СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы на тему: «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тип урока:  урок  теоретических знаний, чтения, изучения и обсуждения произведения

Цель урока: дать понятие о древнерусской летописи, рассмотреть стилистические особенности «Сказания о Кожемяке»  и идейно-художественные особенности «Сказания о белгородском киселе».

Задачи.

Обучающая:

-научить анализировать текст, поступки и характеры героев «Сказаний..»;

развивающая:

-развитие устной речи;

воспитательная:

воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, работа с текстом, пересказ, чтение  учащимися своих летописей.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке».»

План-конспект урока литературы в 6 классе на тему:

«Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». «Сказание о белгородском киселе».

Тип урока: урок теоретических знаний, чтения, изучения и обсуждения произведения

Цель урока: дать понятие о древнерусской летописи, рассмотреть стилистические особенности «Сказания о Кожемяке» и идейно-художественные особенности «Сказания о белгородском киселе».

Задачи.

Обучающая:

-научить анализировать текст, поступки и характеры героев «Сказаний..»;

развивающая:

-развитие устной речи;

воспитательная:

воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, работа с текстом, пересказ, чтение учащимися своих летописей.

Теория: древнерусская летопись, состав летописного свода.

Словарная работа: печенеги, осада, вече.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийный курс «Мировая художественная культура».

Ход урока.

Слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Мы познакомимся с древнерусской литературой, узнаем, что такое летописи и кто их писал, почитаем и послушаем пересказ сказаний и поговорим об их героях. Но сначала давайте «пробежимся» по нашим записям в тетради. Я просила их учить и думать. Мы повторим пройденный материал и подготовимся к проверочной работе.

I.Повторение. 3 мин.

Задание у доски для двух человек.

1. Нарисуйте схему «Обряды календарного цикла»

2. Расположите мои карточки с загадками на доске и напишите, по какому принципу они построены. (Приложение 1)

Фронтальный опрос.

Вспомните определения:

-миф (это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деятельности древних богов и героев);

Каких древнегреческих богов вы знаете? (Зевс - верховный бог-громовержец, царь богов и людей; Арес- бог войны; Гера- богиня, покровительствующая нерушимости брака, Афродита- богиня любви)

-Что означает выражение «авгиевы конюшни»? (место, где давно не убирались)

Гомер был аэдом. Кто такой Гомер, и кто такие аэды? (Гомер- древнегреческий поэт, создатель «Илиады и «Одиссеи» Аэды- профессиональные певцы, которые исполняли народные предания и поэмы под аккомпанемент струнного инструмента)

«Под лежачий камень и вода не течет». Поясните прямой и переносный смысл этой пословицы? (Прямой - под камень, который лежит, воде пробраться трудно. Переносный - для того чтобы получилось дело и был результат, нужно прилагать усилия, а не бездействовать)

Вспомните поговорки. ( На всех не угодишь. Как с гуся вода. Бьется, как рыба об лед.)

Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее назидательный смысл. Поговорка это выражение без вывода.)

Проверка заданий у доски.

- Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с заданием. Никакая проверочная работа вам не страшна.

II. «Повесть временных лет» - первая русская летопись. 12 мин.

Звучат духовные песнопения.

На экране слайды Киево-Печерской Лавры, репродукция картины

В.М. Васнецова «Нестор-летописец».

1.Слово учителя.

В первой половине XI века недалеко от Киева располагался Киево-Печерский монастырь. В нем жил ученый монах Нестор. Считается, что Нестор составил первую на Руси летопись. Ее появление связано с принятием христианства на Руси в 998году.

Летопись. Можно ли по самому слову догадаться о содержании летописных произведений?

(Летопись – запись событий по годам, или летам, как говорили в старину)

2. Работа с иллюстрацией.

На экране картина В.М. Васнецова «Нестор – летописец»

Он трудился в своей келье – днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на пергаменте, эти листы делали из телячьей кожи и они были очень дороги.

Давайте посмотрим внимательно на картину Васнецова.

  • Как выглядит Нестор? (У него седые волосы и белая борода. Сосредоточенное, задумчивое выражение лица, он весь отдан работе. Он одет в монашескую одежду)

  • Какие у него руки? ( Руки старого человека с длинными пальцами, в правой руке – перо)

Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. На самом деле летописи писали специальной острой палочкой – стилом.

  • Что лежит на столе? (На столе листы пергамента, часть которых собрана, а часть не собрана в книгу)

  • Что лежит на заднем столике? (Толстая большая книга, застегнутая на замок)

Текст летописей украшался узорчатыми заглавными буквами. Листы книг соединяли и помещали в переплет – две доски, обтянутые кожей, бархатом или парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из дорогого металла.

