СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.толстой "Прыжок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.толстой "Прыжок"»

У р о к 28.
НРАВСТВЕННАЯ КОЛЛИЗИЯ
В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПРЫЖОК»

Цели: учить анализировать поступки героев; пробудить в детях сопереживание герою рассказа; развивать внимание к тексту; обогащать читательский опыт; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа с выставкой рисунков.

– Ребята, рассмотрите рисунки. Расскажите, кого вы изобразили и какие черты характера старались отобразить.

III. Объявление темы и постановка цели.

– Сегодня мы прочитаем рассказ, герой которого совсем не похож на мальчиков из предыдущих текстов.

IV. Введение в тему.

Л е н т а в р е м е н и: на ней портрет Л. Толстого (1828–1910 гг.)

– Как вы думаете, как раньше совершали морские плавания?

Свободные высказывания детей.

– Раньше морские плавания совершали на парусном корабле. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15–25 м, то есть были высотой с трех-пятиэтажный дом.

Показ иллюстраций.

– На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко старалась раздобыть себе обезьяну (показ иллюстрации), веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что обезьянка становилась виновницей неприятных происшествий. Об одном из таких происшествий, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л. Н. Толстой.

V. Изучение нового материала.

1. П е р в и ч н о е ч т е н и е р а с с к а з а у ч и т е л е м.

После чтения учитель выдерживает паузу, чтобы дети пережили услышанное. Скорее всего, ученики сами захотят поделиться тем, что их взволновало, когда им было страшно за мальчика.

– Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

– Поступок мальчика вызывает у вас сочувствие? Одобрение? Осуждение? Вам было страшно за мальчика?

2. П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а с т е к с т о м.

Чтение учащимися рассказа по абзацам.

– Назовите действующих лиц. (Мальчик, капитан, матросы, обезьянка.)

– Давайте проследим за поведением мальчика.

– Почему мальчик полез на мачту корабля? Что руководило его поступками?

н а д о с к е записаны слова:

Гордость

Стыд

Досада

Смелость

Безрассудство

Глупость

Неосторожность

Страх

П р и м е ч а н и е. Важно, чтобы дети неоднозначно и неодносложно определяли свое отношение к поступку мальчика. Ведь в его эмоциональном порыве смешались самые разнообразные чувства.

– Сознавал ли он свои действия, когда ступил на перекладину? Подтвердите свой ответ словами текста.

– Назовите слова-глаголы, которые показывают действие мальчика. (Раззадорился, бросил, ступил, опомнился, глянул, зашатался.)

– Перечитайте самый тревожный и опасный момент.

– Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись.)

– Что вы можете сказать о капитане? Л. Толстой о его чувствах не говорит ни слова. (Капитан человек военный, привыкший брать ответственность в самых сложных и страшных ситуациях на себя, умеющий принимать мужественные решения, неоднократно видевший смерть очень близко. Капитан явно пережил сильнейший стресс, шок, когда увидел сына, находящегося в смертельной опасности, но не растерялся и не позволил себе испугаться и отчаяться: он мужественно сумел по-военному моментально принять единственно правильное решение.)

– Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он испытал слишком сильное потрясение, он очень испугался за сына.)

– Как вы переживали за мальчика?

Свободные высказывания детей.

3. О б о б щ е н и е.

– Кто главный герой рассказа? (Мальчик. Именно с мальчиком связана и завязка, и кульминация, и развязка рассказа.)

– Какова роль матросов? Подтвердить свое мнение ссылками на текст. (Матросы сначала не понимали всей опасности происходящего на их глазах: эпизод с обезьяной их смешил. Потом они осознали весь драматизм положения: ведь мальчик попал в ситуацию смертельной опасности. Конечно, найти выход никто из них не смог. Но в тот момент, когда понадобилась их помощь, они не подвели: двадцать из них бросились в море спасать мальчика.)

VI. Итог урока.

– Вот какой случай произошел много-много лет назад во время морского путешествия.

– Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Такова кульминация рассказа, то есть самый захватывающий и волнующий его момент, именно прыжок спасает мальчику жизнь.)

Домашнее задание: перечитать рассказ, разделить на части.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!