План-конспект урока литературы в 6 классе на тему:
«Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». «Сказание о белгородском киселе».
Тип урока: урок теоретических знаний, чтения, изучения и обсуждения произведения
Цель урока: дать понятие о древнерусской летописи, рассмотреть стилистические особенности «Сказания о Кожемяке» и идейно-художественные особенности «Сказания о белгородском киселе».
Задачи.
Обучающая:
-научить анализировать текст, поступки и характеры героев «Сказаний..»;
развивающая:
-развитие устной речи;
воспитательная:
воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, работа с текстом, пересказ, чтение учащимися своих летописей.
Теория: древнерусская летопись, состав летописного свода.
Словарная работа: печенеги, осада, вече.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийный курс «Мировая художественная культура».
Ход урока.
Слово учителя.
Ребята! Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Мы познакомимся с древнерусской литературой, узнаем, что такое летописи и кто их писал, почитаем и послушаем пересказ сказаний и поговорим об их героях. Но сначала давайте «пробежимся» по нашим записям в тетради. Я просила их учить и думать. Мы повторим пройденный материал и подготовимся к проверочной работе.
I.Повторение. 3 мин.
Задание у доски для двух человек.
1. Нарисуйте схему «Обряды календарного цикла»
2. Расположите мои карточки с загадками на доске и напишите, по какому принципу они построены. (Приложение 1)
Фронтальный опрос.
Вспомните определения:
-миф (это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деятельности древних богов и героев);
Каких древнегреческих богов вы знаете? (Зевс - верховный бог-громовержец, царь богов и людей; Арес- бог войны; Гера- богиня, покровительствующая нерушимости брака, Афродита- богиня любви)
-Что означает выражение «авгиевы конюшни»? (место, где давно не убирались)
Гомер был аэдом. Кто такой Гомер, и кто такие аэды? (Гомер- древнегреческий поэт, создатель «Илиады и «Одиссеи» Аэды- профессиональные певцы, которые исполняли народные предания и поэмы под аккомпанемент струнного инструмента)
«Под лежачий камень и вода не течет». Поясните прямой и переносный смысл этой пословицы? (Прямой - под камень, который лежит, воде пробраться трудно. Переносный - для того чтобы получилось дело и был результат, нужно прилагать усилия, а не бездействовать)
Вспомните поговорки. ( На всех не угодишь. Как с гуся вода. Бьется, как рыба об лед.)
Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее назидательный смысл. Поговорка это выражение без вывода.)
Проверка заданий у доски.
- Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с заданием. Никакая проверочная работа вам не страшна.
II. «Повесть временных лет» - первая русская летопись. 12 мин.
Звучат духовные песнопения.
На экране слайды Киево-Печерской Лавры, репродукция картины
В.М. Васнецова «Нестор-летописец».
1.Слово учителя.
В первой половине XI века недалеко от Киева располагался Киево-Печерский монастырь. В нем жил ученый монах Нестор. Считается, что Нестор составил первую на Руси летопись. Ее появление связано с принятием христианства на Руси в 998году.
Летопись. Можно ли по самому слову догадаться о содержании летописных произведений?
(Летопись – запись событий по годам, или летам, как говорили в старину)
2. Работа с иллюстрацией.
На экране картина В.М. Васнецова «Нестор – летописец»
Он трудился в своей келье – днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на пергаменте, эти листы делали из телячьей кожи и они были очень дороги.
Давайте посмотрим внимательно на картину Васнецова.
Как выглядит Нестор? (У него седые волосы и белая борода. Сосредоточенное, задумчивое выражение лица, он весь отдан работе. Он одет в монашескую одежду)
Какие у него руки? ( Руки старого человека с длинными пальцами, в правой руке – перо)
Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. На самом деле летописи писали специальной острой палочкой – стилом.
Что лежит на столе? (На столе листы пергамента, часть которых собрана, а часть не собрана в книгу)
Что лежит на заднем столике? (Толстая большая книга, застегнутая на замок)
Текст летописей украшался узорчатыми заглавными буквами. Листы книг соединяли и помещали в переплет – две доски, обтянутые кожей, бархатом или парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из дорогого металла.
3.Слово учителя.
Из древних летописей до нас дошла лишь «Повесть временных лет».
