СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "Орловщина - колыбель русской литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Орловщина - колыбель русской литературы"»

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему

"Колыбель русской литературы 19 века - Орловская земля"


Форма: урок обобщения и систематизации знаний.


Методы: слово учителя, беседа, слайд-презентация.


Цели: воспитание патриотизма, выход за рамки школьной программы, актуализация ранее полученных знаний под новым углом зрения.



Ребята, сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по литературным местам Орловского края. Почему именно по Орловщине?


Давайте вспомним, для кого из изученных нами ранее русских поэтов и писателей 19 века эта земля является родной?

(Для И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина )


Действительно, можно только удивляться, как много великих авторов дал России этот скромный край! Посмотрим на карту (на экран выводится слайд). Надо отметить, что в 19 веке Орловская губерния включала гораздо больше населенных пунктов, чем сейчас одноименная область. Например, сейчас Овстуг - село, где расположено родовое имение Тютчева, относится к Брянской области. И все равно, в целом на карте России этот край (на экран выводится слайд), - лишь небольшой клочок земли, который, тем не менее, взрастил целую плеяду выдающихся литераторов своего времени. К примеру, Иван Алексеевич Бунин стал первым русским, получившим Нобелевскую премию по литературе! Почему? Какие условия этому способствовали? Какое значение для нашей страны имеют произведения вышеназванных вами авторов? На эти вопросы мы постараемся ответить на нашем занятии.


Ребята, а что еще объединяет этих авторов, кроме происхождения? Какие основные темы и идеи их творчества вы можете назвать?

(Любовь к родине, восхищение красотой родной природы, жизнь народа, протест против крепостного рабства)


Итак, чувство патриотизма, безусловно, присуще каждому великому деятелю культуры. Как писал Тургенев: "Россия без каждого из нас обойтись может. Но никто из нас без нее обойтись не может." Но как формируется это чувство? Тот же Тургенев, умирая от тяжелой болезни во Франции, мечтал последние дни свои провести на родине. "Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, молодому дубу - родине поклонитесь", - писал он поэту Якову Полонскому в эти дни. К сожалению, мечте его не суждено было сбыться - умер Тургенев на чужбине. Но потомки выполнили его завещание - похоронить только в России: писатель покоится на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Современники несправедливо упрекали Тургенева в оторванности от Отечества (он подолгу жил за границей), но на самом деле на курортах он поправлял здоровье, а писал дома: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне..»


Спасское, Овстуг, Новоселки, Озерки - что за названия перечислены?

(Родовые имения орловских писателей)


Именно из отчего дома, из впечатлений детства выносит человек чувство родины. Давайте вспомним, что значили родные места для каждого из обсуждаемых сегодня авторов.


Сообщения учеников (по индивидуальным заданиям) со слайд-презентацией о родовых имениях (на экран выводятся слайды).


Какая природа окружала с детства будущих писателей, почему пробудила лирический талант и в прозаиках, и в поэтах? Если Тютчев и Фет прославились только поэтическими произведениями, то Бунин проявил свой дар равно как в прозе, так и в поэзии, а Тургенев, хоть и считается прежде всего романистом, все равно тяготел к лирике - вспомним его стихотворения в прозе: "На тысячу верст кругом Россия, родной край..."


Орловщина (на экран выводится слайд), - в основном это лесостепь (недаром Тургенев назвал один из центральных рассказов цикла «Записки охотника» «Лес и степь»), местами холмистая, со множеством небольших рек и речушек. В этой неброской красоте средней полосы России Тютчев и Фет разглядели свою прелесть, понятную каждому русскому человеку: «Чудная картина, как ты мне родна…» Ребята, давайте вспомним знакомые и незнакомые вам строки этих поэтов.


Декламация стихотворений (по индивидуальным заданиям) Тютчева, Фета, «Деревни» Тургенева.


Литературоведы обращают внимание на такую черту лирики Фета, как точность пейзажных деталей.


