Урок литературы в 6-м классе
Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста:
Познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)
Коммуникативных
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностных
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста
Технологии: технология развития критического мышления
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
«В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости»,- говорил И.Бунин.
Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
Рассказ относится к раннему творческому периоду. Первоначальный замысел не был наполнен глубоким смыслом. Чехов преследовал развлекательную цель, чтобы просто рассмешить читателя литературным анекдотом. Потому черновая версия «Толстого и тонкого» существенно отличается от итоговой. На тот момент Антон Павлович желал подзаработать, избрав комическую историю в качестве сюжета. Однако гений пера не сумел остаться в стороне и затронул в произведении ключевые общественные проблемы
2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий» (чтение рассказа учителем).
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
Стадия «Вызов»
Работа в парах.
Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.
Примеры «толстых и тонких» вопросов:
«Толстые» вопросы, придуманные детьми | «Тонкие» вопросы, придуманные детьми |
Как меняется поведение тонкого, когда он узнает, что толстый дослужился до большого чина? Случайно ли автор называет своих героев Михаилом и Порфирием? Какой эпизод является кульминацией рассказа? | За что в гимназии дразнили Тонкого? |
Стадия «Осмысление»
Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
- Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый)
Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?
(создание комической пары, антитеза)
Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
Герои и их характеристики | Толстый | Тонкий |
Имя | | |
Внешность в начале рассказа | | |
Внешность в конце рассказа | | |
Чем пахнут герои | | |
Семейное положение | | |
Должность | | |
Награды | | |
Поведение в начале и в конце рассказа | | |
Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
Чем отличается речь тонкого?
Определите кульминацию произведения.
Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)
Творческое задание
Первый вариант: приготовить рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.
Второй вариант: приготовить рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный тонким.
Итог урока.
- Рассказ Чехова юмористический или сатирический? (рассказ сатирический, писатель обличает, высмеивает пороки общества, лицемерное поведение Тонкого и подобных ему людей).
- Почему это произведение не потеряло актуальности и в наши дни?
Толстый — человек, имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных, искренне рад встрече.
Тонкий — человек, занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и на друзей.
Рефлексия.
Напишите синквейн по вариантам: 1вариант. Тонкий, 2 вариант: Толстый
Тонкий: лицемерный, заискивающий
побледнел окаменел, сгорбился,
«ваше превосходительство-с..
Очень приятно-с»
Чинопочитание
Толстый
Спокойный, уверенный
Ошеломлен, стошнило, поморщился
«К чему это чинопочитание!»
Друг детства
Домашнее задание.
Какими приёмами комического воспользовался Чехов при создании рассказа? Выпишите примеры.
Выставление отметок