СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе " Жизнь Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе " Жизнь Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»"»

Дата: 30.11. 2020

Урок: литература

Класс: 7-А, 7-В

Учитель: Пушкина Т.С.

УРОК №


Тема: Жизнь Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цели: образовательные: продолжить работу над содержанием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», развивать умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героев; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

развивающие: развивать навыки анализировать текст и умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя; умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и нацио­нальной гордости.

УУД:

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели;

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно следственные связи;

Личностные: формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию; Коммуникативные: строить монологические высказывания, отвечать на вопросы.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: портрет, учебник, презентация , картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»


Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Приветствие, проверка готовности детей к восприятию темы.

Работа с эпиграфом. (Эпиграф записан на доске. «Дела давно минувших дней, преданья

старины глубокой…» А.С. Пушкин)

2.Психологический настрой.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

СЛАЙД 1 3.Речевая разминка. Книга-учитель,

Книга-наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Книга – советчик,

Книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец,

Книга – нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…

Прочитайте медленно «жужжащим чтением».

Коллективное плавное чтение.

Выразительное чтение.

- О чем это стихотворение?

- Какие главные мысли заключены в нём?

- Как автор называет книгу?


II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

- Проверим, как вы помните героев повести. Назовите героя по его характеристике.

- Соотнесите черты характера героев повести.

СЛАЙД 2 Литературный диктант

  1. «За обиду не посмотрю и не уважу никого» Остап

  2. «Да он славно бьётся! Добрый будет казак» Тарас Бульба

  3. «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь. Сабля – вот ваша матерь!

Запорожье - вот где наука, так наука! Там вам школа». Тарас Бульба

4. «Чтобы я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой? …я козак, не хочу!» Тарас Бульба

5. «Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.» Тарас Бульба

6.«...начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгой» Остап

«...имел чувства несколько живее и как будто более развитые» Андрий

  1. «... с помощью изобретательного ума умел увёртываться от наказания...» Андрий

  2. «...был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки...» Остап

  3. «... душевно был тронут слезами бедной матери...» Остап

  4. «потребность любви вспыхнула в нём живо...» Андрий


Взаимопроверка


III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.

- Что находилось между детством и Запорожской Сечью?

- Каково отношение писателя к степи? (текст)

Выборочное чтение

- Прочитайте описание степи.

- Какова же тема нашего урока? СЛАЙД 3 Жизнь Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Слово учителя: На предыдущих уроках мы узнали о том, какие исторические факты легли в основу повести, что такое историческая Запорожская Сечь, как она появилась, откуда возникло это название, познакомились с главным ее героем - СЛАЙД 4 -5 -6 Тарасом Бульбой и его сыновьями.

Любуясь ими, Тарас в порыве чувств принимает решение: на следующий же день ехать с сыновьями в Запорожскую Сечь.

- Как сам Тарас Бульба объясняет поспешность своего решения? (работа по тексту повести стр. 147 – 148): «...Нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь...»)

- И Тарас Бульба вместе с сыновьями отправляется в Запорожскую Сечь.

Сегодня на уроке мы поговорим, какой образ Запорожской Сечи создал Гоголь в своем произведении. Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы, обычаи и нравы, быт, каковы жизненные ценности героев-запорожцев? На этот вопрос нам необходимо найти ответ.

А сейчас откройте повесть и начнем работать.


IV. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

  1. СЛАЙД 7 – 8 - 9 Кроссворд. Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд (коллективная работа).

Он поможет вам представить, где располагалась Запорожская Сечь.

Вопросы:

1.Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)

2.Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (три дня)

3.Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)








Татарка (укр. Татарка) - историческая местность Киева. Расположена в качестве извилистого узкого холма между Подолом, Глубочицей, Щекавицей, Лукьяновкой, Юрковицей, Волчьим и Репьяховым яром.

Хо́ртица (укр. Хортиця) - крупнейший остров на Днепре, расположен в черте города Запорожье ниже днепровских порогов.


Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.

  1. Сообщения учащихся.

СЛАЙД 10 – 11 1 – й: Мы поможем вам представить историческую эпоху 15 -17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

2 – й:

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.

1 – й:

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

2 – й:

Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней СЛАЙД 12 (селения), которые были похожие на отдельные, независимые республики.

1 – й:

Рассмотрим репродукцию картины СЛАЙД 13 «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

  • обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц. Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре - кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

  • какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек - наделенный силой и властью?

  • какие ещё фигуры привлекают ваше внимание?

  • кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

  • о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

  • как художник относится к казакам? (И.Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны её границ от хищных и жестоких набегов)

Учитель: я думаю, что рассказ экскурсоводов и репродукция картины И.Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.


Продолжение работы с текстом.