3.Слово учителя.

Из древних летописей до нас дошла лишь «Повесть временных лет».

(Запись в тетради)

«Повесть временных лет» - это древний летописный свод, историко-политический документ, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года.

«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом русской земли. В то же время это книга, рассказывающая, как надо и как не надо поступать.

(Запись в тетради)

Состав летописного свода: краткие погодные записи, повести, поучения, послания, жития, предания, былинно-сказочные сказания, записи устных рассказов, договоры.

III.«Сказание о Кожемяке». 9 мин

В «Повести временных лет» включены народные предания – рассказ о юноше – кожемяке и рассказ о белгородском киселе.

Дома вы читали эти сказания.

  • Как вы поняли, кто такие печенеги? (Печенеги – кочевники-скотоводы часто совершавшие набеги на Русь)

  • И какая фраза помогает нам понять, что это враги Русской земли?

( «…напали на Русь печенеги»)

  • Почему «старый муж» рассказал князю Владимиру о своем сыне? (Отец любит своего сына, но готов пожертвовать им, чтобы спасти родную землю)

  • Что в словах «старого мужа» напоминает нам сказку? (Как и в сказках, самый сильный и храбрый сын «старого мужа» - меньший сын)

  • Как вы думаете, почему юноша просит князя испытать его?

Обратим внимание, какие слова находит летописец в « Сказании о Кожемяке», что у слушателя возникает впечатление неспешности, основательности и в то же время динамичности, быстрого движения повествования? Давайте прочитаем последний абзац сказания.

Обратим внимание школьников на ритмичность повествования, на повторение союза «И», на место и роль глаголов в тексте.

Какие слова создают ощущение движения?

(Заложил, назвал, перенял, сделал, возвратился)

IV.«Сказание о белгородском киселе».10 мин.

Пересказ «Сказания о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости)

Беседа по вопросам.

Что такое осада? Почему в тексте сказания говорится: «Осада затянулась, и был в городе голод сильный»?

(Осада- окружение войсками укрепленного места с целью захвата.)

  • Что такое вече? Почему горожане решили сдаться?

  • Какую хитрость предложил старец белгородцам?

  • Как вы понимаете русскую пословицу: «хитрость силу борет»?

  • Объясните прямой смысл фразы: «Изо мы имеем пищу от земли». Есть ли у этой фразы переносный смысл? Какой?

  • Чем отличаются герои рассматриваемых нами сказаний?

  • С какими древнегреческими героями мифов можно сравнить старца, с каким – Кожемяку из «Сказания о Кожемяке»?

(Силой, храбростью и мужеством Кожемяка напоминает Геракла, хитростью и находчивостью старец походит на Одиссея).

  • Что общего в этих произведениях?

МИНИ-конспект.

В «Сказаниях» действуют защитники Родины и их враги.

Главная идея произведений – призыв к борьбе с врагами Руси. Защитники борются с врагами, кто хитростью, кто силой. В «Сказаниях…» говорится о патриотизме русского человека. Патриот всегда защищает свою родину. Только всем миром, сообща можно добиться свободы.

  • Интересны ли летописные сказания современному читателю?

Для этого можно обратиться к словам Д.С. Лихачева, приведенным в качестве эпиграфа к разделу в учебнике: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших предшественников, учит нас с уважением относится к их труду, к их заботам о благе родины».

(Летописные сказания интересны современному читателю, потому что из них мы узнаем об истории нашей страны. Знания прошлого дает людям возможность лучше понимать настоящее и глубже почувствовать характер своего народа.)

V.Творческое задание. 4мин.

В домашнем задании я попросили вас самих стать летописцами? Для этого нужно было посмотреть телевизор, почитать газеты и написать летопись одного дня. Какие события в этот день произошли в мире, в нашей стране, в селе и в вашем классе?

Ученики читают свои летописи .(Приложение 2)

Подведение итогов урока. 2 мин

  • Что нового вы узнали о древнерусских героях?

Домашнее задание.

Вспомнить басни И.А. Крылова и материалы о жизни И.А. Крылова, которые изучали в 5 классе.






Приложение1.

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки, -------- В загадке говорится о действиях

А все на одном месте. предмета


Летит, а не птица. -------------- Загадка строится на отрицательном

Воет, а не зверь. сравнении


Два кольца, -------------- В загадке называются признаки

Два конца, предмета

Посередине гвоздик.



Висит сито не руками свито. ------- Загадочный предмет изображается

с помощью чем-то похожего

предмета


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!