СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе "В. Л. Кондратьев. «Сашка»: проблематика и тематика повести"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В.Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человекомЦель урока: выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В.Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе "В. Л. Кондратьев. «Сашка»: проблематика и тематика повести"»

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века. В. Л. Кондратьев. «Сашка»: проблематика и тематика повести

Класс: 8


Цель урока: выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В.Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком

Планируемые результаты:

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.

Предметные: познакомить с  повестью В. Кондратьева «Сашка», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения,  монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

У каждого писателя должна быть сверхзадача.

И для меня она заключалась в том, чтобы

рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.

В.Кондратьев.



Ход урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.


II. Актуализация знаний:

Почти 82 года назад, осенью 1941 г., на ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья - то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные.

Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.

Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской  земле. Одно из произведений - повесть "Сашка


Проблемные вопросы:

-Почему писатели так часто обращаются к теме войны? Как проявляет себя человек на войне?

- К какому течению военной прозы вы бы, отнесли это произведение?

- Охарактеризуйте главного героя повести, чье имя дало ей название. Каким известным вам героям военной прозы Сашка близок?

- Почему Сашка не может расстрелять плененного им немца? Что поражает его в пленнике?

- Проанализируйте авторские слова: «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчи­няться беспрекословно и страшное сомнение в справед­ливости и нужности того, что ему приказали». Как вы их понимаете?


III. Мотивация учебной деятельности



IV. Усвоение новых знаний:

1. Слово учителя о писателе

1921–1993. Вячеслав Леонидович Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию он большой писатель.
В 1939 году с первого курса вуза ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке.
В декабре 1941 г. после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт.
На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев подо Ржевом. Медаль «За отвагу». О тяжести доставшихся там бойцам боёв мы можем судить по тому, что всего только в первую неделю он был помощником командира взвода, командиром взвода принял роту убитого командира, а после пополнения – снова командиром взвода.


После Ржева, после отпуска снова дорога, служба в железнодорожных войсках, в разведке. Новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают “Я убит подо Ржевом” Александра Твардовского.
В последнем стоне кличет мать…
Произведения В. Кондратьева: “Покушение”, “Селижаровский тракт”, “Встречи на сретенке”, “Красные ворота”, “Привет с фронта”, “Искупить кровью”, “Бои местного значения”…вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.



История создания повести «Сашка»
Во второй половине 70-х годов произведения о войне главным образом повествовали о жизни рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. Исключением не стала и повесть «Сашка» В.Кондратьева.
Первая повесть «Сашка» была опубликована в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть была сразу же замечена и поддержана критикой.


Сашка. Кто он?
 Сашка – главный герой повести, молодой солдат, оказавшийся на передовой, подо Ржевом. В повести показано несколько дней из жизни героя: сначала на фронте, после ранения – в поезде по дороге в госпиталь. 


 Сообщение учащегося: «…Очень хорошую, честную и горькую книгу собрал»

(В. Астафьев) – история создания и жанр повести В.Кондратьева «Сашка»

«Сашка» — литературный дебют В. Кондратьева, которому было тогда под 60: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то — это самое главное, что было у меня в жизни… Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы, жадно читал военную прозу, но тщетно искал и не находил в ней «своей войны». Понял, что о «своей войне» рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу — какая-то страничка войны останется нераскрытой», - заметил В.Кондратьев.

Вот что автор пишет об истории создания повести «Сашка»: «Поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную всю, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали еще оперения невзорвавшихся мин, увидел — это было самым страшным — незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня поразило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет только безнравственно».

Овсянниковское поле - скромное и страшное, реальное и символическое - место действия повести «Сашка». Она была опубликована в 1979 г. в журнале «Дружба народов».

Автор не случайно выбрал жанр повести. Именно повесть, сосредоточенная на жизненном пути и внут­реннем мире отдельной личности, стала основным жанром произведений «лейтенантской прозы»

Для произведений «лейтенантской прозы» самые важные темы – это истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к ут­ратам. И в творчестве В.Кондратьева это проявляется с необычайной глубиной. Необычайную искренность, исповедальность повести В. Кондратьева отметил и  В. Астафьев в письме к автору: «Месяц читал твоего «Сашку»… Очень хорошую, честную и горькую книгу собрал». А сам В. Кондратьева своей повести предпослал такой эпиграф: «Всем воевавшим подо Ржевом - живым и мертвым - посвящена эта повесть»


Испытания Сашки
1-ое. Испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? Зина- первая его любовь. Предстоящая вечеринка, о которой он узнаёт, вызывает у него гнев. Зина видит, как у него подрагивают губы, а лицо будто почернело: «Веселиться нельзя, когда все поля в наших». «Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»
А потом обрушивается на него известие, что Зина – там, танцует с лейтенантом. Тяжёлую ночь переживает Сашка, горько ему, больно. И всё-таки приходит он в конце концов к тому, что «неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..» Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх.



