СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Кадетский монастырь». «Обитель чести и добра».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Кадетский монастырь». «Обитель чести и добра».»

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Кадетский монастырь».

«Обитель чести и добра».

У нас не переводились, да и не переведутся

праведные.

Н.С.Лесков

Такие люди, стоя в стороне от главного

исторического движения, сильнее других

делают историю…

С.М.Соловьев



Оборудование урока: видеомагнитофон, компьютер, мультимедиапроектор, портрет Н.С.Лескова, листы экспертам, листы с домашним заданием, «Толковый словарь русского языка С. Ожегова», «Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля».

Ход урока:

  1. Орг. момент.



  1. Отрывок из фильма «Маленькие капитаны».

- Что вы узнали из этого отрывка?

- Почему я взяла для просмотра именно этот эпизод из фильма?

(О создании 1-го Петербургского кадетского корпуса).

- Как этот отрывок относится к нашему уроку?

(В рассказе идет речь об этом корпусе, сам Лесков со слов знакомого Похитонова знал о порядках в нем).

Лесков – фото, кратко об авторе.

- Итак, тема урока «Обитель чести и добра» (Слайд 1).

Два эпиграфа к уроку взяты из самого произведения, но к ним и к теме мы вернемся чуть позже.



  1. Дома вы готовились к уроку, отбирали нужный материал.

Посмотрите на тему, постарайтесь сказать, что нас будет интересовать сегодня.

(Будем рассматривать произведение, основные образы….)



  1. Работаем сегодня с рассказом. Вспомним особенности этого жанра эпоса.

(Дети зачитывают определения). Слайд 2.



  1. Слайд 3. Обратимся к 1-му эпиграфу. Прочитайте. Кто такие праведники? (Ответы детей).

Можно ли назвать праведниками четырех основных персонажей рассказа? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Сегодня мы работаем в группах. В каждой есть эксперт (кадет, который будет отмечать вашу активность на уроке, а затем с моей помощью попробует оценить работу каждого).

(Раздать листы экспертам).

Сообщение об устройстве кадетского корпуса.

(Рассказывает подготовленный ученик).



Итак, назовем тех, кого вспоминает Н.С.Лесков в своем рассказе.

(Перский, Зеленский, Бобров, архимандрит).



Рассматривать эти образы мы будем по определенному плану: Слайд 4

  1. Внешность

  2. Образ жизни

  3. Отношение к кадетам, поступки

Во время нашей работы группы могут дополнять ответы других, а также делать необходимые записи в тетради.



  1. Обычно мы начинаем характеризовать героя с внешности. Посмотрим, как автор описывает своих персонажей.

(Дети рассказывают о внешности).

- Скажите, а почему о внешности архимандрита практически ничего не сказано? (Важнее не внешность, а внутренний мир).

  1. Живя в замкнутом пространстве корпуса, герои и ведут себя по-разному. Расскажите об образе жизни каждого из персонажей.

(Группы рассказывают, дополняют друг друга).

- Почему у Перского не было своей семьи? (Его семья – воспитанники корпуса).



  1. Лучше всего о человеке говорят его поступки. Обсудим некоторые из них. (Выдать карточки с поступками).

Группы обсуждают, затем доказывают свое мнение.



Перский. Бунт и помощь раненым.

Бобров. Приданое бедным выпускникам корпуса.

Зеленский. Нарушение запрета на чтение книг.

Архимандрит. Урок об Иисусе Христе.

  1. Таковыми были игумен (Перский) и три старца кадетского монастыря, какими их описывает Лесков.

- Ребята, скажите, а как кадеты относились к ним?

(Любили, уважали, носили на руках, преклонялись….)

- Вернемся к значению слова «праведник». Как вы думаете, можно их назвать праведниками? (Ответы детей).



  1. Домашнее задание.

Я прошу вас поработать со 2-м эпиграфом. Слайд 5.

Письменно ответьте на вопрос: «Согласны ли вы со словами С.М.Соловьева «Такие люди, стоя в стороне от главного исторического движения, сильнее других делают историю…»? Аргументируйте свой ответ.

(Раздать листы с д/з).



  1. Ребята, а теперь, пожалуй, главный вопрос, который интересует многих. А почему рассказ называется «Кадетский монастырь»?

Что такое «монастырь»?

(Работа со словарями Ожегова и Даля).

Слайд 6.

Но ведь в произведении нет описания монастыря в буквальном смысле. Почему тогда «монастырь»?

(Там жили и воспитывались люди честные, добрые, достоуные носит звание кадета).

Вот поэтому и тема нашего урока «Обитель чести и добра», ведь слово «обитель» обозначает то же, что и «монастырь».



  1. Я благодарю вас за работу, каждый получит отметку. Мы посоветуемся с экспертами и вместе оценим вашу активность. А также вы все получите отметки за домашнее задание.



Уважаемы товарищи кадеты, мне очень хочется верить, что вы тоже будете помнить своих воспитателей, учителей. И станете если не праведниками, то настоящими офицерами, людьми чести и долга…

Помните годы, проведенные в нашей школе!

Клип «Мальчишки-кадеты».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!