СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе И.С. Шмелёв «Как я стал писателем»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: кратко познакомить учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе И.С. Шмелёв «Как я стал писателем»»

И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству»

Класс: 8

Цель: кратко познакомить учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Планируемые результаты:

Ход урока

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.



II. Мотивация учебной деятельности.

Шмелёв теперь — последний и единственный

из русских писателей, у которого ещё можно

учиться богатству, мощи и свободе русского языка.

Шмелёв изо всех русских самый распрерусский…

А. И.Куприн

Ключевые слова: мемуары, воспоминания, дневники

Мемуары - это

1. записки о прошлых событиях современника или участника этих событий.

III. Актуализация знаний

1. Работа над литературоведческими терминами

Основные понятия:

Рассказ - художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

Антитеза - это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.

Композиция произведения - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

IV. Усвоение новых знаний:

  1. Знакомство с биографией С.И. Шмелева.

В результате работы с биографической справкой учащиеся должны заполнить таблицу в РАБОЧЕЙ КАРТЕ урока (Приложение), отмечая знаком ! то, что их удивило или привлекло внимание в судьбе писателя.

Какое влияние оказала семья на формирование личности писателя?

Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе. И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и реального образа жизни оказали благодатное влияние на формирование нравственного мира мальчика.

Какое образование получил И.С. Шмелев?

Грамоте Иван Шмелев обучался дома. Его первым учителем была мать. В 1884 году Шмелев поступил в шестую Московскую гимназию. Позже заканчивает юридический факультет Московского университета.

Чем закончился первый литературный опыт будущего писателя?

Рассказ "У мельницы", опубликованный в 1895 году в журнале "Русское обозрение", стал неудачным литературным дебютом Шмелева.

Какие исторические события выпали на судьбу писателя?

Первой русская революция, Первая мировая война, Февральскую революцию встретил восторженно, к Октябрьской проявил полную непримиримость.

Каково литературное наследие И.С. Шмелева? (период, произведения)

Впечатления от первой русской революции: повести «По спешному делу», «Распад» (1906); рассказы «Вахмистр» (1906), «Иван Кузьмин» (1907).

Во время Первой мировой войны: сборники рассказов и очерков «Карусель» (1916), «Суровые дни», «Лик скрытый» (1917).

В эмиграции создавал рассказы, в которых глазами очевидца описал нравы новой власти — «Солнце мёртвых» (1923), «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925).

С годами в творчестве Шмелёва центральное место заняли воспоминания о прошлом («Богомолье» (1931), «Лето Господне» (1927-48)).



Шмелев Иван Сергеевич - известный русский писатель. В своем творчестве он отразил жизнь различных слоев общества, однако особенно сочувственно он изобразил жизнь "маленького человека".

Иван Сергеевич родился 21 сентября 1873 года. Он был из рода замоскворецких купцов. Тем не менее, торговля отца его мало интересовала. Отец, Сергей Иванович, содержал многочисленные бани и артель плотников. Семья Шмелева была старообрядческой, уклад в ней был своеобразный, демократический. Старообрядцы, как хозяева, так и простые работники, проживали дружной общиной. Они придерживались общих для всех правил, духовных и нравственных принципов. Иван Шмелев рос в атмосфере всеобщего согласия и дружелюбия. Он впитывал все самое лучшее в отношениях между людьми. Спустя годы эти детские впечатления отразились в его произведениях.

Домашним образованием Ивана Сергеевича занималась главным образом мать. Именно она приучила своего сына много читать. Поэтому Иван с детства был знаком с творчеством таких писателей, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Тургенев и др. Изучение их продолжалось в течение всей его жизни. Биография его отмечена углублением литературных познаний. Иван Сергеевич с удовольствием читал книги Лескова, Короленко и др. В некотором смысле они стали его литературными кумирами. Конечно, при этом не прекращалось влияние на формирование будущего писателя произведений Александра Сергеевича Пушкина. Об этом свидетельствуют позднейшие произведения Шмелева: "Вечный идеал", "Заветная встреча", "Тайна Пушкина". Далее учится в шестой Московской гимназии После её окончания, поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. А затем, спустя 4 года, окончив его, проходит военную службу в течение 1 года и далее служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях.

Иван Шмелев дебютировал как автор в 1895 году. В журнале "Русское обозрение" был напечатан его рассказ "У мельницы". В этом произведении говорится о формировании личности, о пути человека к творчеству через преодоление жизненных трудностей, постижение судеб и характеров обычных людей.

После женитьбы отправился с молодой супругой на остров Валаам, где находятся древние монастыри и скиты, Шмелев Иван Сергеевич.

Книга очерков «На скалах Валаама» (1897), описывающая Валаамский монастырь с точки зрения светского туриста, была, по словам Шмелева, наивной, незрелой и не имела успеха у читателя. На 10 лет Шмелев отходит от писательского труда. Окончив в 1898 юридический факультет Московского университета, он служит чиновником в центральных губерниях России. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство», — скажет позднее Шмелёв.

