Организационный этап Время: 1 минута Микроцель – организовать детей и настроить их на работу. | Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Олеговна. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Проверьте свою готовность. На партах у вас должны лежать учебники, пеналы, карточки и дневники для записи домашнего задания. Подарите мне и своему классу ваши улыбки. Молодцы! С таким хорошим настроением мы можем начинать. | Учащиеся здороваются с учителем и улыбаются друг другу. Р.: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; |
Этап подготовки к восприятию Время: 5 минут Микроцель – дать детям знания о писателе и его произведениях. Методы – словесный (рассказ, беседа), наглядный (иллюстрация) Прием – работа с портретом, рассказ о писателе. | На парте у вас лежат карточки со стихотворением. Прочитайте его про себя. Тарарам Говорят, что по утрам В нашем доме – тарарам. Отодвинули мы стулья, Заглянули под буфет, Все вверх дном перевернули – Тарарама в доме нет! Мы искали до упаду, Но опять сказали нам - Эй, друзья, прибрать бы над, В вашем доме – тарарам! Прочитайте стихотворение выразительно. Чье чтение вам понравилось больше. Почему? Как вы понимаете смысл слова «тарарам»? Каким словом вы можете заменить его? (ответы детей) (Объяснение слова на доске) А кто у вас дома занимается уборкой? Кто еще должен помогать маме? Поднимите руку те, кто помогает маме с уборкой? Как? Ребята, так на какую тему мы будем читать сегодня произведения? Мы познакомимся с двумя стихотворениями «Если был бы я девчонкой» и «Разгром». А кто их написал, мы сейчас узнаем, но перед этим хочу у вас спросить, какие цели мы можем поставить на уроке? Чей портрет вы видите на доске? Что вы знаете о писателе? Давайте и я вам немного напомню о его жизни. 1) Успенский Эдуард Николаевич появился на свет 22 декабря 1937 года в городе Егорьевск, Московская область. По профессии он авиационный инженер. Но в период обучения Эдуард сильно увлекся писательством и игрой в театре при университете. 2) Он является творцом Крокодила Гены и Чебурашки, Дяди Федора и крысы Анфисы, Старушки Шапокляк и Серого Волка. 3) Его книги в настоящее время издаются более чем на 20 языках мира. Особую популярность писатель получил в Швеции, где мультфильмы по его книгам часто показывают в эфире 4) Он также считается создателем нескольких детских передач, например, «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка». 5) За выдающиеся заслуги в области детской литературы в 2010 году ему была присуждена премия имени Корнея Чуковского. | Слушают. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока. Л – развивают речь Л - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Ставят цели Р.: - формулировать учебную задачу урока коллективно Слушают рассказ об авторе. |
Этап перечитывания и анализа. Микроцель – проанализировать произведение, отвечая на вопросы своими словами или цитатами из текста. Время: 10 минут Метод – словесный, работа с книгой Прием – уточнение деталей. Выразительное чтение. Словарная работа. Этап первичного восприятия. Этап выявления специфики восприятия. Этап перечитывания и анализа Выразительное чтение. | Откройте учебник на странице 76. Что делает мальчик? (помогает маме) Предлагаю вам еще раз прочитать произведение. О чем это стихотворение? Посмотрите на иллюстрацию. Расскажите о мальчике, какой он? А почему мальчик хочет стать девочкой? (он хочет помочь маме) А обязательно ли быть девочкой, чтобы помогать маме? (ответы детей) Найдите строчки, в которых говорится, что может сделать мальчик из того, о чем он мечтал. Можно ли это стихотворение назвать юмористическим? Почему? Я даю вам 2-3 минутки, чтобы вы подготовили выразительное чтение. Ребята, кто хочет выйти и прочитать это стихотворение выразительно, так, чтобы передать веселое настроение этого стихотворения. Кто прочитал лучше? Почему? Перед знакомством со вторым стихотворением, предлагаю разобрать слова, которые могут быть вам не понятны. Боты – высокая резиновая или тёплая обувь, надеваемая поверх другой обуви. Налёт на квартиру – стремительное и внезапное нападение с целью грабежа. Обвал – падение. Снежные глыбы или обломки скал, которые обрушиваются с гор. Сейчас я вам прочитаю второе стихотворение, а вы следите за мной и слушайте внимательно. (Чтение текста учителем) Какие чувства у вас вызвало произведение? Было ли вам грустно? Прочитайте стихотворение еще раз. (Кто-то из детей) О чем же это стихотворение? Назовите главных героев произведения. Посмотрите на изображение. Чему мама так удивилась? (беспорядку дома) А кто устроил этот беспорядок? (Сережа) Как отреагировала мама на беспорядок? А могла бы она отреагировать по-другому? А становится ли вам смешно, когда вы читаете это стихотворение? Почему? Как вы думаете, понял ли Сережа свою вину? Как Сережа может исправить все? Предлагаю прочитать это стихотворение по ролям. Но для начала вспомним, что такое роли? Где мы можем ее встретить? Сколько ролей в данном произведении? Даю вам 2-3 минуты, чтобы вы подготовили выразительное чтение. Кто прочитал лучше? Кто смог передать характер персонажей? | Читают стихотворение. Отвечают на вопросы. Работают с учебником. К.: - высказывать свою точку зрения о прочитанном произведении. - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов; П.: - выявлять основную мысль произведения; Выразительно читают у доски. Предполагают значения слов. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Читают по ролям. |
Итог урока. Микроцель – подвести итоги урока. Время: 5 минут. Метод – словесный Прием – ответы на вопросы. | Что вы узнали об авторе? С каким произведением мы познакомились? На какую тему эти произведения? Какие эмоции у вас вызывает эти произведения? Поднимите солнышко, если считаете, что работали хорошо, тучку – плохо. Спасибо, ребята, мне было приятно с вами работать. До свидания! | Отвечают на вопросы. Делают вывод. Подводят итоги. Л:-подводят итог урока; -самоанализ К:-выражают свои мысли; |