СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: сказ или сказка?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения изученного учит умению находить отличительные жанровые черты произведения, объяснять особенности жанра;

видеть в сказе философский конфликт, проявление общих взглядов на жизнь круга людей, объединённых социальным положением, профессией, территорией.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: сказ или сказка?"»

Тема: П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы

Тип: урок обобщения изученного

Задачи:

  • Учить умению находить отличительные жанровые черты произведения, объяснять особенности жанра;

  • Учить видеть в сказе философский конфликт, проявление общих взглядов на жизнь круга людей, объединённых социальным положением, профессией, территорией;

  • Учить видеть в сказе авторскую позицию и позицию рассказчика, понимать, в каких отношениях находятся автор и рассказчик;

  • Учить разделять реальное и фантастическое в сказе, понимать художественное значение фантастического элемента в сказе;

  • Учить говорить о жанре произведения, включая в рассказ специальные слова, термины

Планируемые результаты

Предметные

  • Находить отличительные черты жанра произведения,

  • Говорить о жанре произведения, определяя характерные для жанра черты и приводя доказательства;

  • Отличать произведения разных жанров, приводя обоснования своего понимания этого отличия;

  • Знать отличительные черты сказа, назвать его черты в сказах П.П. Бажова «Медной горы хозяйка» и «Каменный цветок»

  • на основе чтения отрывков из сказов делать выводы о характерном содержании сказов и их форме

  • находить фантастическое и реальное в сказе;

  • работать со словарём литературоведческих терминов.

Метапредметные

регулятивные:

  • ставить учебную цель при изучении нового материала

  • составлять план достижения учебной цели;

  • действовать в соответствии с планом достижения учебной цели

  • выбирать способ достижения цели в поставленной задаче;

  • анализировать свою деятельность с точки зрения достижения поставленной задачи

  • признавая неправоту собственных суждений, корректировать выводы,;

коммуникативные:

  • работать со словарём понимая содержания словарной статьи, классифицируя информацию;

  • составлять собственные определения важнейших литературоведческих понятий;

  • сопоставлять собственные определения с определениями соучеников. Определения словарей для выявления наиболее полного и верного определения

  • вести диалог с учащимися класса, учителем.

Личностные

  • развивать эрудицию;

  • формировать методологические основы мышления

  • совершенствовать культуру речи;

  • совершенствовать культуру мышления

  • понимать связь между теоретическим и практическим знанием;

  • понимать важность теоретического знания;

  • осознавать собственную способность к мышлению, освоению теоретического знания

  • развивать умение понимать произведение искусства;

  • овладевать языком искусства;

  • понимать связь идеи произведения и его форму, взаимообусловленность содержания и формы.

  • выражать своё отношение к изображению, отличая содержательный компонент и формальные признаки произведения

Межпредметные связи: русский язык: понятие словарной статьи, история: исторические и культурные реалии в сказе

Ресурсы урока: Учебник, словари литературоведческих терминов, школьная энциклопедия («Литература», из-во «Аванта+», словарь юного филолога), иллюстрации к сказам П.П. Бажова

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Читает отрывки из сказа и сказки и даёт задание на различение сказа и сказки, основываясь на предположения учащихся;

  • Слушает ответы детей, анализирует и делает выводы о том, что уже понятно учащимся в теме, что требуется объяснить учащимся в литературоведческом материале, посвященном отличиям сказа от сказки;

  • Предлагает начать повествование в стиле сказа, дав тему (например, продолжить сказ по его началу: «Не так давно это было…»)

  • Или предлагает исправить ошибку в манере пересказа: начинает пересказывать сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка» в стиле сказки, используя сказочный зачин

  • Слушают чтение отрывков из сказа и сказки, предполагают, какие отрывку относятся к сказу, какие к сказке;

  • Объясняют своё понимание жанра сказа,

  • Начинают повествование в стиле сказа

  • Или «исправляют» учителя, объясняя, какие характерные черты сказа надо использовать, если требуется пересказать сказ

Мотивация познавательной деятельности

  • В форме продуктивного диалога организует обсуждение учебной задачи, направляет на составление плана учебной деятельности

  • Организует работу по составлению вопросов, ответы на которые необходимо найти, работая над определением сказа

  • Обсуждает с учащимися вопрос о необходимости или необязательности литературоведческого знания

  • Рассуждая о возможном результате урока, формулируют учебную задачу, разрабатывают план деятельности;

  • Составляют список необходимых для достижения результата действий, предполагают, где могут найти ответы на вопрос о различии сказа и сказки

  • Составляют список вопросов, на которые необходимо будет найти ответ в литературоведческом словаре

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу со словарём.

  • Объясняет особенности словарной статьи в словаре литературоведческих терминов;

  • Объясняет необходимость подбора цитатных примеров

  • Объясняет разницу между словарём литературоведческих терминов и литературной энциклопедией.

  • Организует чтение и обсуждение словарной статьи

  • Организует работу по подбору цитатного материала для обоснования положений литературоведческой статьи.

  • Слушает учащихся, ведёт с ними диалог.

  • Слушают объяснение учителя, как работать со словарём и энциклопедией;

  • Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы по ходу объяснения об особенностях словарной статьи в словаре литературоведческих терминов;

  • Подбирают цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «сказ», «сказка»

  • Предъявляют свои иллюстрации ксказам П.П. Бажова, объясняя особенности сказа (результат домашней творческой работы)

  • Читают словарную статью

  • Работают над составлением таблицы «Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка» на основе собственных наблюдений над особенностями жанра сказа и материалов словарных статей и объяснения учителя.

  • Обсуждают содержание таблицы, афишируя свои работы, осуществляют коррекцию содержания статьи после обсуждения

  • Переводят материалы таблицы в связный линейный текст, отвечая, с опорой на таблицу на вопросы об особенностях жанра сказа и сказки

  • Принимают участие в обобщающей беседе Отвечают на вопросы, о словарной статье в словаре литературоведческих терминов.

Подведение итогов

  • Предлагает ответить на вопросы: почему важны теоретические знания? Какое главное отличие сказа и сказки? Зачем надо знать об этих отличиях

  • Проверяет, поняли ли учащиеся, что особенности жанра связаны с предъявлением авторской позиции, что сказ носит нравоучительный вывод, на сформулированный автором, но возможный для формулировки читателем

  • Отвечают на вопросы учителя, анализируют результат своей деятельности; делают выводы о реализации собственного плана.

  • Объясняют своё понимание необходимости теоретических литературоведческих знаний;

  • Называют характерные признаки сказа

  • Объясняют свою точку зрения, чем ценен сказ в литературном наследии народа

Дополнительный материал: статья о сказе в литературной энциклопедии для детей (м.б. из-ва «Аванта+) иллюстрированные издания сказов

Диагностика достижения планируемых результатов: проверка качества работы с таблицей, ответы на вопросы по таблице, связные ответы учащихся по теме

Дополнительные творческие задания: художественное оформление таблицы, составление собственной словарной статьи с в словарь литературоведческих терминов

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!