Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта-изгнанника. Любовь к Родине.
Цель: расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учётом его смысла и чувств; развивать творческие способности учащихся; воспитывать умение наслаждаться поэзией,.
Оборудование: «Автопортрет в бурке»; изображение русского гусара времён Бородинского сражения; листы бумаги формата А4, карандаши для этапа «Творческая лаборатория».
Тип урока: комбинированный.
Теория литературы: особенности интонации, приём сравнения.
ХОД УРОКА
Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
(На доске – изображение русского гусара времён Бородинского сражения)
Беседа
- Кто изображён на данном рисунке?
- С чем ассоциируется у вас это изображение?
- В каком знаменитом сражении принимал участие этот род войск?
- Кто описал это сражение словами: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы…»?
- Что вам уже известно об этом поэте?
II. Постановка цели и задач урока.
(Учащиеся определяют тему урока и задачи)
Работа над темой урока
Слово учителя
- М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г в дворянской семье ( родоначальник рода Лермонтовых, ротмистр Георг Лермонт, был шотландец, в 1613 году першёл на русскую службу). Мальчик рано потерял мать, воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, очень властная твёрдая и умная женщина, что отразилось на формировании личности будущего поэта. Ранние детские годы прошли в имении Тарханы Пензенской губернии. Поэт получил превосходное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языками, рано научился рисовать и овладел музыкальными инструментами (известны картины М.Ю. Лермонтова «Автопортрет в бурке», «Морской вид с парусной лодкой», «Воспоминание о Кавказе», «Сцена из кавказской жизни» и многие другие, известно также, что писатель прекрасно играл на скрипке).
2. Работа с учебником.
3. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта – изгнанника.
Прослушивание актёрского чтения стихотворения в записи.
Перед прослушиванием учитель просит учеников закрыть глаза и представить картину, которую описывает поэт.
- Что вы увидели?
- Какими были тучки?
- Над чем они пролетали? Где?
4. Анализ стихотворения.
- С какой интонацией надо читать это стихотворение? Почему?
- Где стоит сделать паузы? Почему?
5. Теория литературы.
- В прошлом году мы с вами ознакомились с таким художественным средством, как сравнение.
- Вспомните, что это такое?
Запись в словарь литературоведческих терминов.
Сравнение – это образное выражение, в котором одно понятие или явление проясняется путём сопоставления его с другим явлением. При этом используются слова как бы, точно, словно, подобно, будто, как будто.
- Как вы думаете, может ли сравнение быть не в одной фразе, а содержаться во всём стихотворении?
- Такой приём называют развёрнутым сравнением.
- Давайте это стихотворение прочитаем ещё раз и подумаем: что с чем в нём сравнивают.
6. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Ученики после чтения отвечают на поставленный вопрос.
7. Продолжение анализа произведения.
- Найдите в этом стихотворении прямое сравнение? Что с чем сравнивают? («Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную»)
- В каких строках сравнение продолжается? Почему вы так думаете? (Во второй строфе говорится о человеческих чувствах; в третьей присутствует рассуждение об отсутствии родины у тучек).
- Есть ли родина у лирического героя стихотворения? Почему вы так думаете? ( Он ощущает себя изгнанником, а это означает, что есть родное место, откуда его выгнали, кто-то гонит).
- Где она в его понимании может быть?
Запись в тетрадь.
Вывод: в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» использован приём развёрнутого сравнения.
- Докажите словами из текста, что герой переживает.
- Каким настроением наполнено это стихотворение?
8. «Творческая лаборатория»
- Вы сегодня пытались попасть в «картину» стихотворения Лермонтова, представить то, что он изобразил, почувствовать его атмосферу. Попробуйте, проникнувшись духом стихотворения Лермонтова, создать своё произведение: рисунок или маленькое сочинение-описание (что кому ближе).
Передайте словесно или при помощи цвета, какие тучки представлял себе поэт.
Рефлексия.
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение М.Ю. Лермонтова « Тучи»?
- Какие чувства к поэту вы испытали?
- Получилось ли у вас передать эти чувства в ваших произведениях?
Домашнее задание.
Подготовить устный рассказ о М.Ю.Лермонтове.
Выучить наизусть стихотворение «Тучи».