Тема урока. Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Цель урока:
-проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
- выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
- выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
- учить проводить исследовательскую работу по тексту.
- учить высказывать свое мнение.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение , стих А.Дементьева .
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и целей урока.
Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.
И.С.Тургенев. Звучит романс « Под лаской плюшевого пледа»
- О какой любви поется в романсе ? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).
Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.
Тема нашего урока. Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Эпиграф урока. Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.
-Как вы понимаете эти слова?
(Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.)
Мы должны разобраться , почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством , смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины.
Поэтому на уроке предлагаю проблемные вопросы:любовь Катерины- слабость это или сила? Самоубийство Катерины - победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течение урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе урока.
3.Актуализация знаний учащихся
Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним быт и нравы города Калинова.
- Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? ( Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)
4.Обобщение и систематизация материала.
1) Черты характера Катерины.
Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому ) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть.
Имена героев имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи–Варвара–с греч.«чужеземная»,«грубая».
Такая Катерина в силу своего характера.
-Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить , прямота.
Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.
-Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме).
Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье. (зачитать монолог)
Работа с текстом : чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл. 7)
Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.
В доме родителей:
-« точно птичка на воле»
-«маменька в ней души не чаяла»
-«работать не принуждали»
-«вышивала, ходила в церковь, гуляла»
В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.
В доме Кабанихи:
-«завяла, как цветок»
-«от любви вас и бранят»
-«все по принуждению»
-«меня не станет бояться, тебя и подавно»
В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.
2) Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
А) Осознание своей обреченности
Б) Замкнутость , разочарованность в семейной жизни.
В) Страстное стремление к свободе, любви , счастью.
Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?
Черты характера Катерины------Принципы жизни в доме Кабанихи
Свободолюбие - подчинение
Независимость - отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность - религиозное лицемерие
Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта , бескорыстие - грубость и брань
Честность , непосредственность – обман
Вывод: Для Катерины главное - жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.
Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)
Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)
3) Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?
Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь ?
Определение по словарю Ожегова ( Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)
1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.
2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей
и о любви как высоком духовном чувстве.)
3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.
4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины - вообще нет реплик со словом «любить»
Послушайте стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»
Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит ,
Душа не хочет перемен.
Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее , которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели.
4)Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести
Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2)
- Кого полюбила Катерина?
- Почему Варвара догадывается о любви Катерины?
-Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?
- Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины , ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам.
5)Анализ сцены «Проводы Тихона» Д.2, явл.3,4,5.
(Чтение по ролям)
-Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?
- Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
( В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
- Как ведет себя Тихон перед отъездом?
(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует , чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что , исполняя волю матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит : «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)
6)Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10.
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
Ответ найдем в статье Добролюбова : «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь . К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Чтение монолога (читает учащийся)
-Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?
( Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ : «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…» Любовный выбор обрекает Катерину на мучения. Она встречается с Борисом.
7) Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)
- В чем сложность внутреннего состояния Катерины?
( Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)
- Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.
- В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)
Итак, любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)
Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.
8) Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)
Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»
- Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу , она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)
- Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться , как название пьесы определяет поступки главной героини.
- В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?
(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.
Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.
Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и
правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)
Гроза в природе – освежает
Гроза в душе –очищает
Гроза в обществе –просвещает.
-Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)
- Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)
(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев , «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)
-В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?
( Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. : «Ах , умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)
Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?
(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)
- Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью?
Что было бы с Катериной , если бы она не раскаялась?
( Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать , продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)
- Чем объясняется раскаяние Катерины?
( Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
- Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)
9) Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)(Чтение отрывка)
Катерина бросается в Волгу , не примирившись с законами «темного царства».
- Почему Борис не мог спасти Катерину ( Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог , как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)
-Какой можно сделать вывод о Катерине?
Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.
-Докажите, что смерть Катерины – это протест.
(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)
-Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)
5.Итог урока.
Мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», давайте подведем итог.
Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить , готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинов .
Звучит романс «А напоследок я скажу»
-А что бы вам напоследок сказала Катерина?
Приём «Помощь психолога»
Как вы думаете, ребята, остались ли Катерины в современном обществе?
(Конечно ,есть)
Каким образом современная Катерина может выйти из сложившейся
ситуации?
( На сегодняшний день любой человек может обратиться за помощью к
квалифицированным специалистам. Это и помощь психолога, и
познавательные книги, консультации , а также различные рекомендации в
области психологии)
Какие позитивные стороны должны быть у современного человека?
(Это здоровый образ жизни, желание жить, творить, наслаждаться каждым
мгновением, ощущать чувство и состояние полного удовлетворения ,стремиться реализовать цели и мечты , беречь и любить близких и окружающих, иметь любимое увлечение, хобби)
Найти себя – дороги нет короче,
Найти себя – дороги нет длинней;
Найти себя – открыть в душе источник,
Найти себя – и сделаться сильней!
Юрий Энтин.
Оценки
7.Д/з Эссе «Не убивайте женскую любовь»