У р о к 28.
НРАВСТВЕННАЯ КОЛЛИЗИЯ
В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПРЫЖОК»
Цели: учить анализировать поступки героев; пробудить в детях сопереживание герою рассказа; развивать внимание к тексту; обогащать читательский опыт; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с выставкой рисунков.
– Ребята, рассмотрите рисунки. Расскажите, кого вы изобразили и какие черты характера старались отобразить.
III. Объявление темы и постановка цели.
– Сегодня мы прочитаем рассказ, герой которого совсем не похож на мальчиков из предыдущих текстов.
IV. Введение в тему.
Л е н т а в р е м е н и: на ней портрет Л. Толстого (1828–1910 гг.)
– Как вы думаете, как раньше совершали морские плавания?
Свободные высказывания детей.
– Раньше морские плавания совершали на парусном корабле. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15–25 м, то есть были высотой с трех-пятиэтажный дом.
Показ иллюстраций.
– На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко старалась раздобыть себе обезьяну (показ иллюстрации), веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что обезьянка становилась виновницей неприятных происшествий. Об одном из таких происшествий, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л. Н. Толстой.
V. Изучение нового материала.
1. П е р в и ч н о е ч т е н и е р а с с к а з а у ч и т е л е м.
После чтения учитель выдерживает паузу, чтобы дети пережили услышанное. Скорее всего, ученики сами захотят поделиться тем, что их взволновало, когда им было страшно за мальчика.
– Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
– Поступок мальчика вызывает у вас сочувствие? Одобрение? Осуждение? Вам было страшно за мальчика?
2. П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а с т е к с т о м.
Чтение учащимися рассказа по абзацам.
– Назовите действующих лиц. (Мальчик, капитан, матросы, обезьянка.)
– Давайте проследим за поведением мальчика.
– Почему мальчик полез на мачту корабля? Что руководило его поступками?
н а д о с к е записаны слова:
Гордость
Стыд
Досада
Смелость
Безрассудство
Глупость
Неосторожность
Страх
П р и м е ч а н и е. Важно, чтобы дети неоднозначно и неодносложно определяли свое отношение к поступку мальчика. Ведь в его эмоциональном порыве смешались самые разнообразные чувства.
– Сознавал ли он свои действия, когда ступил на перекладину? Подтвердите свой ответ словами текста.
– Назовите слова-глаголы, которые показывают действие мальчика. (Раззадорился, бросил, ступил, опомнился, глянул, зашатался.)
– Перечитайте самый тревожный и опасный момент.
– Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчиненные над ним смеялись.)
– Что вы можете сказать о капитане? Л. Толстой о его чувствах не говорит ни слова. (Капитан – человек военный, привыкший брать ответственность в самых сложных и страшных ситуациях на себя, умеющий принимать мужественные решения, неоднократно видевший смерть очень близко. Капитан явно пережил сильнейший стресс, шок, когда увидел сына, находящегося в смертельной опасности, но не растерялся и не позволил себе испугаться и отчаяться: он мужественно сумел по-военному моментально принять единственно правильное решение.)
– Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он испытал слишком сильное потрясение, он очень испугался за сына.)
– Как вы переживали за мальчика?
Свободные высказывания детей.
3. О б о б щ е н и е.
– Кто главный герой рассказа? (Мальчик. Именно с мальчиком связана и завязка, и кульминация, и развязка рассказа.)
– Какова роль матросов? Подтвердить свое мнение ссылками на текст. (Матросы сначала не понимали всей опасности происходящего на их глазах: эпизод с обезьяной их смешил. Потом они осознали весь драматизм положения: ведь мальчик попал в ситуацию смертельной опасности. Конечно, найти выход никто из них не смог. Но в тот момент, когда понадобилась их помощь, они не подвели: двадцать из них бросились в море спасать мальчика.)
VI. Итог урока.
– Вот какой случай произошел много-много лет назад во время морского путешествия.
– Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Такова кульминация рассказа, то есть самый захватывающий и волнующий его момент, именно прыжок спасает мальчику жизнь.)
Домашнее задание: перечитать рассказ, разделить на части.