Испытание дружбой
История краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей, о том, как в эвакогоспитале толстый, отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: 2 ложки пшёнки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и… полетела в него тарелка, брошенная рукой разъярённого Володи, а Сашка вину на себя принял.
Он рассудил, что лейтенанту эта выходка так просто с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если и накажут. То «дальше передка не пошлют», а ему не привыкать.



История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской.
Сашка думает прежде всего о других, а не о себе. Были бы все люди такими, как Сашка! Делали добрые дела, поступали по совести и не считали бы при этом, что совершают что-то необыкновенное. Прочтёт молодой человек о такой юности и понимает: надо жить достойно. Это завещают такие, как Сашка.


Анализ текста

вам, ребята, интересно было читать повесть "Сашка"?

- Почему?

- Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным, совестливым,  находчивым, смелым)

- Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки. (1 - с валенками, 2  - пленение фрица, 3 - противостояние комбату, 4 - забота о раненом, 5 - встреча с Зиной в медсанбате, 6 - дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7 - эпизод с тарелкой, 8 - встреча с девушками, отправляющимися на фронт)


«О своей войне рассказать могу только я сам» – человек на войне в повести

В.Кондратьева «Сашка»

- Перечитайте отрывки из 1 главы повести В.Кондратьева «Сашка»

К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступить Сашке на ночной пост. У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно.

Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим.

… Когда наступали они днями на Паново, приметил он у того взгорка мертвого немца, и больно хороши на нем были валенки. Тогда не до того было, а валенки аккуратные и, главное, сухие (немца-то зимой убило и лежал он на верховине, водой не примоченной). Валенки эти самому Сашке не нужны, но с ротным его приключилась беда еще на подходе, когда Волгу перемахивали. Попал тот в полынью и начерпал сапоги доверху. Стал снимать — ни в какую! Голенища узкие стянулись на морозе, и, кто только ротному ни помогал, ничего не вышло. А так идти — сразу ноги поморозишь. Спустились они в землянку, и там боец один предложил ротному валенки на сменку. Пришлось согласиться, голенища порезать по шву, чтоб сапоги стащить и произвести обмен. С тех пор в этих валенках ротный и плавает. Конечно, можно было ботинки с убитых подобрать, но ротный либо брезгует, либо не хочет в ботинках, а сапог на складе или нету, или просто недосуг с этим возиться.

Место, где фриц лежит, Сашка заприметил, даже ориентир у него есть: два пальца влево от березки, что на краю взгорка. Березу эту пока видно, может, сейчас и подобраться? Жизнь такая — откладывать ничего нельзя.

Когда напарник Сашкин откряхтелся в шалаше, накашлялся вдосыть и вроде заснул, Сашка курнул наскоро два разка для храбрости — что ни говори, а вылезать на поле, холодком обдувает — и, оттянув затвор автомата на боевой взвод, стал было спускаться с пригорка, но что-то его остановило... Бывает на передке такое, словно предчувствие, словно голос какой говорит: не делай этого. Так было с Сашкой зимой, когда окопчики снежные еще не растаяли. Сидел он в одном, сжался, вмерзся в ожидании утреннего обстрела, и вдруг... елочка, что перед окопчиком росла, упала на него, подрезанная пулей. И стало Сашке не по себе, махнул он из этого окопа в другой. А при обстреле в это самое место мина! Останься Сашка там, хоронить было б нечего.

Вот и сейчас расхотелось Сашке ползти к немцу, и все! Отложу-ка на утро, подумал он и начал взбираться обратно.

А ночь плыла над передовой, как обычно... Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада... Как обычно... Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России, а они, сидя в глубоком тылу, переживали, что идет война пока мимо них, и как бы не прошло совсем, и не совершить им тогда ничего геройского, о чем мечталось вечерами в теплой курилке.

Да, скоро два месяца минет... И, терпя ежечасно от немцев, не видел еще Сашка вблизи живого врага. Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, перли на них, урча моторами и поливая их пулеметным огнем, а они метались на заснеженном тогда поле... Хорошо, наши сорокапятки затявкали, отогнали фрицев.


- С какой целью автор сразу вводит читателя в повествование, без предварительных описаний?

- Для чего Сашке нужны валенки?

- Как описание «елочки, что перед окопчиком росла, упала на него, подрезанная пулей» помогает ощутить хрупкость жизни на войне?

- Найдите художественные детали, картины, которые с особой остротой передают весь трагизм войны?

