СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы на тему: "И.Ф.Шиллер. "Перчатка". Проблемы благородства, достоинства и чести". 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы. Для обучающихся 6 класса. Программа В.Я.Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: "И.Ф.Шиллер. "Перчатка". Проблемы благородства, достоинства и чести". 6 класс»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область



Урок на тему:

«И.Ф.Шиллер. «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести».

(Урок литературы в 6 классе по программе Коровиной В.Я.)





Учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.













2020 год

Цели:

  • рассказать о жизни и творчестве И.Ф.Шиллера;

  • углубить представление о балладе как литературном жанре;

  • показать особенности художественного перевода на примере сопоставления текстов;

  • учить понимать роль пейзажа, деталей в тексте;

  • расширять знания по теории стихосложения; развивать навыки выразительного чтения поэтических текстов, характеристики героев, монологической речи.

УУД

Личностные:

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

  • Формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

  • Признание ценности здоровья своего и других людей (жизни), оптимизм в восприятии мира;

  • Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные:

  • Поисковое чтение и структурирование текста4

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

  • Учитывать разные мнения;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • Работать в парах;

  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопроверку;

  • Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Планируемые результаты:

  • Знание основных сведений о жизни и творчестве И.Ф.Шиллера, сюжета и героев баллады «Перчатка»;

  • Умения извлекать из текста необходимую информацию;

  • Владение навыками анализа текста, сопоставительного анализа.

Оборудование:

  • Портреты И.Ф.Шиллера, В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова.

  • Репродукции картин А. Ван Дейка и Л. Кранаха Старшего, изображающих светскую даму и рыцаря.

  • Толковый словарь.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя.

  2. Постановка цели и задачи урока.

  1. Мотивирует, создает игровую ситуацию (черный ящик). (Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя).

  2. Учитель создает проблемную ситуацию.

- Какое значение имеет перчатка? (Ответы учащихся).

3) учитель ставит проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого предмета одежды?». (Ответы учащихся).

3.Работа по теме урока.

  1. Беседа по статье об И.Ф.Шиллере.

- Что вы узнали об И.Ф.Шиллере из статьи учебника?

- Каково творческое наследие Шиллера?

2) Слово учителя.

Иоганн Фридрих Шиллер родился в семье военного фельдшера в маленьком городке Марбахе Вюртембергского герцогства и впоследствии как сын офицера был определен в военную академию. Уже тогда Шиллер увлекался поэзией. Первая его пьеса, поставленная в театре, вызвала бурю восторга во всей Германии.

Шиллер живет в разных городах, много пишет, занимается историей. Его даже приглашают в качестве профессора в Иенский университет. Среди его друзей – знаменитый немецкий поэт И.В.Гёте.

Судьба Шиллера была к нему неблагосклонна, особенно в последние годы жизни, когда он испытывал постоянные лишения. Скончался поэт в расцвете творческих сил 9 мая 1805 года.

С наибольшей силой талант Шиллера проявился в области драмы. Лирика составляет значительную часть его литературного наследия. Всемирной известностью пользуются баллады Шиллера, созданные им на основе народных легенд.

  1. Понятие о балладе.

Баллада как жанр была очень популярна в западноевропейской литературе 17 – начала 19 века.

- Что вы знаете о балладе? (Баллада – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее балладой стали называть небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями и т.д.). (Учащиеся уточняют значение термина по словарю литературоведческих терминов учебника.).

- Какие баллады вы помните? («Джон Ячменное зерно2 Р.Бернса, «Вересковый мед» Р.Л.Стивенсона).

Русскому читателю западноевропейская баллада открылась по-новому благодаря переводам В.А.Жуковского, вообще очень мног сделавшего для приобщения к европейской литературе.

Основой баллады И.Ф.Шиллера «Перчатка» послужили предания о развлечениях французского двора времен короля Франциска 1. Прототип (лицо как источник для создания образа) героя «Перчатки» - шевалье(кавалер) Делорж, о смелости и любовных приключениях которого существовало много легенд.

Перевод Жуковского был сделан в марте 1831 года, а двумя годами раньше, в 1829 году, балладу перевел М.Ю.Лермонтов.

