичного восприятия

-Как вы думаете, это стихотворение или сказка? Докажите.

-О чём оно?

-Что вы представляли, когда слушали это произведение?

-Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того, чтобы передать чувства, переживания. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)


б) проверка домашнего задания

Дома вам нужно было прочитать это стихотворение и попробовать разделить его на части по смыслу.

Сколько частей?

Дать название каждой части.

-Какими словами начинается и заканчивается первая часть? О чем она? Как вы назвали её?

(«Детство», «Горка», «Катание с горы», «Зимние забавы» «Улица», «Моя деревня»)

- Вторая? Третья? Четвёртая?

-Почему? Обосновывайте свои ответы.


в) Составление плана.

1. Зимние забавы.

2.Тихий вечер в сем

3.Бабушкины сказки.

4.Волшебный сон.


5.Работа в группах. Задание для групп на карточках, для гостей на экране.

Режиссёры и актёры

-Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения .

-Какие изображения будут появляться на экране во время чтения каждой части?

-Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.

Историки.

-Какие слова говорят о том , что это было в старину? -Найдите в толковом словаре им объяснение.

Словарная работа:

Лапти-

Прялка-

Светец-

Звукорежиссёры и художники

-Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины?

-Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения?

-Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение? (грустная , весёлая, медленная, громкая, тихая.)

Сценаристы

-С помощью чего Ивану Сурикову удается создать в стихотворении атмосферу волшебной сказки?

-Какая сказка снится герою стихотворения?

-Докажите, что эта сказка волшебная.

(Сказочные герои, волшебное число, волшебные помощники, цвета и др.)


6. Физминутка.


7.Проверка работы групп.


8. Подведение итогов. Рефлексия.

-Возвращаемся к вопросу целей урока. Достигли ли мы их?

Заполните анкету, закрасив тот прямоугольник, слова в котором соответствуют вашему ощущению от урока.

Анкета


Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял


Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения разошлись по стране в виде народных песен. Одна из них « Что стоишь качаясь, тонкая рябина..»

– А пока вы заполняете анкету, я предлагаю вам послушать эту песню. на слова И. З. Сурикова


Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш городок Будённовск.

8.Домашнее задание.

1. Выучить наизусть тот отрывок, который больше понравился.

2. Вспомните волшебные сказки и устройте выставку волшебных предметов.

3.Придумай и произнеси монолог от имени твоего волшебного предмета.

. Режиссёры и актёры

-Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения .

-Какие изображения будут появляться на экране во время чтения каждой части?

-Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.





Историки.

-Какие слова говорят о том , что это было в старину? -Найдите в толковом словаре им объяснение.

Словарная работа:

Лапти-

Прялка-

Светец-











Звукорежиссёры и художники

-Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины?

-Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения?

-Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение? (грустная , весёлая, медленная, громкая, тихая.)







Сценаристы

-С помощью чего Ивану Сурикову удается создать в стихотворении атмосферу волшебной сказки?

-Какая сказка снится герою стихотворения?

-Докажите, что эта сказка волшебная.

(Сказочные герои, волшебное число, волшебные помощники, цвета и др.)









Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял



Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял


Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял



Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял














Конспект урока литературного чтения

во 2 «Б» классе













Учитель: Федичева О.Н.









Просмотр содержимого презентации
«презентация урока»

Урок литературного чтения

Урок литературного чтения

Сказочные мотивы в стихотворении И. З. Сурикова  «Детство».

Сказочные мотивы в стихотворении И. З. Сурикова «Детство».

Иван Захарович Суриков 1841 г. – 1880 г.  поэт-самоучка

Иван Захарович Суриков

1841 г. – 1880 г.

поэт-самоучка

1. Познакомиться … 2. Научиться … 3. Развивать…

1. Познакомиться …

2. Научиться …

3. Развивать…

Познакомиться с произведением И.Сурикова«Детство». Научиться выразительно читать стихотворение и находить в нём следы сказки. Развивать свою устную речь, чтобы правильно говорить самим и чтобы приятно слушать было другим.
  • Познакомиться с произведением И.Сурикова«Детство».
  • Научиться выразительно читать стихотворение и находить в нём следы сказки.
  • Развивать свою устную речь, чтобы правильно говорить самим и чтобы приятно слушать было другим.

