СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе по теме "М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта-изгнанника. Любовь к Родине"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный тип урока. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе по теме "М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта-изгнанника. Любовь к Родине"»

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема: М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта-изгнанника. Любовь к Родине.

Цель: расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учётом его смысла и чувств; развивать творческие способности учащихся; воспитывать умение наслаждаться поэзией,.

Оборудование: «Автопортрет в бурке»; изображение русского гусара времён Бородинского сражения; листы бумаги формата А4, карандаши для этапа «Творческая лаборатория».

Тип урока: комбинированный.

Теория литературы: особенности интонации, приём сравнения.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

(На доске – изображение русского гусара времён Бородинского сражения)



Беседа

- Кто изображён на данном рисунке?

- С чем ассоциируется у вас это изображение?

- В каком знаменитом сражении принимал участие этот род войск?

- Кто описал это сражение словами: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы…»?

- Что вам уже известно об этом поэте?

II. Постановка цели и задач урока.

(Учащиеся определяют тему урока и задачи)

  1. Работа над темой урока

  1. Слово учителя

- М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г в дворянской семье ( родоначальник рода Лермонтовых, ротмистр Георг Лермонт, был шотландец, в 1613 году першёл на русскую службу). Мальчик рано потерял мать, воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, очень властная твёрдая и умная женщина, что отразилось на формировании личности будущего поэта. Ранние детские годы прошли в имении Тарханы Пензенской губернии. Поэт получил превосходное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языками, рано научился рисовать и овладел музыкальными инструментами (известны картины М.Ю. Лермонтова «Автопортрет в бурке», «Морской вид с парусной лодкой», «Воспоминание о Кавказе», «Сцена из кавказской жизни» и многие другие, известно также, что писатель прекрасно играл на скрипке).

2. Работа с учебником.

3. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта – изгнанника.

Прослушивание актёрского чтения стихотворения в записи.

Перед прослушиванием учитель просит учеников закрыть глаза и представить картину, которую описывает поэт.

- Что вы увидели?

- Какими были тучки?

- Над чем они пролетали? Где?

4. Анализ стихотворения.

- С какой интонацией надо читать это стихотворение? Почему?

- Где стоит сделать паузы? Почему?

5. Теория литературы.

- В прошлом году мы с вами ознакомились с таким художественным средством, как сравнение.

- Вспомните, что это такое?

Запись в словарь литературоведческих терминов.

Сравнение – это образное выражение, в котором одно понятие или явление проясняется путём сопоставления его с другим явлением. При этом используются слова как бы, точно, словно, подобно, будто, как будто.

- Как вы думаете, может ли сравнение быть не в одной фразе, а содержаться во всём стихотворении?

- Такой приём называют развёрнутым сравнением.

- Давайте это стихотворение прочитаем ещё раз и подумаем: что с чем в нём сравнивают.

6. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Ученики после чтения отвечают на поставленный вопрос.

7. Продолжение анализа произведения.

- Найдите в этом стихотворении прямое сравнение? Что с чем сравнивают? («Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную»)

- В каких строках сравнение продолжается? Почему вы так думаете? (Во второй строфе говорится о человеческих чувствах; в третьей присутствует рассуждение об отсутствии родины у тучек).

- Есть ли родина у лирического героя стихотворения? Почему вы так думаете? ( Он ощущает себя изгнанником, а это означает, что есть родное место, откуда его выгнали, кто-то гонит).

- Где она в его понимании может быть?

Запись в тетрадь.

Вывод: в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» использован приём развёрнутого сравнения.

- Докажите словами из текста, что герой переживает.

- Каким настроением наполнено это стихотворение?

8. «Творческая лаборатория»

- Вы сегодня пытались попасть в «картину» стихотворения Лермонтова, представить то, что он изобразил, почувствовать его атмосферу. Попробуйте, проникнувшись духом стихотворения Лермонтова, создать своё произведение: рисунок или маленькое сочинение-описание (что кому ближе).

Передайте словесно или при помощи цвета, какие тучки представлял себе поэт.

  1. Рефлексия.

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение М.Ю. Лермонтова « Тучи»?

- Какие чувства к поэту вы испытали?

- Получилось ли у вас передать эти чувства в ваших произведениях?



  1. Домашнее задание.

  1. Подготовить устный рассказ о М.Ю.Лермонтове.

  2. Выучить наизусть стихотворение «Тучи».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!