СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе "Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина "Туча"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе "Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина "Туча"»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Тема урока: «Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча»».

Цель:  познакомить детей со стихотворением; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Планируемые результаты:

Предметные:  создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа поэтического произведения.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой. Приветствует учащихся, создает положительный настрой на работу

Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. Улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения, и я желаю вам хорошего

Проверка Д.з.

2.Целеполагание.

- Прежде чем приступить к изучению темы сегодняшнего урока, мы отправимся в мастерскую художника.

Ассоциативный ряд к слову «Туча».

Запишите ассоциативный ряд к слову «туча». (Ненастье, дождь, буря, страх, беда, мрак, печаль, одиночество, волнение, тревога и т.д.)

- Какое настроение передают ваши ассоциации? (Грустное, печальное и т.д.)

- Как вы можете описать увиденную на небе тучу?

- Как вы думаете, как бы описал ее А.С. Пушкин?

- О чем сегодня на уроке пойдет речь?

- Определите цели урока.

3.Актуализация.

- Кто из русских поэтов любил осень?

Из всех времен года Пушкин обожал осень. Он писал: "Из всех времен я рад лишь ей одной". Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает (отрывок из «Евгения Онегина»), Уж небо осенью дышало… (отрывок из «Евгения Онегина»), Осень (отрывок), Осеннее утро.

В этих внешне скромных зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи "Кто знает край, где небо блещет", "На холмах Грузии" стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой.

Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике явились превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение "И вновь я посетил..." очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там дается трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях "Туча", "Осень" та же тема безысходности. Недаром Пушкин любил это время умирания природы: "Октябрь уж наступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей". Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает свое особенное, неуловимое обычным глазом настроение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл.

4.Работа по теме урока.

1)Первичное чтение стихотворения «ТУЧА». Стр. 224

2)Анализ стихотворения.

- Какова тема стихотворения «Туча»?

- Сколько планов можно выявить после прочтения этого стихотворения?

Повторим науку стихосложения



  • 1.Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

  • 2.Способ рифмовки (перекрёстная, парная (смежная), кольцевая (опоясывающая)).

  • 3.Изобразительно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола, анафора и т.д).

  • 4.Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии, синтаксический параллелизм).

  • 5.Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

Словарная работа:

Лазурь – 1. Светло-синий цвет (устар. и высок.) 2. Краска светло-синего цвета.

Ликующий – торжествующий,твосторженно радующийся.

Алчный – 1. Жадный, корыстолюбивый. 2. перен. Страстно желающий чего-н. (устар.).

Древеса – деревья.

- О чём это стихотворение?

-Зачем автор написал о туче? Что он хотел сказать читателям?

Опишите, что вы представляете, прослушав стихотворение.

Словесное описание:

Пушкин радуется наступлению ясного дня после освежающей бури, оттого он жаждет, чтобы последняя туча ушла с небосклона и не скрывала солнца. Туча похожа на символ беды, угрозы, которая миновала, но оставила после себя след, неприятные воспоминания. Настроение лирического героя спокойное и умиротворенное. Тревога уходит из его души так же, как ветер гонит с неба запоздалую тучу.

Стратегия «Чтение с остановками».

Поработаем над анализом стихотворения, проследим движение мысли автора.

Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф.

Прочтите еще раз первую строфу.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

- Какой прием используется здесь?

(анафора – единоначалие)

- Как вам кажется, какое значение несет слово «одна»?

(одна - одиночество, конец

тема восстания декабря 1825 года

буря - восстание, туча- память о восстании)

- Как вам кажется, что стоит за образом тучи?

- Как вы понимаете строчку «последняя туча рассеянной бури», если в основе стихотворения лежит аллегория?

- Найдите эпитеты в этой строчке, какой в них заложен смысл?

(«рассеянной» бури, если «буря»- это восстание 1825 года, то эпитет «рассеянной» характеризует финал этого события; восстание было подавлено, в слове «рассеянной» присутствует ощущение действия какой-то внешней силы, которая и уничтожила бурю; «последняя» туча – отголосок восстания, «последняя» (по словарю) - конечная в ряду чего-нибудь, окончательная, бесповоротная).

- В стихотворении может быть прямая и опосредованная система образов. В первом случае образ воспринимается читателем непосредственно, во втором случае образ соотнесен с чувствами автора.

- Давайте порассуждаем, если образ тучи - это память о декабрьских событиях 1825 года, то что же такое «ясная лазурь»?

(Лазурь- это жизнь)

- Что такое жизнь?