Дореволюционные произведения Шмелева вдохновлены верой в земное счастье людей в радостном будущем, упованиями на социальный прогресс и просвещение народа, ожиданиями перемен в общественном строе России. Вопросы веры, религиозного сознания в это время мало занимают писателя: увлекшись в юности идеями дарвинизма, толстовства, социализма, Шмелев на долгие годы отходит от Церкви и становится, по собственному признанию, «никаким по вере». Однако уже в этот период явственно звучат в его произведениях очень важные для Шмелева темы страдания и сострадания человеку, которые станут определяющими во всем последующем творчестве.

Февральскую революцию изначально Шмелёв принимает восторженно и с энтузиазмом, как и многие его современники. Он едет в Сибирь, чтобы встретить политкаторжан, выступает на собраниях и митингах, рассуждает о «чудесной идее социализма». Но в скором времени Шмелёву приходится разочароваться в революции, он открывает для себя её чёрную сторону, видит во всем этом насилие над судьбой России. Октябрьский переворот он сразу не принимает и последующие её события повлекли за собой мировоззренческий перелом в душе писателя.

Во время революции Шмелёв уезжает с семьёй в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 года Крым был занят красными частями. Трагичной оказалась судьба Сергея — единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер Русской армии, находясь в госпитале, был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорён к смерти.

Это событие, а также пережитый его семьёй страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920—1921, привели Шмелёва к тяжёлой душевной депрессии.

Шмелёв не мог принять, когда гибнет всё живое вокруг, происходит повсеместный красный террор, зло, голод, озверение людей. В связи с этими переживаниями, писатель пишет эпопею «Солнце мёртвых» (1924), где раскрывает свои личные впечатления о революции и Гражданской войне. Шмелев рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь настал «каменный век» с его звериными законами. Эпопея Шмелева, с огромной художественной силой запечатлевшая трагедию русского народа, была переведена на многие языки и принесла автору европейскую известность.

Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, и по приезде в Москву, он всерьёз задумывается над эмиграцией. В принятии этого решения активно участвовал И.А. Бунин, который звал Шмелёва за границу, обещая всячески помочь его семье. В январе 1923 года Шмелёв окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет.

Годы, проведённые в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью. Шмелёв публикуется во многих эмигрантских изданиях: «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и др.
И все эти годы Иван Сергеевич переживал разлуку с родиной. К России он возвращался в своем творчестве.

Самая известная книга Шмелева — «Лето Господне». Обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает в книге не диким «темным царством», но целостным и органичным миром, полным нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Шмелев далек от романтической стилизации или сентиментальности. Он рисует подлинный уклад русской жизни не столь давних лет, не затушевывая грубых и жестоких сторон этой жизни, ее «скорбей». Однако для чистой детской души бытие открывается прежде всего своей светлой, радостной стороной. Существование героев неразрывно связано с жизнью церковной и богослужением. Впервые в русской художественной литературе столь глубоко и полно воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. В психологических переживаниях, молитвенных состояниях персонажей, среди которых и грешники, и святые, открывается духовная жизнь православного христианина.

Смысл и красота православных праздников, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыты настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского Православия. Удивительный язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России. И. А. Ильин отмечал, что изображенное в книге Шмелева — не то, что «было и прошло», а то, что «есть и пребудет… Это сама духовная ткань верующей России. Это — дух нашего народа». Шмелев создал «художественное произведение национального и метафизического значения», запечатлевшее источники нашей национальной духовной силы».

Живое соприкосновение с миром святости происходит и в примыкающей к «Лету Господню» книге «Богомолье» (1931), где в картинах паломничества в Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Подвижническое служение «старца-утешителя» Варнавы Гефсиманского воссоздано Шмелевым с признательной любовью.

Шмелев страдал тяжелой болезнью, обострения которой не раз ставили его на грань смерти. Материальное положение Шмелева порой доходило до нищенства. Война 1939—45, пережитая им в оккупированном Париже, клевета в печати, которой недруги пытались очернить имя писателя, усугубляли его душевные и физические страдания.

Престарелого писателя обвиняли чуть ли не в сотрудничестве с нацистами (он публиковался в изданиях, которые потом стали считаться коллаборционистскими, однако вряд ли пожилой писатель мог разбираться в таких вещах). Но ведь Шмелёв всегда был добрым, сострадательным человеком. По воспоминаниям современников, Шмелев был человеком исключительной душевной чистоты, не способным ни на какой дурной поступок. Ему были присущи глубокое благородство натуры, доброта и сердечность. О пережитых страданиях говорил облик Шмелева — худого человека с лицом аскета, изборожденным глубокими морщинами, с большими серыми глазами, полными ласки и грусти.