Какая ночь! Как воздух чист!

Как серебристы й дремлет лист!

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив…


И действительно, самые распространенные на Орловщине деревья – серебристые тополя и плакучие ивы! Тургенев писал: «Я не могу выдумывать, и фабулу, и действующих лиц я всегда брал из жизни». Орловские леса были богаты дичью, реки - рыбой. Бродя с ружьем и любимой легавой собакой по лесам Мценского уезда, Тургенев собирал материал для своих повестей и рассказов. Охотой увлекались и Фет, и Бунин. В этих путешествиях выходцы из старинных дворянских усадеб лицом к лицу сталкивались с простым народом, своими глазами видели их жизнь. Почему именно орловцы так прониклись проблемой крепостничества? Местные черноземные угодья всегда приносили хороший урожай, высокие доходы, и барщина для крестьян здесь была особенно жесткой...


Вспомните изученный ранее материал. О каком произведении литературы император Александр III говорил, что в сильной степени оно повлияло на его решение подписать манифест об отмене крепостного права?

(«Записки охотника» Тургенева).


Причем ни у кого из этих писателей нет прямых призывов к отмене крепостного права. Сочувствие народу, его беспросветному положению выражалось на страницах их книг совсем в другом. В чем же? Например, лесковский Левша?

(В изображении талантливости, сметливости русского народа, который сумел «и блоху подковать»)


Задолго до "народного поэта" Некрасова, который "лиру посвятил народу своему" крестьянских детей самым первым вывел на страницах книг Тургенев. В каком именно произведении?

("Бежин луг")


Кроме того, Тургенев был практически первым крупным автором, который в своем произведении воспроизвел народную речь без прикрас, привел просторечия и орловские диалектные слова: «Орловское наречие отличается вообще множеством своеобытных весьма метких слов и оборотов». Для литературы того времени это тоже было новшеством! Ребята, давайте подумаем, для чего писатели используют диалектизмы?

(Для передачи местного колорита, речевой характеристики героев)


Сообщение учащегося (по индивидуальному заданию) с примерами орловских диалектизмов из произведений Тургенева.


О взглядах крепостное право А.А. Фета на уроках литературы обычно не говорят.Современники осуждали его за то, что в своей поэзии он не касается социальных вопросов. Более того, формально человек в стихотворениях Фета вообще отсутствует, читатель может только догадываться об ощущениях лирического героя, отраженных в пейзаже. Однако он также был неравнодушен к проблеме современного русского рабства, но свои взгляды выразил в публицистике («Заметки о вольнонаемном труде» (1862) и «Из деревни» (1863 - 1871). Дело в том, что к старости Фет наконец вернул утраченные в отрочестве и родовую фамилию Шенщин, и дворянство, и занялся хозяйственными преобразованиями на своем хуторе Степановка Орловской губернии (на экран выводится слайд), Фет попытался провести своего рода земледельческий эксперимент, цель которого - создание образцового фермерского хозяйства. И этот эксперимент увенчался успехом, Фет-Шенщин разбогател! Укоренилось мнение, что Фет был беспринципным предпринимателем, отъявленным крепостником и противником образования крестьян и ратовал за сохранение существующего порядка в поместном хозяйстве - барщины и оброка. На самом деле, на ферме Фета получали доход и работавшие там крестьяне, он на свои средства построил для них больницу, во время неурожая и голода помогал им. Однако Фет считал всеобщее образование преждевременным, а саму реформу не совсем удачной. Из курса истории вы узнаете, что поэт оказался прав...


Подведем итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке? (...)


Ребята, в заключение хочу отметить, что в сегодняшней беседе мы перечислили имена далеко не всех великих орловцев: далее вы познакомитесь с творчеством Леонида Андреева, Михаила Пришвина и других писателей, которые в ХХ веке продолжили традиции своих предшественников-земляков.


Слайды для урока































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!