СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"»

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И.ТЮТЧЕВА

Цели:

1. Обучающие:

  • Познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева.

  • Определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Тютчева.

  • Познакомить с некоторыми страницами биографии Тютчева.

2. Развивающие:

  • Развивать связную монологическую речь учащихся.

  • Развивать умение аргументированно отвечать на вопросы беседы.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к лирике и музыке.


Ход урока

I. Организация класса. Сообщение темы и цели (Слайд 1)

Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленнной… Это любовь. Именно Она остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, и будут говорить еще много-много лет.

II. Введение в тему

(Слайд 2) Так что же такое ЛЮБОВЬ? Вот как о любви говорили классики

1. "Любовь - над бурей поднятый маяк…»

(У. Шекспир)

2. Страдальцы любви, я завидую вам,

Знакомы вам язвы, знаком и бальзам.

(Саади)


3. О, ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

(Ф. И. Тютчев)



Вопрос: Что же такое любовь? Выскажите свою точку зрения.

(Любовь неотделима от жизни, она её основа, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу")



III. Новая тема

Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место. Тютчев не мог себе представить, что значит жизнь без самого сокровенного её таинства - любви.

Среди его стихов есть такие, которые он посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой. Но так сложилось, что неудачи во взаимоотношениях с женщинами преследовали Тютчева всю жизнь, это и разлука, смерть возлюбленных, неприятие общественности его выбора и поступков, непроизвольное причинение боли тем, кого он так сильно любил, потому чувство трагичности пронизывает любовную лирику Фёдора Ивановича…

Давайте обратимся к образам этих женщин, познакомимся с ними, а также с творчеством поэта, который посвятил им свои произведения.

Обратите внимание, что к концу занятия у вас должна быть заполнена в тетради следующая таблица. (Слайд 3: ЩЕЛЧОК)


(Слайд 4) Амалия Лерхенфельд

Познакомились в Мюнхене, в 1823 году. Графиня происходила из знатного германского рода и была двоюродной сестрой русской императрицы Марии Федоровны. Амалия была одарена редкостной красотой. Ею восхищались такие люди, как Генрих Гейне, Николай Первый, Пушкин. Баварский король Людвиг Первый заказал портрет Амалии для собираемой им галереи европейских красавиц. Тютчев был очарован своей возлюбленной и решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

Лирика этого периода окрашена в светлые тона, хотя в стихотворениях о первой любви возникает образ жестокосердной толпы, чуждой той высокой духовности, что питает младенчески чистые сердца влюблённых. (Слайд 5)

(ЩЕЛЧОК) Стихотворения: «Я знал её ещё тогда…», «Я помню время золотое …», «Сей день я помню, для меня...», « Друг, откройся предо мною», «Твой милый взор, невинной полный страсти»

(Слайд 6) Шли годы, и в 1870 году Тютчеву довелось вновь встретить уже немолодую Амалию Максимилиановну в Карсбаде, куда поэт приехал лечиться.. 26 июля, возвратившись к себе в номер после прогулки, он написал стихотворное признание «Я встретил вас…», которое теперь чаще поется, нежели читается.

Звучит запись романса на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил вас» (1870), идет фоторяд

Вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?

2. Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

(Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая встреча с любимой воспринимается как во сне, поэт не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты...").

(Слайд 7) Элеонора Петерсон

В1826 г. Тютчев женится на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. Это был странный брак. Она недавно овдовела, и у неё уже было три сына в возрасте от одного до семи лет, к тому же она была старше Тютчева на шесть лет.

Естественно будет предположить, что Тютчев решился на этот брак главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но так или иначе, Тютчев не ошибся.

(Слайд 8)

«…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь, умереть за меня»

В 1838 году она пережила трагедию на пароходе «Николай I». Во время пожара она сумела спасти детей, но сама вскоре умерла. Находясь у её гроба, Тютчев поседел за одну ночь. Через10 лет в минуты грусти у него вырывается поэтическое признание.

(ЩЕЛЧОК) Стихотворения: «В часы, когда бывает…», «Еще томлюсь тоской желаний»

Чтение учеником стихотворения «Еще томлюсь тоской желаний» (1848)

(Слайд 9) Эрнестина Дёрнберг

Ещё в 1833 году поэт познакомился с ней на балу. Вскоре началась та любовь, которая принесла ему много страданий. Он не мог расстаться ни с Элеонорой, ни с Эрнестиной.

Он их любил, обе ему были дороги. Слёзы этих двух женщин обжигали душу поэта, заставляли его страдать, в страдании очищаться и писать прекрасные стихи.

(Слайд 10)

Всё отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему ещё молиться мог,-

писал он Эрнестине, до конца дней не отходившей от его постели.