(словарь С.И.Ожегова - Проявление деятельности, энергии, оживления; созидание).

- Каково ваше понимание эпитета «ясная»?

(жизнь прекрасна в своем естественном существовании, в ней работают свои законы; жизнь «ясная», потому что в ней происходит созидание).

- В первой строфе вы определили анафору, эпитеты. Какие еще средства выразительности вы можете выделить?

(синтаксический параллелизм).

- Что это такое?

(сочетание нескольких строк с одинаковой синтаксической конструкцией).

унылый – ликующий

- Найдите в последних двух строчках антитезу.

- Какая смысловая нагрузка лежит на этих эпитетах?

Работа со словарем:

«унылый» - испытывающий или наводящий уныние, безнадежная печаль, тоска; « ликующий» - торжественно, восторженно радующийся ; смысловая нагрузка: тема восстания для Пушкина была близка, он очень переживал за судьбу своих знакомых, причастных к кругу декабристов (Кюхельбекер), требования декабристов во многом Пушкин поддерживал, но методы декабристов для Пушкина были неприемлемы).

Вторая и третья строфа стихотворения представляют антитезу. Давайте поработаем над «смыслами» второй и третьей строфы. Ученики читают вторую строфу:

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

- Какие два плана представлены во второй строфе?

- Находим средства выразительности… (анафора – единоначалие)

(Первый план – гроза, «таинственный гром», дождь, молния – одним словом, разбушевавшаяся стихия, чтобы обратить внимание читателя на буйство стихии, показать природную силу).

- Что означают эпитеты «таинственный», «алчную»?

Работа со словарем:

«алчный» - жадный; здесь, в стихотворении, в сочетании «алчную землю» слово употребляется в переносном смысле: «страстно желающий чего- нибудь, стремящийся к чему- нибудь»;

«таинственный» - 1) заключающий в себе тайну, непонятный,

2) являющийся тайной

3) выражающий загадочность

Сочетание «таинственный гром» передает всю непонятность, загадочность природной стихии, ее непостижимость человеком.

- Все, о чем мы тут с вами сейчас говорили, это всего лишь первый план, поверхностный. А каков же глубинный план второй строфы, в чем ее аллегорический смысл? Что кроется за понятиями « гром», «молния»?

(Речь идет о восстании на Сенатской площади, о том моральном всплеске, который произошел в умах и настроениях российского общества; «молния», «гром»- это выступление декабристов, произошедшее 14 декабря 1825 года, закончившееся кровопролитием).

- В строфе «И алчную землю поила дождем тоже скрыт свой аллегорический смысл. Подумайте, что содержится в этих строфах?

(Общество жадно впитывало декабристские идеи: ликвидация крепостного права, дарование прав, свобод своему народу, ликвидация сословий, дарование Конституции. Некоторым было близко радикальное предложение Южного общества декабристов – ликвидация самодержавия и установление республики.

Они выдвинули смелые идеи, не побоялись прямо заявить о своих требованиях. Выйдя на Сенатскую площадь, они, по сути, отказывались от всего, что у них было в жизни: от положения в обществе, стабильности, семьи. Старались ведь не для себя: все они дворяне, у них и так все было. Главные их требования касались усовершенствования государственной жизни, улучшения положения крестьян).

Прочитайте третью строфу.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

- Как вы понимаете эту строфу? Дайте характеристику двух планов этих последних строк. Какие художественные средства употребляются автором?

(Первый план – успокоенная природа, с помощью приема «олицетворение» природа ощущается как совершенно самостоятельный, живой организм. Деревья, земля напитались водой, ожили, успокоились после бури и готовы дальше жить. Второй план- восстание декабристов не прошло бесследно. Оно дало импульс дальнейшему совершенствованию общества).

Идея разума, идея свободы, естественных, эволюционных изменений, без потрясений и человеческих жертв - вот основа идея стихотворения.

- Что помогает выбрать правильную интонацию при исполнении произведения?

- Определим размер стиха.

(3-хсложный размер стиха с ударением на 2-й слог: 4-хстопный амфибрахий

Вид рифмовки строк: парная ААББ

После′дня я ту′ча рассе′ян ной бу′ри!
Одна′ ты несе′шься по я′сной лазу′ри).





5.Рефлексия.

Работа с оценочными листами, 1 столбик заполняется в ходе урока; второй – в конце.

- Как ты оцениваешь свое участие на уроке?

- Что удалось тебе на уроке, что не удалось?

- Что было интересно на уроке? Что не понравилось?

6.Домашнее задание

Выучить стихотворение «Туча» наизусть.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!