(Запись в тетради)
«Повесть временных лет» - это древний летописный свод, историко-политический документ, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года.
«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом русской земли. В то же время это книга, рассказывающая, как надо и как не надо поступать.
(Запись в тетради)
Состав летописного свода: краткие погодные записи, повести, поучения, послания, жития, предания, былинно-сказочные сказания, записи устных рассказов, договоры.
III.«Сказание о Кожемяке». 9 мин
В «Повести временных лет» включены народные предания – рассказ о юноше – кожемяке и рассказ о белгородском киселе.
Дома вы читали эти сказания.
Как вы поняли, кто такие печенеги? (Печенеги – кочевники-скотоводы часто совершавшие набеги на Русь)
И какая фраза помогает нам понять, что это враги Русской земли?
( «…напали на Русь печенеги»)
Почему «старый муж» рассказал князю Владимиру о своем сыне? (Отец любит своего сына, но готов пожертвовать им, чтобы спасти родную землю)
Что в словах «старого мужа» напоминает нам сказку? (Как и в сказках, самый сильный и храбрый сын «старого мужа» - меньший сын)
Как вы думаете, почему юноша просит князя испытать его?
Обратим внимание, какие слова находит летописец в « Сказании о Кожемяке», что у слушателя возникает впечатление неспешности, основательности и в то же время динамичности, быстрого движения повествования? Давайте прочитаем последний абзац сказания.
Обратим внимание школьников на ритмичность повествования, на повторение союза «И», на место и роль глаголов в тексте.
Какие слова создают ощущение движения?
(Заложил, назвал, перенял, сделал, возвратился)
IV.«Сказание о белгородском киселе».10 мин.
Пересказ «Сказания о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости)
Беседа по вопросам.
Что такое осада? Почему в тексте сказания говорится: «Осада затянулась, и был в городе голод сильный»?
(Осада- окружение войсками укрепленного места с целью захвата.)
Что такое вече? Почему горожане решили сдаться?
Какую хитрость предложил старец белгородцам?
Как вы понимаете русскую пословицу: «хитрость силу борет»?
Объясните прямой смысл фразы: «Изо мы имеем пищу от земли». Есть ли у этой фразы переносный смысл? Какой?
Чем отличаются герои рассматриваемых нами сказаний?
С какими древнегреческими героями мифов можно сравнить старца, с каким – Кожемяку из «Сказания о Кожемяке»?
(Силой, храбростью и мужеством Кожемяка напоминает Геракла, хитростью и находчивостью старец походит на Одиссея).
МИНИ-конспект.
В «Сказаниях» действуют защитники Родины и их враги.
Главная идея произведений – призыв к борьбе с врагами Руси. Защитники борются с врагами, кто хитростью, кто силой. В «Сказаниях…» говорится о патриотизме русского человека. Патриот всегда защищает свою родину. Только всем миром, сообща можно добиться свободы.
Для этого можно обратиться к словам Д.С. Лихачева, приведенным в качестве эпиграфа к разделу в учебнике: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших предшественников, учит нас с уважением относится к их труду, к их заботам о благе родины».
(Летописные сказания интересны современному читателю, потому что из них мы узнаем об истории нашей страны. Знания прошлого дает людям возможность лучше понимать настоящее и глубже почувствовать характер своего народа.)
V.Творческое задание. 4мин.
В домашнем задании я попросили вас самих стать летописцами? Для этого нужно было посмотреть телевизор, почитать газеты и написать летопись одного дня. Какие события в этот день произошли в мире, в нашей стране, в селе и в вашем классе?
Ученики читают свои летописи .(Приложение 2)
Подведение итогов урока. 2 мин
Домашнее задание.
Вспомнить басни И.А. Крылова и материалы о жизни И.А. Крылова, которые изучали в 5 классе.
Приложение1.
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки, -------- В загадке говорится о действиях
А все на одном месте. предмета
Летит, а не птица. -------------- Загадка строится на отрицательном
Воет, а не зверь. сравнении
Два кольца, -------------- В загадке называются признаки
Два конца, предмета
Посередине гвоздик.
Висит сито не руками свито. ------- Загадочный предмет изображается
с помощью чем-то похожего
предмета
5