4)Работа с балладой «Перчатка». Выразительное чтение баллады (в переводах М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского. осуждение вопросов 1, 2 рубрики «Размышляем о прочитанном», с.226, 227).

5) Беседа по вопросам.

  • В чем разница между переводами? (Жуковский В.А. не сохранил имя дамы _ Кунигунда, а Лермонтов М.Ю. не называет имени Делоржа. Заметна разница в ритмике стихотворений. У Жуковского В.А. баллада написана вольным ямбом, у Лермонтова М.Ю. – тоническим стихом. Кстати, Шиллеровская баллада тоже написана тоническим стихом.)

  • Что передает тонический стих? (Настроение. Рваный ритм выражает тревогу, напряжение, быстроту, стремительность действия. Звери мечутся! Что-то должно произойти!)

4.Закрепление изученного материала.

  1. Прослушивание баллады «перчатка» по фонохрестоматии, обсуждение. (В основе беседы вопросы 1-3 рубрики «Фонохрестоматия», с.227).

  2. Беседа по балладе (в переводе Жуковского В.А.), характеристика героев. Разделите балладу на части, определите содержание каждой части.

Комментарии.

Балладу условно можно разделить на 4 части. В 1 части обозначаются время и место действия: король и его свита и гости перед зверинцем. 2 часть самая большая, в ней подробно описываются дикие звери, внушающие страх. Такие подробности должны показать читателю меру опасности, ожидающей рыцаря: «грозный зверь/ с огромной головою, /Косматый лев», «смелый тигр», «два барса».

Третья часть – описание происшествия с перчаткой: красавица велит рыцарю достать якобы случайно оброненную перчатку. В четвертой части, в которой происходит самое главное, его действия описываются крайне скудно:

Делорж, не отвечав ни слова,

К зверям идет,

Перчатку смело он берет

И возвращается к собранью снова.

- О каких качествах рыцаря говорит это описание? (Немногословность при описании отважных действий рыцаря говорит о его мужестве, сдержанности, скромности и гордости, умении сохранить хладнокровие.)

- Что говорится о внешности героев в балладе? (Почти ничего не говорится, описания внешности нет, потому что главное в балладе – слова и поступки героев.)

- Какова героиня баллады? (Красавица – бездушная, жестокая, лицемерная, ради мелкого тщеславия посылает на верную гибель преданного ей рыцаря.)

- Как вы понимаете значение слова тщеславный, лицемерный? (Ответы учащихся).

-Найдем значения слов в толковом словаре. У С.И.Ожегова читаем: «Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. Лицемерный – неискренний человек, притворщик, скрывающий злые намерения. Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию. Тщеславный – любящий славу и чрезмерно выставляющий свои достоинства».

- Как вы понимаете поступок Делоржа в конце баллады? (Делорж – гордый рыцарь, ему присуще чувство собственного достоинства. Он не хочет награды от дамы, которая надеялась унизить его.)

5. Работа с иллюстрациями. (Описание и сопоставление иллюстраций к роману, выполненных разными художниками.)

6. Итоги урока. Рефлексия.

  • Какую основную мысль, идею выдвигает Шиллер в этой балладе? (Шиллер показывает образец благородства, отваги. Бесстрашия, чувства собственного достоинства, ценность человеческой жизни, которой никто не имеет права играть.)

  • Понравилась ли вам баллада? Чем?

  • Что вы думаете о героях баллады?

  • Чей перевод вам понравился больше? Почему?

Существует выражение: «Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник». В переводах Лермонтова М.Ю. и Жуковского В.А. проявились большие возможности русского языка, отразилась творческая личность каждого переводчика.

7. Домашнее задание.

  • Выполнить задание рубрики «Учимся читать выразительно» (с.227).

  • Прочитать статью учебника о П.Мериме (с.228, 229), ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя».

  • Прочитать новеллу «Маттео Фальконе», подготовить выразительное чтение эпизода.















































Приложение 1

Работа с иллюстрациями

Опишите и сопоставьте иллюстрации к произведению

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























А.Ван Дейк.

Л.Кранах Старший





Лист самооценки

Виды работ на уроке

Самооценка

Оценка учителя

Итоговая оценка за урок































Ф.И.____________________________________________ «_________»___________2020 год

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!