СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.Чехова "Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по технологии развития критического мышления через чтение

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.Чехова "Толстый и тонкий"»

Урок литературы в 6-м классе

Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста:

Познавательных

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативных

-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностных

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста

Технологии: технология развития критического мышления

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

«В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости»,- говорил И.Бунин.

Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

Рассказ относится к раннему творческому периоду. Первоначальный замысел не был наполнен глубоким смыслом. Чехов преследовал развлекательную цель, чтобы просто рассмешить читателя литературным анекдотом. Потому черновая версия «Толстого и тонкого» существенно отличается от итоговой. На тот момент Антон Павлович желал подзаработать, избрав комическую историю в качестве сюжета. Однако гений пера не сумел остаться в стороне и затронул в произведении ключевые общественные проблемы

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий» (чтение рассказа учителем).

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Стадия «Вызов»

Работа в парах.

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми

«Тонкие» вопросы, придуманные детьми

Как меняется поведение тонкого, когда он узнает, что толстый дослужился до большого чина? 

Случайно ли автор называет своих героев Михаилом и Порфирием?

Какой эпизод является кульминацией рассказа?


  • Кто из героев первым бросается к другу?
    Как тонкий называет толстого?

За что в гимназии дразнили Тонкого? 


Стадия «Осмысление»

Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

- Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый) 
Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?
(создание комической пары, антитеза)
Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

Герои и их характеристики

Толстый

Тонкий

Имя



Внешность в начале рассказа



Внешность в конце рассказа



Чем пахнут герои



Семейное положение



Должность



Награды



Поведение в начале и в конце рассказа



Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
Чем отличается речь тонкого?
Определите кульминацию произведения.
Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)
Творческое задание

Первый вариант: приготовить рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.

Второй вариант: приготовить рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный тонким.
 Итог урока.

- Рассказ Чехова юмористический или сатирический? (рассказ сатирический, писатель обличает, высмеивает пороки общества, лицемерное поведение Тонкого и подобных ему людей).

- Почему это произведение не потеряло актуальности и в наши дни?

Толстый — человек, имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных, искренне рад встрече.

Тонкий — человек, занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и на друзей.

Рефлексия.

Напишите синквейн по вариантам: 1вариант. Тонкий, 2 вариант: Толстый

Тонкий: лицемерный, заискивающий

побледнел окаменел, сгорбился,

«ваше превосходительство-с..

Очень приятно-с»

Чинопочитание

Толстый

Спокойный, уверенный

Ошеломлен, стошнило, поморщился

«К чему это чинопочитание!»

Друг детства

Домашнее задание.
Какими приёмами комического воспользовался Чехов при создании рассказа? Выпишите примеры.

Выставление отметок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!