Думаем и отвечаем Как вы думаете, это стихотворение или сказка? Докажите. О чём оно? Что вы представляли, когда слушали это произведение ?

Думаем и отвечаем

  • Как вы думаете, это стихотворение или сказка? Докажите.
  • О чём оно?
  • Что вы представляли, когда слушали это произведение ?

План

План

  • 1. Зимние забавы.
  • 2.Тихий вечер в семье.
  • 3.Бабушкины сказки.
  • 4.Волшебный сон.
Работа в группах. Режиссёры и актёры Историки Звукорежиссёры и художники Сценаристы

Работа в группах.

Режиссёры и актёры

Историки

Звукорежиссёры и художники

Сценаристы

Историки. -Какие слова говорят о том , что это было в старину? -Найдите в толковом словаре им объяснение

Историки.

-Какие слова говорят о том , что это было в старину?

-Найдите в толковом словаре им объяснение

Кубарем качуся  – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Кубарем качуся  – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти  – крестьянская обувь, сплетенная из лыка Светец  – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу. Прялка –  приспособление для ручного прядения.

Лапти  – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец  – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка –  приспособление для ручного прядения.

Режиссёры и актёры - Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения Какие изображения будут появляться на экране во время чтения каждой части? Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.

Режиссёры и актёры

- Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения

Какие изображения будут появляться на экране во время чтения каждой части?

Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.

Посмотрите на картину, подходит ли она к началу произведения?

Посмотрите на картину, подходит ли она к началу произведения?

2 группа. Историки. -Какую картину вы себе представили при чтении этой части? -А где происходило событие? -И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? -А как вы объясните смысл строчки: «И я на бок — хлоп!»?

2 группа. Историки.

  • -Какую картину вы себе представили при чтении этой части?
  • -А где происходило событие?
  • -И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
  • -А как вы объясните смысл строчки: «И я на бок — хлоп!»?

Сценаристы - С помощью чего Ивану Сурикову удается создать в стихотворении атмосферу волшебной сказки?  -Какая сказка снится герою стихотворения? -Докажите, что эта сказка волшебная.  (Сказочные герои, волшебное число, волшебные помощники, цвета и др.)

Сценаристы

- С помощью чего Ивану Сурикову удается создать в стихотворении атмосферу волшебной сказки?

-Какая сказка снится герою стихотворения?

-Докажите, что эта сказка волшебная.

(Сказочные герои, волшебное число, волшебные помощники, цвета и др.)

Звукорежиссёры и художники - Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины? - Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения? - Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение? (грустная , весёлая, медленная, громкая, тихая.)

Звукорежиссёры и художники

- Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины?

- Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения?

- Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение? (грустная , весёлая, медленная, громкая, тихая.)

Познакомиться с произведением И.Сурикова «Детство». Научиться выразительно читать стихотворение и находить в нём следы сказки. Развивать свою устную речь, чтобы правильно говорить самим и чтобы приятно слушать было другим.
  • Познакомиться с произведением И.Сурикова «Детство».
  • Научиться выразительно читать стихотворение и находить в нём следы сказки.
  • Развивать свою устную речь, чтобы правильно говорить самим и чтобы приятно слушать было другим.

Анкета Урок Я на уроке Интересный Итог Работал Скучный Отдыхал Понял материал Безразличен мне Узнал больше, чем знал Помогал другим Не понял

Анкета

Урок

Я на уроке

Интересный

Итог

Работал

Скучный

Отдыхал

Понял материал

Безразличен мне

Узнал больше, чем знал

Помогал другим

Не понял

Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен. Песня «Тонкая рябина»

Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен.

Песня

«Тонкая рябина»

Спасибо за работу!   Молодцы!

Спасибо за работу!

Молодцы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!