Тема: П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы | Тип: урок обобщения изученного |
Задачи: Учить умению находить отличительные жанровые черты произведения, объяснять особенности жанра; Учить видеть в сказе философский конфликт, проявление общих взглядов на жизнь круга людей, объединённых социальным положением, профессией, территорией; Учить видеть в сказе авторскую позицию и позицию рассказчика, понимать, в каких отношениях находятся автор и рассказчик; Учить разделять реальное и фантастическое в сказе, понимать художественное значение фантастического элемента в сказе; |
Планируемые результаты |
Предметные Находить отличительные черты жанра произведения, Говорить о жанре произведения, определяя характерные для жанра черты и приводя доказательства; Отличать произведения разных жанров, приводя обоснования своего понимания этого отличия; Знать отличительные черты сказа, назвать его черты в сказах П.П. Бажова «Медной горы хозяйка» и «Каменный цветок» на основе чтения отрывков из сказов делать выводы о характерном содержании сказов и их форме находить фантастическое и реальное в сказе; работать со словарём литературоведческих терминов. | Метапредметные регулятивные: ставить учебную цель при изучении нового материала составлять план достижения учебной цели; действовать в соответствии с планом достижения учебной цели выбирать способ достижения цели в поставленной задаче; анализировать свою деятельность с точки зрения достижения поставленной задачи признавая неправоту собственных суждений, корректировать выводы,; коммуникативные: работать со словарём понимая содержания словарной статьи, классифицируя информацию; составлять собственные определения важнейших литературоведческих понятий; сопоставлять собственные определения с определениями соучеников. Определения словарей для выявления наиболее полного и верного определения вести диалог с учащимися класса, учителем. | Личностные развивать эрудицию; формировать методологические основы мышления совершенствовать культуру речи; совершенствовать культуру мышления понимать связь между теоретическим и практическим знанием; понимать важность теоретического знания; осознавать собственную способность к мышлению, освоению теоретического знания развивать умение понимать произведение искусства; овладевать языком искусства; понимать связь идеи произведения и его форму, взаимообусловленность содержания и формы. выражать своё отношение к изображению, отличая содержательный компонент и формальные признаки произведения |
Межпредметные связи: русский язык: понятие словарной статьи, история: исторические и культурные реалии в сказе |
Ресурсы урока: Учебник, словари литературоведческих терминов, школьная энциклопедия («Литература», из-во «Аванта+», словарь юного филолога), иллюстрации к сказам П.П. Бажова |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
Читает отрывки из сказа и сказки и даёт задание на различение сказа и сказки, основываясь на предположения учащихся; Слушает ответы детей, анализирует и делает выводы о том, что уже понятно учащимся в теме, что требуется объяснить учащимся в литературоведческом материале, посвященном отличиям сказа от сказки; Предлагает начать повествование в стиле сказа, дав тему (например, продолжить сказ по его началу: «Не так давно это было…») Или предлагает исправить ошибку в манере пересказа: начинает пересказывать сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка» в стиле сказки, используя сказочный зачин | Слушают чтение отрывков из сказа и сказки, предполагают, какие отрывку относятся к сказу, какие к сказке; Объясняют своё понимание жанра сказа, Начинают повествование в стиле сказа Или «исправляют» учителя, объясняя, какие характерные черты сказа надо использовать, если требуется пересказать сказ |
Мотивация познавательной деятельности |
В форме продуктивного диалога организует обсуждение учебной задачи, направляет на составление плана учебной деятельности Организует работу по составлению вопросов, ответы на которые необходимо найти, работая над определением сказа Обсуждает с учащимися вопрос о необходимости или необязательности литературоведческого знания | Рассуждая о возможном результате урока, формулируют учебную задачу, разрабатывают план деятельности; Составляют список необходимых для достижения результата действий, предполагают, где могут найти ответы на вопрос о различии сказа и сказки Составляют список вопросов, на которые необходимо будет найти ответ в литературоведческом словаре |
Организация познавательной деятельности |
Организует работу со словарём. Объясняет особенности словарной статьи в словаре литературоведческих терминов; Объясняет необходимость подбора цитатных примеров Объясняет разницу между словарём литературоведческих терминов и литературной энциклопедией. Организует чтение и обсуждение словарной статьи Организует работу по подбору цитатного материала для обоснования положений литературоведческой статьи. Слушает учащихся, ведёт с ними диалог. | Слушают объяснение учителя, как работать со словарём и энциклопедией; Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы по ходу объяснения об особенностях словарной статьи в словаре литературоведческих терминов; Подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «сказ», «сказка» Предъявляют свои иллюстрации ксказам П.П. Бажова, объясняя особенности сказа (результат домашней творческой работы) Читают словарную статью Работают над составлением таблицы «Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка» на основе собственных наблюдений над особенностями жанра сказа и материалов словарных статей и объяснения учителя. Обсуждают содержание таблицы, афишируя свои работы, осуществляют коррекцию содержания статьи после обсуждения Переводят материалы таблицы в связный линейный текст, отвечая, с опорой на таблицу на вопросы об особенностях жанра сказа и сказки Принимают участие в обобщающей беседе Отвечают на вопросы, о словарной статье в словаре литературоведческих терминов. |
Подведение итогов |
Предлагает ответить на вопросы: почему важны теоретические знания? Какое главное отличие сказа и сказки? Зачем надо знать об этих отличиях Проверяет, поняли ли учащиеся, что особенности жанра связаны с предъявлением авторской позиции, что сказ носит нравоучительный вывод, на сформулированный автором, но возможный для формулировки читателем | Отвечают на вопросы учителя, анализируют результат своей деятельности; делают выводы о реализации собственного плана. Объясняют своё понимание необходимости теоретических литературоведческих знаний; Называют характерные признаки сказа Объясняют свою точку зрения, чем ценен сказ в литературном наследии народа |
Дополнительный материал: статья о сказе в литературной энциклопедии для детей (м.б. из-ва «Аванта+) иллюстрированные издания сказов |
Диагностика достижения планируемых результатов: проверка качества работы с таблицей, ответы на вопросы по таблице, связные ответы учащихся по теме |
Дополнительные творческие задания: художественное оформление таблицы, составление собственной словарной статьи с в словарь литературоведческих терминов |
Самоанализ |
Достижения | Сложности | Предложения |
| | |
| | |