СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе "Мифы народов России и мира. Понятие о мифе и мифологии. Миф и сказка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Мифы народов России и мира. Понятие о мифе и мифологии. Миф и сказка"»

Поурочный план урока № ___ от­­_________20___ г ________ кл.

Тема: Мифы народов России и миры. Понятие о мифе и мифологии. Миф и сказка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: познакомить с понятиями миф и мифология, показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира, начать знакомство с мифами Древней Греции.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятий миф, мифология, умение отличать миф от сказки, понимание значения мифов в жизни людей, влияние мифов на культуру человечества

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные: формирование умений определять понятия, устанавливать аналогии

Задачи:

Образовательная: дать понятие о мифе и мифологии, познакомить с особенностями древнегреческой мифологии

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к истории других народов, интерес к предмету.

Развивающая: развивать навыки устной, речи обучающихся, развивать внимание, логическое мышление.

Основные понятия: миф, мифология, сказка

Оборудование урока: учебник, тетрадь, презентация, раздаточный материал для домашнего задания

ЭОР: https://infourok.ru/

Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организации УД

Задания

  1. Организационный этап


  1. Постановка цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности


  1. Проверка домашнего задания


  1. Актуализация знаний

Ф

Слово учителя

Древний человек наделял окружающий мир – явления природы, животных, предметы – свойствами, которыми обладали сами люди. В его представлениях живым было все существующее: растения и камни, вода и небо. Он ощущал тесную взаимосвязь с природой и отражал свои представления в мифах. Человеку всегда было важно определить свое место в мире. Мифы помогали ему в этом.

Тематика мифов разнообразна, как разнообразен и сам мир. Древние люди с помощью созданных ими же мифов объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, изменения в природе, в поведении животных.

Например, знаете ли вы что такое эхо?

Древние греки объясняли это явление следующим образом:

Богиня Гера рассердилась на горную нимфу Эхо за ее болтливость и за то, что Эхо любила все передавать и пересказывать, чем не раз досаждала богам (нимфы – божества природы в виде девушек, олицетворяющих различные живительные силы).

Гера решила ее строго наказать и приговорила Эхо вечно повторять только последнее слово, которое коснется ее уха. Тем самым она была лишена возможности первой заговаривать и проводила все свое время на охоте. Однажды она встретила в лесу красивого юношу по имени Нарцисс, Эхо влюбилась в него, но не смогла первой с ним заговорить и рассказать о своих чувствах, а самовлюбленный Нарцисс отверг ее любовь, так не любил никого, кроме себя. Опечаленная этим нимфа скрывается навсегда в лесу и тоскует там, пока тело ее не прекращается в скалу. Лишь голос нимфы Эхо остался в горах.

  1. Изучение нового материала


Ф

Миф (от греч. mythos «слово», сказание», «предание») – повествование, передающее представления людей о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Мифология – совокупность мифов, а также наука, изучающая мифы, их происхождение.


  1. Первичное закрепление изученного материала

Ф

Итак, кто создает мифы? С каким жанром УНТ это их сближает?

Сказка – это произведение устного народного творчества, основанное на вымысле.

Сходство и различие мифа и сказки

миф

сказка

произведение УНТ,

созданное фантазией народа

  • воспринимается как реальная история

  • основная функция - объяснительная

  • воспринимается как фантастическая (волшебная) история

  • установка на вымысел

  • основная функция – развлекательная и нравоучительная

  • Ассоциативный ряд


миф сказка


Своя мифология, так же, как и своя история, есть у любого народа – это разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние люди считали необходимым передать потомкам. Существую греческие, арабские, скандинавские, индийские, славянские и другие мифы.

Сегодня мы начнем знакомство с древнегреческой мифологией.

Мифология Древней Греции нам известна лучше, чем любая другая, так она была записана древнегреческим поэтом Гесиодом в поэме «Теогония».

Древние греки называли свою страну Элладой. В древние времена это было большое государство с такими крупными городами, как Афины, Фивы, Спарта.

Как же древние греки объясняли происхождение всего живого на земле? (изобразить схематично)

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный Хаос. В нём заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги»

Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея (отсюда география, геология). Далеко под землей в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая любовь – Эрос.

Начал создаваться мир.

Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную ночь – Нюкту. А от ночи и мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый день – Гемера.

Земля Гея породила беспредельное голубое Небо – Урана, от них родились могущественные титаны. А от титанов произошли Боги.

Древние греки поклонялись богам, они создавали их по образу и подобию человека, наделяли их самыми лучшими и худшими качествами человека: отвага, красота, любовь, милосердие, с одной стороны, трусость, жадность, коварство, с другой. А самое главное, они наделяли богов бессмертием.

Все события в мифах о богах происходили на горе Олимп. Ее вершина недоступна до сих пор, потому что имеет крутые, обрывистые склоны.


И

Боги Древней Греции

греческий бог

чему покровительствует

римское имя

Зевс (сын титанов Кроноса и Реи)

бог неба, грома и молнии, царь богов

Юпитер

Посейдон

бог морей

Нептун

Аид

бог царства мертвых

Плутон

Деметра

богиня плодородия и земледелия

Церера

Гестия

богиня домашнего очага и жертвенного огня

Веста

Гера (жена Зевса)

покровительница брака

Юнона

Арес

бог войны

Марс

Гефест

бог ремесла, кузнечного дела

Вулкан

Аполлон

бог света покровитель искусств

Феб

Артемида

богиня охоты

Диана

Дионис

бог виноделия

Вакх (Бахус)

Гермес

бог торговли

Меркурий

Афродита

богиня любви и красоты

Венера

Афина

богиня мудрости

Минерва

Геракл (сын Зевса и смертной женщины Алкмены)

величайший герой Древней Греции, совершивший 12 подвигов.

Геркулес

Музы (дочери Зевса и б.памяти Мнемозины)

1.Каллиопа

2.Эвтерпа

3.Мельпомена

4.Талия

5.Эрато

6.Полигимния

7.Терпсихора

8.Клио

9.Урания


богини искусства и наук:


муза знаний

музыка

трагедия

комедия

любовная поэзия

красноречие

танцы

история

астрономия





  1. Повторение



Мифы – огромный пласт культурного развития всего человечества. Без знаний мифов невозможно понять сюжеты многих литературных, музыкальных и художественных произведений.

  1. Итоги урока


Что нового узнали? Что хотели бы еще узнать?


  1. Информация о домашнем задании


Подготовить паспорт мифологического персонажа (на основе прочитанного мифа)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!