В 1933 году уходит из жизни жена писателя. Шмелев тяжело пережил уход горячо любимой Ольги. Иван Сергеевич Шмелёв умер в 1950 году в результате сердечного приступа. Смерть писателя, так любившего монастырскую жизнь, стала глубоко символичной: 24 июня 1950 года, в день именин старца Варнавы, который ранее благословлял его «на путь», Шмелёв приезжает в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От и в тот же день умирает.
Рассказывают, что писатель тихо сидел в трапезной монастыря, тихо заснул... и больше не проснулся. Говорят, такую смерть Господь посылает праведникам, много страдавшим при жизни...

Иван Сергеевич Шмелёв был похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году было выполнено заветное желание Шмелёва: прах его и его жены перевезён на родину и погребён рядом с могилами родных в московском Донском монастыре.

- Теперь перейдем непосредственно к работе над рассказом «Как я стал писателем».

2. Анализ рассказа «Как я стал писателем».

- Прочитайте начало рассказа. Какова его роль?


(Первая фраза сразу отвечает на вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало быстро вводит читателя в творческую лабораторию писателя.)

- Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления?

(Еще в детстве писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы.)

- Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?

(Серьезно никто не относился, пытались найти недостатки.)


  1. Анализ образов Баталина и Цветаева (по вариантам)

Способы создания образа

Средства художественной выразительности, приемы

Баталин

Цветаев

1. Социальный статус

Инспектор

Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович».

2. Портретная характеристика

Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры.

Эпитеты, сравнения: «незабвенный, посмеивающийся чуть глазом».

3. Речевая характеристика

Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.

Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал

- Какой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева?

(Противопоставление.)

- С какой целью автор это делает? (Чтобы подчеркнуть, что именно такие педагоги как Цветаев могут сыграть определяющую роль в судьбе человека.)

- Как изображен в рассказе характер главного героя?


(В мыслях и действиях, он наделен фантазией, увлечен литературой, это благодарный человек, он сохранил в сердце память о своем наставнике, который сыграл важную роль в становлении его как писателя: «С ним, единственным из наставников, поменялись мы на прощанье карточками. Хоронили его — я плакал. И до сего дня - он в сердце».

(Баталин  это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль. Главное, что сделал Цветаев, - предоставил свободу творчества. Он первым заметил в мальчике талант писателя. О нёс Шмелёв плакал, когда хоронили учителя.)

1)  Как проявляется в рассказе характер самого автора? Какие чувства он испытывает? В его мыслях и действиях. Он наделён незаурядной фантазией, он независим, он увлечён литературой, творчеством. Это благодарный человек – он вспоминает о своём учителе, который навсегда «в сердце»

2)  Сцена с первым рассказом «У мельницы». Проявляется неуверенность в собственных силах, робость, а потом опьяняющее чувство счастья. Юный писатель чувствовал благоговение перед искусством, понимал, что должен многое «сделать, многое узнать, читать, вглядываться, думать…», чтобы стать писателем.

3)  Итог: задумались, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего худож. произ –я. Шмелёв показал, как начинался его путь, как подошёл писатель к своему 1-му рассказу, как помогли ему уроки литературы, работа над сочинением.

Мы знаем, как работали другие писатели, как любил сокращать свои произведения Чехов, как переделывал свои тексты множество раз Л. Толстой


V. Первичная проверка усвоения знаний:

- Рассказ назван «Как я стал писателем». Как вы думаете, к чему он ближе: к воспоминаниям, дневниковым записям,  обычному рассказу?

- Что открывал главный герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими ему виделись в детстве окружающие предметы?

- Как пришло к И.С. Шмелеву умение писать? Чем заканчивается рассказ? Почему главный герой почувствовал, что он «другой»?

- В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться?


- Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления?

- Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?

- Как изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев? Какую роль они сыграли в судьбе Шмелева? (Баталин изображен иронически, сатирически. Это человек, которого близко нельзя подпускать к детям. Его характеризуют выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой», «тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем», «говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! – ужасным, свистящим голосом»; «начал пилить со свистом», «показались зубки», «холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Этот «педагог» мог навсегда отбить охоту к творчеству у ребенка.

Шмелеву повезло с другим преподавателем. Его он называет полностью, по имени-отчеству: «Федор Владимирович Цветаев». Главное, что сделал Цветаев, - предоставил свободу творчества. Его характеристика контрастирует с характеристикой Баталина: «незабвенный», «посмеивающийся чуть глазом», «благодушно», «певуче читал». Он первым  заметил и оценил в мальчике талант писателя. Шмелев плакал, когда хоронили учителя).