Беседа СЛАЙД 14

- Что олицетворяет собой степь для Тараса, его сыновей? (Для них это символ Родины, которая нуждается в защите от врагов. А чтобы её суметь защитить, Тарас везёт сыновей на Сечь, где они научатся воинскому мастерству)

- Какое определение Запорожской Сечи даёт Гоголь? («Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козаче­ство на всю Украйну!»)

- Какие чувства писатель передаёт этими словами? (Восторг, восхищение, гордость, преклонение перед людьми мужественными, гордыми, храбрыми, вольными).


- Что же увидели Тарас и его сыновья, подъезжая к Запорожской Сечи? (Кузницы; запорожца; тесные улочки)
- Чтение текста от слов « Первый, кто попался им …» до слов «умевшую только гулять да палить …»

- Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)

Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.

- Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна, запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь)

- Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье …» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»


- А почему Сечь – это гнездо? (Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

- Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.

- Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

- Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

- Как вы понимаете словосочетание «бранное дело»? Бранное дело от старого слова брань, на поле брани -военное дело, воинское искусство.

- Почему казаки поддержали Тараса?

- Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

- Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Вывод: Какая же она, Запорожская Сечь? (Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.)

Проверка на внимательность. Работает весь класс.

Работа с карточками. Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос, как автор относится к Запорожской Сечи и её обитателям?

Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»

-Такой вот разудалый, лихой народ жил в Запорожской Сечи. Это были мужественные и сильные люди, храбрые воины с непоколебимой волей и верой. Горячо любили запорожцы свою родину и готовы были защитить ее от врага.

V. Рефлексия.

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

– Какие трудности у вас возникли?

– Какие действия вы сегодня отрабатывали?

VI. Домашнее задание.

Прочитать главы 5 – 8 и подготовиться к устному рассказу на тему «запорожцы в бою».








 Дополнительные сообщения учеников о жизни казаков.

1. Ученик: - Отправляясь в дальние края, казак брал землю. Щепотка родной земли вместе с веточкой полыни, священной травой кочевников, по поверьям, отгонявшей от злых духов, сохранялась в ладанке на груди. Казак считался непогребенным, если на его могилу не посыпана мать-земля с родного пепелища.

Особенно интересен веками сохранившийся культ коня. Культ почитания и обожествления идет из древности. По поведению коня раньше гадали, хоронили коня вместе с хозяином.

В повести есть упоминание такого обычая: школярам, т.е. совсем молодым казакам ездить верхом не позволялось, поэтому сыновья Тараса ходили домой из бурсы пешком.

Как почитался конь, говорит и то, что у Тараса была золотая уздечка и путы с серебряными бляхами, т.е. коня старались украсить.


10. Обобщение учителя:

Итак, мы можем сказать, что запорожцы - люди широкой души, вольные, свободолюбивые, закаленные в самом пылу битв, а потому несколько суровые. Может быть, поэтому и законы у них тоже были строгие.

- Почему так сурово наказывали за смертоубийство?

- Какого вероисповедания были казаки? Православные христиане

- 1-я Библейская заповедь? (Не убий)

Православие связано с понятием соборности, т.е. собранности, единения. Поэтому в запорожцах очень сильно чувство товарищества. Казак никогда не оставит в беде друга.

Сплоченность казаков, а также их удалой, веселый нрав, так хорошо отразившийся в украинской народной музыке, нашел выражение в известной картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 


Сообщение ученика по картине И.Е. Репина.

- Однажды турецкий султан прислал письмо запорожцам. Предложил на службу к нему перейти - изменить своему народу. Ох, и ответ же ему казаки послали! До сей поры народ смеется - так издевательски ответили султану казаки. Всем миром писали.

Кто бы ни вошел в зал, где висит картина Репина, сразу начинается улыбаться: так заразителен хохот казаков, сгрудившихся вокруг писаря. Интересно, что художник так расставил фигуры, что зрители оказываются включенными в этот круг. Посмотрите: \ показ на слайде \ огромный казак на первом плане изображен так, что его бритая голова словно вышла наружу из плоскости холста. А по бокам Репин изобразил двух казаков, повернутых к зрителю спиной, - вот и создается впечатление, что мы в тот круг включены. Ради этого он даже написал одного из них, того, что в белой свитке, поверх очень удачной фигуры смеющегося казака. Все говорят, что этот казак - вылитый гоголевский герой Тарас Бульба.

Посмотрите, какие разные люди. У каждого свой характер. Каждый смеется по-своему. В центре - прославленный атаман Сирко сдержанно улыбается. Много он освободил пленников. Разве можно себе представить, что пойдет он со своими воинами на службу к врагам?

Репин много путешествовал по Украине. Отыскивал старинные предметы быта. И замечательно изобразил это на своей картине. Рассмотрите все хорошенько. И колорит картины, яркий, радостный, краски веселые!

Больше ста лет назад написал Репин свою картину, многие ее видели. Но даже те, кто сто раз ее видел, не могут удержаться от улыбки, глядя на хохочущих запорожцев. Так заразителен их смех.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!