Удары судьбы, сыпавшиеся на него, она ослабляла своим присутствием, готовностью защитить, понять, простить. Она примиряла его с самим собой, бичующий кнут самоистязаний, раскаяний она приглушала своим прощением.

(ЩЕЛЧОК) Стихотворения: «С какою негою, с какой тоской влюбленной…» , «Люблю глаза твои, мой друг…»

Чтение учеником стихотворения «Люблю глаза твои, мой друг» (1836)

(Слайд 11) Елена Денисьева

Большое место в любовной лирике Тютчева занимает так называемый "Денисьевский цикл", который, как вы самый понимаете, посвящён Елене Александровне Денисьевой.

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим «Денисьевским циклом». 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка), и в 1864 году она умирает.

Любила ты, и так, как ты, любить-

Нет, никому ещё не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

(Слайд 12) Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.

(Слайд 13) Стихи «денисьевского цикла»:

(ЩЕЛЧОК) «О, как убийственно мы любим»

« Не говори меня он как и прежде любит…»

« О, не тревожь меня укорой справедливой!»

« Чему молилась ты с любовью…»

« Последняя любовь»

« Ты со мной»

(ЩЕЛЧОК) « Есть и в моём страдальческом застое»

« Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло»

« Вот бреду я вдоль большой дороги»

Прослушивание аудиозаписи стихотворения "О, как убийственно мы любим..."(1851) в исполнении М.Козакова

Вопросы для обсуждения:

1. Какой в этом стихотворении показана любовь?

(Любовь для Тютчева сильное чувство.)

2. Соблазн запретной любви ставил  Тютчев ставил выше любви "невинной".Саму страсть он называет "буйной слепотой" и отождествляет её с ночью. Как человек слепнет во мраке ночи, также, по Тютчеву, слепнет он во мраке страсти. Любовь - это источник жизни, но обратите внимание на первую строку: "О, как убийственно мы любим...". В чём же убийственный характер любви?

(Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, смерть.)

3. Ребята, обратите внимание на объединение двух противоположностей в одно целое: Ведь любовь - это прекрасно, а убийство - это большой грех. Какой стилистический приём использует здесь Тютчев?

(Оксюморон)

4. С какого слова начинается эта строчка? Какая эта часть речи? Какую функцию она выполняет?

(Междометие О. Эмоционально - усилительную функцию.)

5. Ребята послушайте:

И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Какой стилистический приём использует здесь автор? Какую функцию он выполняет?

(Риторические вопросы. Поэт пытается понять своё любовное чувство, своё состояние.)

6. Почему Тютчев называет встречу с любимой "роковой"?

(Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь, как и настоящее творчество, не может существовать без препятствий, без страданий. )

Чтение учеником стихотворения «Чему молилась ты с любовью» (1852)

Чтение учеником стихотворения «Весь день она лежала в забытьи» ( 1864)

Чтение учеником стихотворения «Последняя любовь» (1854)

(Слайд 14) Проверим!

Адресаты любовной лирики Ф.И.Тютчева

Название стихотворения

Амалия Лерхенфельд

«Я знал её ещё тогда…», «Я помню время золотое …», «Сей день я помню, для меня...», « Друг, откройся предо мною», «Твой милый взор, невинной полный страсти»

Элеонора Петерсон

«В часы, когда бывает…», «Еще томлюсь тоской желаний»

Эрнестина Дёрнберг

«С какою негою, с какой тоской влюбленной…», «Люблю глаза твои, мой друг…»

Елена Денисьева

«О, как убийственно мы любим», « Не говори меня он как и прежде любит…», « О, не тревожь меня укорой справедливой!», « Чему молилась ты с любовью…», « Последняя любовь», « Ты со мной» и т.д.

(Слайд 15+ 8 ЩЕЛЧКОВ)) Вопрос: Что же есть для Ф.И.Тютчева любовь?

(Любовь - по Тютчеву - это и поединок, это и рок, и боль, это борьба, это трагедия, это блаженство и безнадёжность.)

(ЩЕЛЧОК) Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.

IV. Заключительное слово учителя: Жизнь тяжела… И для того, чтобы выстоять в ней, прорваться за полосу безысходности и беспросветности, нужно, по Тютчеву, в полную силу просиять во мраке окружающей тебя бездны. Потому поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим, поэт находит успокоение в вере о неразрушимой связи влюбленных в вечности:



…Всё темней, темнее над землёю –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
                                 (Накануне годовщины 4 августа 1864 г., 1865)
.


Прав ли поэт? Сейчас вы послушаете песню современной группы «Любэ», подумайте, свидетельствует ли она о связи времен, поколений, остаются ли чувства и вера людей постоянными, вечными в своей основе?


(Слайд 16) Звучит песня «Любэ» «Это было»

(Дети высказывают свое мнение)

V. Домашнее задание: Выучить наизусть одно понравившееся стихотворение из любовной лирики.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!