Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Кадетский монастырь».
«Обитель чести и добра».
У нас не переводились, да и не переведутся
праведные.
Н.С.Лесков
Такие люди, стоя в стороне от главного
исторического движения, сильнее других
делают историю…
С.М.Соловьев
Оборудование урока: видеомагнитофон, компьютер, мультимедиапроектор, портрет Н.С.Лескова, листы экспертам, листы с домашним заданием, «Толковый словарь русского языка С. Ожегова», «Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля».
Ход урока:
Орг. момент.
Отрывок из фильма «Маленькие капитаны».
- Что вы узнали из этого отрывка?
- Почему я взяла для просмотра именно этот эпизод из фильма?
(О создании 1-го Петербургского кадетского корпуса).
- Как этот отрывок относится к нашему уроку?
(В рассказе идет речь об этом корпусе, сам Лесков со слов знакомого Похитонова знал о порядках в нем).
Лесков – фото, кратко об авторе.
- Итак, тема урока «Обитель чести и добра» (Слайд 1).
Два эпиграфа к уроку взяты из самого произведения, но к ним и к теме мы вернемся чуть позже.
Дома вы готовились к уроку, отбирали нужный материал.
Посмотрите на тему, постарайтесь сказать, что нас будет интересовать сегодня.
(Будем рассматривать произведение, основные образы….)
Работаем сегодня с рассказом. Вспомним особенности этого жанра эпоса.
(Дети зачитывают определения). Слайд 2.
Слайд 3. Обратимся к 1-му эпиграфу. Прочитайте. Кто такие праведники? (Ответы детей).
Можно ли назвать праведниками четырех основных персонажей рассказа? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Сегодня мы работаем в группах. В каждой есть эксперт (кадет, который будет отмечать вашу активность на уроке, а затем с моей помощью попробует оценить работу каждого).
(Раздать листы экспертам).
Сообщение об устройстве кадетского корпуса.
(Рассказывает подготовленный ученик).
Итак, назовем тех, кого вспоминает Н.С.Лесков в своем рассказе.
(Перский, Зеленский, Бобров, архимандрит).
Рассматривать эти образы мы будем по определенному плану: Слайд 4
Внешность
Образ жизни
Отношение к кадетам, поступки
Во время нашей работы группы могут дополнять ответы других, а также делать необходимые записи в тетради.
Обычно мы начинаем характеризовать героя с внешности. Посмотрим, как автор описывает своих персонажей.
(Дети рассказывают о внешности).
- Скажите, а почему о внешности архимандрита практически ничего не сказано? (Важнее не внешность, а внутренний мир).
Живя в замкнутом пространстве корпуса, герои и ведут себя по-разному. Расскажите об образе жизни каждого из персонажей.
(Группы рассказывают, дополняют друг друга).
- Почему у Перского не было своей семьи? (Его семья – воспитанники корпуса).
Лучше всего о человеке говорят его поступки. Обсудим некоторые из них. (Выдать карточки с поступками).
Группы обсуждают, затем доказывают свое мнение.
Перский. Бунт и помощь раненым.
Бобров. Приданое бедным выпускникам корпуса.
Зеленский. Нарушение запрета на чтение книг.
Архимандрит. Урок об Иисусе Христе.
Таковыми были игумен (Перский) и три старца кадетского монастыря, какими их описывает Лесков.
- Ребята, скажите, а как кадеты относились к ним?
(Любили, уважали, носили на руках, преклонялись….)
- Вернемся к значению слова «праведник». Как вы думаете, можно их назвать праведниками? (Ответы детей).
Домашнее задание.
Я прошу вас поработать со 2-м эпиграфом. Слайд 5.
Письменно ответьте на вопрос: «Согласны ли вы со словами С.М.Соловьева «Такие люди, стоя в стороне от главного исторического движения, сильнее других делают историю…»? Аргументируйте свой ответ.
(Раздать листы с д/з).
Ребята, а теперь, пожалуй, главный вопрос, который интересует многих. А почему рассказ называется «Кадетский монастырь»?
Что такое «монастырь»?
(Работа со словарями Ожегова и Даля).
Слайд 6.
Но ведь в произведении нет описания монастыря в буквальном смысле. Почему тогда «монастырь»?
(Там жили и воспитывались люди честные, добрые, достоуные носит звание кадета).
Вот поэтому и тема нашего урока «Обитель чести и добра», ведь слово «обитель» обозначает то же, что и «монастырь».
Я благодарю вас за работу, каждый получит отметку. Мы посоветуемся с экспертами и вместе оценим вашу активность. А также вы все получите отметки за домашнее задание.
Уважаемы товарищи кадеты, мне очень хочется верить, что вы тоже будете помнить своих воспитателей, учителей. И станете если не праведниками, то настоящими офицерами, людьми чести и долга…
Помните годы, проведенные в нашей школе!
Клип «Мальчишки-кадеты».