СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Слова-омонимы в русском языке»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Слова-омонимы в русском языке»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тагиркентская ООШ»

  1. План-конспект

  2. открытого урока по русскому языку в 5а классе

  3. Дата: 15.01.2021 г.

  4. Тема урока:«Слова-омонимы в русском языке.»

Подготовил учитель русского языка и литературы,

  1. Ферхатова Людмила Ажимурадовна




Директор МКОУ «Тагиркентская ООШ»

Амирханова Хадижат Имамшафиевна


2021г

Открытый урок литературы в 5 а классе.

Учитель: Ферхатова Людмила Ажимурадовна

Дата: 15.01.2021 г.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Слова-омонимы в русском языке»

Тема урока: Слова-омонимы в русском языке

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: овладеть основными понятиями темы; различать омонимы и многозначные слова; использовать их в собственной речи.

Образовательная технология: развитие критического мышления

Приёмы технологии: групповая дискуссия, «инсерт»,

Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, создание «ситуации успеха».

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, всё ли вы приготовили к уроку? Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, к нам пришли гости посмотреть на наши успехи. Вы готовы показать свои знания и умения? Оцените своё настроение. Молодцы! Я всем вам желаю хорошего настроения, удачи, активности, высокой работоспособности и конечно, новых и новых знаний! Итак, пора за работу! Записываем число, классная работа.


2. Орфографическая разминка

(Слайд 1)

На разсветелисникскасилтрову на опушки берёзовай рощи.

- Какое правило объединяет слова СКОСИЛ, ЛЕСНИК, ТРАВУ?

- Какое правило объединяет слова НА РАССВЕТЕ, НА ОПУШКЕ?

- Придумайте слово на то же правило, что и в слове РАССВЕТ.

- Придумайте продолжение предложению, сделав его СПП.


3. Актуализация знаний учащихся

- Много секретов родного языка мы с вами уже раскрыли в этом году и сегодня узнаем ещё один. Но мы не можем путешествовать, не проверив наши знания, а поможет нам лексический диктант.

А) Лексический диктант «Одним словом»

1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это …. (лексика)

2)То, что слово обозначает, называется его - …. (лексическое значение)

3)Слова, имеющие одно лексическое значение, называются ...(однозначными)

4)Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …. (многозначными)

5) В словосочетании стальные рельсы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании стальные мышцы – в …….. (переносном) значении.

6) Слова, противоположные по лексическому значению, называются ….(антонимами)

7) Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению, называются …… (синонимами)

Б)Проверка знаний.

(Слайд 2)

- Соотнесите слова с понятиями, используя только цифры и буквы.

- Много лексических понятий вы уже постигли. Осталось еще одно.


4. Стадия «Вызов».

1) Мотивация.

- Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока, послушайте одну историю.

А у меня дома овсянка!

Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка.

Люблю овсянку! – добавил Серёжа

И я люблю! – сказал Денис.

Она жёлтая, красивая такая!

И вкусная. Особенно с молоком!

Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа.

Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа.

Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис.

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?! – изумился Денис.

Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

2) Формулировка проблемы и пробное учебное действие

  1. Почему возникло непонимание между мальчиками?

  2. О какой овсянке идёт речь?

  3. Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?

  4. Можно ли это слово назвать многозначным? (НЕТ, у этих слов нет ничего общего, а между многозначными – есть!) (Слайд 3)

3) Выявление места и причины затруднения.

Запись темы урока.(Слайд 4)

Сформулировать тему нашего сегодняшнего урока вам помогут и загадки. Эти загадки предлагает учёный-лингвист И. Б. Голуб в одной из своих книг для школьников:

1. Из какого крана не льётся вода?

2. Какой лук не кладут в суп?

3.В какую косу не вплести ленту?

4. Какой лопаткой не вскопаешь грядку?

5. Какая гусеница не годится для танка?

- Такие слова называются омонимами.

- Ребята, давайте запишем тему урока«Омонимы».

4)Построение проекта выхода из затруднения.

Целеполагание. Приём «Вопросительные слова».

- А теперь составьте вопросына которые мы сегодня с вами должны ответить.Используйте вспомогательные слова:

Что? Где? Когда? Почему? Чем?


5. Реализация построенного проекта. Стадия осмысления.

1. Формулирование первоначального определения омонимов.

Приём последовательной кооперации.

- Ответим на вопрос «Что такое омонимы»? Ответим, учитывая значение греческих корней, от которых образовано слово: «homos»  - «одинаковый», «onyma» - «имя». Помогут нам подсказки. (Слайд 5)

ПОДСКАЗКИ

1) Части речи.

2) Звучание.

3) Написание.

4) Лексическое значение.

5) Имеют ли сходства в значении?

Запись в конспект: омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но абсолютно разные по своему лексическому значению.

– В чем разница между омонимами и многозначными словами?

(У многозначных слов есть что-то общее, у омонимов – нет.)

- Обратите внимание на то, как оформляется в словарях статьи об омонимах и многозначных словах. (Слайд 6).

2. Применение нового знания. Самостоятельная работа.

А) Задание «Узнай слово».

По лексическим значениям определите, о каких омонимах идёт речь.


Понятие 1

Понятие 2

1.

2.

3.


4.

5.

6.

7.

8


Луна, ее часть

Вид ткани

Растение зеленого цвета с острым вкусом и запахом

Личинка бабочки

Ледяная площадка для катания на коньках

Орган в полости рта. 

Устройство для выправления зрения

Красивая одежда


1/12 часть года

Сборник географических карт

Спортивный снаряд для стрельбы стрелами.


Конструкция, движитель трактора или танка

Дорожно-строительная машина

Важнейшее средство человеческого общения

Единицы счёта в играх

Солдат получает его вне очереди

Ответы на слайде (Слайд 7).

Ответы: 1. Месяц. 2. Атлас. 3. Лук. 4. Гусеница. 5. Каток. 6. Язык. 7. Очки. 8. Наряд.


Б) Отгадай загадку и найди лишнюю. Ответ обоснуй.

(Слайд 8)

1) Может и потоп устроить,

И в стакан воды налить,

Стоэтажный дом построить

И состав остановить. (Кран)

2) Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней. (Книга)

3) Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить. (Ключ)

6. Закрепление

Игра «Перевертыши»

(Слайд 9)

-Замените в словосочетаниях зависимые слова так, чтобы главные слова стали омонимами.

Интересный роман – …

Русский язык – …

Барабанная дробь – …

Хлебный ток – …

Древняя лавка – …

Детская ручка– …


7. Повторение

- Теперь давайте поиграем в игру «Согласен – не согласен»

  1. Омонимы –это слова разных частей речи.

  2. Омонимы – это слова различные по звучанию и написанию.

  3. Омонимы и многозначные слова ничем не отличаются.

  4. Омонимы – это слова разные по лексическому значению.

  5. В словаре значение слов-омонимов находится в одной словарной статье.


8. Выставление отметок


9. Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке?

- Удалось ли их достичь?

- Что понравилось на уроке?


10. Домашнее задание.

Составить 3 пары предложений со словами-омонимами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!