СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 11 классе Тема урока: Споры о предназначении человека: «три правды» в пьесе М. Горького «На дне» и их трагическое столкновение.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе Тема урока: Споры о предназначении человека: «три правды» в пьесе М. Горького «На дне» и их трагическое столкновение.»

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема урока: Споры о предназначении человека: «три правды» в пьесе М. Горького «На дне» и их трагическое столкновение.

Ход урока.

I.Организационный этап.

- И здравствуйте, те, кто любит размышлять над философскими вопросами.

- Настройтесь на продуктивную работу на уроке и положительный результат. Пусть этот урок принесёт вам радость познания и новых открытий.


II.Мотивация учебной деятельности обучающихся, целеполагание.

Жизнь сама по себе – ни благо,

ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря

по тому, во что мы сами превратили её.

М. де Монтень


Страдания есть самый

скорбный способ постижения истины.

Ф. Ницше

Слово учителя. В своей пьесе Максим Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов – трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в нашем 21 веке, ее ставят в сотнях театров стран СНГ. Режиссеры и актеры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что пьеса была написана более ста лет назад Что же изменилось? Все также есть свалки и места, где доживают обреченные, сломанные жизнью люди, мечтающие об избавителе, который возьмет за руку и выведет из кошмара, так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе люди и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И все мы рано или поздно ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку – жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу пьесы Горького «На дне». Поднимем извечный вопрос: «В чем состоит правда жизни?». Рассмотрим тему «Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи(Лука), правда веры в человека (Сатин)». Организовав совместную деятельность, мы´ должны найти ответ на этот вопрос.

IV. Работа над темой урока.

1.Аналитическая беседа.

Учитель: Максим Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму. Давайте посмотрим, где происходит действие пьесы, познакомимся с героями и присмотримся к отношениям в их мире.

Бубнов, картузник, 45 лет:

а) Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылевской ночлежки. Даже в 3-ем акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле», (на «пустыре»), он остается в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему?

б) «В любимом вся душа», - с этим утверждением Луки не согласиться нельзя. У картузника Бубнова «любимое» - острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом, - та, которую «испортил» Актер. Что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне?

в) В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы, - житье ваше – о-ой!..» - Бубнов отвечает: «Тяжкое житье, что как поутру встал, да и за вытье». В чем смысл такого изменения?

Сатин, лет под 40:

а) Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» - Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если да, то почему?

б) Существует мнение, что Сатин – идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет – образцы людей, право имеющих – в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? Нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям?

в) Как вы понимаете слова Сатина: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?

Лука, странник, 60 лет:

а) Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет?

б) Как бы вы смоделировали биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим?

в) Как вы считаете – действительно ли Лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»?

г) Можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной? В чем же секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники?

2.Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» ( в группах)

1-ая группа. Горький порой говорил о Луке как о пародии на Платона Каратаева и удивлялся, что этого не замечают. Попробуйте решить, можно ли Луку считать пародией на толстовского персонажа. Подумайте: существуют ли для Луки «бесполезные люди?


2-ая группа. Понаблюдайте над тем, в какой последовательности располагаются в пьесе монологи Луки. Какую закономерность вы обнаружили? Во что из рассказанного, на ваш взгляд, верит сам Лука? Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актера. Как его встретят «бывшие люди»?


3-я группа. Вероятно, вы уже заметили, что один из главных пунктов, в котором сходятся все рассуждения героев пьесы, - это вопрос о цели жизни человека (или человечества). Характерно, что точку зрения Луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?

3.Презентация результатов работы представителями групп.

4.Обобщение учителя (сопровождается показом презентации)

- Правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его. Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

- Правда Луки – правда сострадания и веры в Бога. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть.

- Правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, - о человекобоге. Именно в словах Сатина в большей мере и скрывается отношение самого автора к «правде» как общечеловеческому понятию.

Герои Горького отражают мятежность, двойственность, противоречивость натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный период во всей судьбе писателя.

V. Применение понятий и способов действия

1.Связь пьесы «На дне» с современностью

- У каждого персонажа пьесы своя правда, но почему же все эти люди так и остались на дне жизни?

- А имеет ли такое социальное явление место в современной жизни?

2.Просмотр сюжета о бомжах «Жизнь на дне»( НТВ youtube.com).

- Ребята, прокомментируйте сюжет. Скажите, есть ли у этих людей своя жизненная правда?

У этих людей тоже есть своя правда.

- По каким причинам люди опускаются «на дно» жизни?

Проблемы, чаще всего, кроются в социальной сфере. Люди остаются без жилья, так как спиваются, переезжают жить из государств ближнего зарубежья (беженцы), имеют слабую гражданскую позицию.

- Конституция РФ предоставляет гражданам право на труд, охрану здоровья, жильё (глава 2, статья 34, 37, 39, 40). Неумение пользоваться конституционными правами, нежелание выполнять свои гражданские обязанности перед обществом и приводят людей к такому финалу в жизни.

VI Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. Ролевая игра (работа в группах).

- Какова же ваша правда в жизни? «Примерьте» правду героев Горького на нашу реальность. Перед вами – девушка (одна из обучающихся класса), которая всегда училась на «4» и «5» и вдруг написала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из «правды» героев пьесы, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей действительно помогли.

Комментарий. Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, обучающиеся должны проговорить это, если правильно поняли жизненную позицию героев пьесы.

2.Обобщающее слово учителя.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обуславливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому – и одновременно момент столкновения разных правд – монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек – тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ – сомнителен, а если отрицательный – то как же быть с тем, что «существует только человек»? Получается: для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого – это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит души человеческие. Но главное в пьесе то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, о его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

VII. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Жизнь слишком коротка, чтобы прожить её ничтожно.» (Б. Дизраэли)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!