- Как проявляется в рассказе характер самого автора? Какие чувства он испытывает? (Характер автора проявляется  его мыслях и действиях. Он наделен незаурядной фантазией, независим, увлечен литературой, творчеством. Это благодарный человек – он вспоминает о своем учителе, который навсегда остался «в сердце». В описании  событий, связанных с созданием первого рассказа «У мельницы», проявляется неуверенность в собственных силах, робость, а потом опьяняющее чувство счастья. Юный писатель испытывал благоговение перед искусством, понимал, что должен многое «сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать…», чтобы стать писателем).

VI. Рефлексия.

- Рассказ назван «Как я стал писателем». Как вы думаете, к чему он ближе: к воспоминаниям, дневниковым записям,  обычному рассказу?

- Что открывал главный герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими ему виделись в детстве окружающие предметы?

- Как пришло к И.С. Шмелеву умение писать? Чем заканчивается рассказ? Почему главный герой почувствовал, что он «другой»?

- В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться?

- Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда писали свои первые сочинения?


1. Где и когда родился И.С. Шмелев? Выберите верный ответ, обведите кружочком или отметьте галочкой.

а. Париж;

б. Владимир;

в. Москва;

г. Берлин.

а. 1922;

б. 1917;

в. 1906;

г. 1873.

1) а – в

2) в – а

3) б – г

4) в – г


2. Какой отрывок из данных принадлежит рассказу «У мельницы» Шмелева?

1) «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, и выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув в тайне свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван, залетных птиц из дальних стран!»;

2) «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другой, скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными.»;

3) «Шум воды становился все отчетливее и громче: очевидно, я подходил к запруде. Вокруг рос молодой, густой осинник, и его серые стволики стояли передо мною, закрывая шумевшую неподалеку речку. С треском я пробирался чащей, спотыкался на остренькие пеньки осинового сухостоя…».


3. Назовите род и жанр литературы, к которому относится произведение И.С. Шмелева «Как я стал писателем» ___________________________ ___________________________

4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «высокий, сухой Баталин, с рыжими бакенбардами»_________________________

5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «топоры, которые грызли бревна», «метла бегала за пылью» _______________________________

6. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «Чудесный был швейцар, с усами, бравый!»____________________________________



VII. Информация о домашнем задании:

И. А. Бунин. «Подснежник». Н. Тэффи. «Жизнь и воротник».

Ответить письменно на вопрос: Как вы понимаете слова героя в финале рассказа: «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… - готовиться. Я другой, другой!»





















Тест


1. Где и когда родился И.С. Шмелев? Выберите верный ответ, обведите кружочком или отметьте галочкой.

а. Париж;

б. Владимир;

в. Москва;

г. Берлин.

а. 1922;

б. 1917;

в. 1906;

г. 1873.

1) а – в

2) в – а

3) б – г

4) в – г


2. Какой отрывок из данных принадлежит рассказу «У мельницы» Шмелева?

1) «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, и выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув в тайне свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван, залетных птиц из дальних стран!»;

2) «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другой, скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными.»;

3) «Шум воды становился все отчетливее и громче: очевидно, я подходил к запруде. Вокруг рос молодой, густой осинник, и его серые стволики стояли передо мною, закрывая шумевшую неподалеку речку. С треском я пробирался чащей, спотыкался на остренькие пеньки осинового сухостоя…».


3. Назовите род и жанр литературы, к которому относится произведение И.С. Шмелева «Как я стал писателем» ___________________________ ___________________________

4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «высокий, сухой Баталин, с рыжими бакенбардами»_________________________

5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «топоры, которые грызли бревна», «метла бегала за пылью» _______________________________

6. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «Чудесный был швейцар, с усами, бравый!»____________________________________



Тест


1. Где и когда родился И.С. Шмелев? Выберите верный ответ, обведите кружочком или отметьте галочкой.

а. Париж;

б. Владимир;

в. Москва;

г. Берлин.

а. 1922;

б. 1917;

в. 1906;

г. 1873.

1) а – в

2) в – а

3) б – г

4) в – г


2. Какой отрывок из данных принадлежит рассказу «У мельницы» Шмелева?

1) «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, и выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув в тайне свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван, залетных птиц из дальних стран!»;

2) «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другой, скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными.»;

3) «Шум воды становился все отчетливее и громче: очевидно, я подходил к запруде. Вокруг рос молодой, густой осинник, и его серые стволики стояли передо мною, закрывая шумевшую неподалеку речку. С треском я пробирался чащей, спотыкался на остренькие пеньки осинового сухостоя…».


3. Назовите род и жанр литературы, к которому относится произведение И.С. Шмелева «Как я стал писателем» ___________________________ ___________________________

4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «высокий, сухой Баталин, с рыжими бакенбардами»_________________________

5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «топоры, которые грызли бревна», «метла бегала за пылью» _______________________________

6. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «Чудесный был швейцар, с усами, бравый!»____________________________________












9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!