Вывод: автор намеренно сразу, без всяких предварительных описаний, вводит читателя в повествование, чтоб подчеркнуть скупой, серый окопный быт фронтовиков. Такие художественные детали, как «елочка, подрезанная пулей», «деревни, которые они брали, стояли будто мертвые, не видать в них было никакого движения», «останься Сашка там, хоронить было б нечего» с особой остротой передают весь трагизм войны.

В следующих главах мы узнаем, что и «со жратвой туго, и с боеприпасами…», «…нету силёнок ребят хоронить, нету, ведь себе, живым, окопчик вырыть не в силах», «ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

- Сколько у вас в роте было человек? – спросил Сашку капитан.

 - 150.

 - А осталось?

 - 16.

И надо всем этим эпический голос автора: «Как обычно…» И от этой обыденности мороз по коже.



- Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.

( «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих - и будь здоров. Распутица!»

«Но ещё большее удивление, если не сказать  недоумение, вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут - катюшей они это называли,  - начал выбивать искру... и трут никак не разгорался».

«Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».

«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица».)

- Когда, в какой момент Сашка думает: «Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»?

(эпизод с валенками)

- Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)

- На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?

(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)

 Вывод:  Решившись на поступок, Сашка всё тщательно планирует. Иначе – смерть.

- При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?

- Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?

(Заминка фрицев  перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся.)

- Взаимовыручка в бою - самое важное. Как помог Сашка ротному?  (отдал свой запасной диск)

- Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?

(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)

- Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке.  Зачитайте размышления героя об этом.

(«И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью  другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и  немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться".

Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой  на немцев,  из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и  спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Вывод:  Как легко переступить грань дозволенного нравственным  сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.

- Почему  у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

(«Вот  когда поднялась они из-под взгорка - серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги!  Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»,

- Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Выполнить приказ надо, но для Сашки - невозможно. И  не выполнить - нельзя.    Прав ли был комбат, отдав такой приказ?

- Какие попытки предпринял Сашка, чтобы отменили приказ?  (1 - обратился к дежурному лейтенанту, 2 - думал забежать в санчасть, чтобы военврач, тоже капитан, отменил приказ. «Что же мне теперь делать? что?» - мучается Сашка)

- Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить  судьбу пленного?  Какой человек Сашка? (Совестливый)

- Как автор показывает метания Сашки? («Тут подумал Сашка, а как бы ротный на его месте поступил?  Ротного на горло не возьмешь! Он бы слова для капитана нашёл! А что Сашка -  растерялся начисто, лепетал только  «не могу».... да что может Сашка, рядовой боец, которому каждый отделенный! - начальник? Ничего вроде бы. Но хватало же у него духу начальнику перечить, а сейчас такое умыслил, душа переворачивается - приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части.

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться  беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)

- Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)

- Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный  товарищ)

- Почему Сашка возвращается за раненым в лес, хотя только что пережил  страх от обстрела? («А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо»)

Сценка  «В медсанбате»

- Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (1 - радость от встречи с Зиной, 2- негодование по отношению к старшему лейтенанту, 3 - обида, что в штабе будет вечеринка по поводу 1 Мая)

Вывод: Сашка и  Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе:  любовь  и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой  быть другим».

Вот  и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на   Дальнем Востоке, попал на ржевскую  землю, где принял боевое крещение.

- Почему Сашку так обидела вечеринка  в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные,  какие могут быть праздники, какие танцы?»)

- Сколько обиды, злости было у Сашки, Жоры и лейтенанта Володьки, пока брели до госпиталя.    Им, фронтовикам, побираться? просить еду, как нищим?

Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол:  «Как дальше воевать-то будете?»

(Философский ответ:  «Не беспокойся, дед, провоюем и немца погоним», - сказал Сашка.)

- Разбередил дед  душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спишет». Согласны ли вы этими словами?

- Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?

(« Вы, рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали. Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал. Всю жизнь»)

- Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера? (именно потому, что готов защитить Володьку: ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)

- Лейтенант особого отдела тоже поступил по-человечески: отпустил Сашку в отпуск, чтобы он не попал под трибунал. И вот Сашка отправляется домой долечиваться. Встреча с девушками, едущими на фронт, на вокзале в Клину - небольшой штрих к портрету Сашки. Вспомните, о чем думал герой, размышляя об этой встрече?


Вывод:   Кто он – Сашка? Простой солдат, выполнявший свою «трудную работу» на «испещренной воронками ржевской земле». По – русски жалостливый: «Валенки эти самому Сашке не нужны, но с ротным его приключилась беда…» “Для себя бы ни за что не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались, и за лето не просушишь

Помятуя законы солдатской чести, Сашка под огнем возвращается проститься с ребятами и отдать автомат. Ведет санитаров к раненому, боясь, что те сами не вернутся за ним: “Знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или помер уже раненый. Кто их проверять будет? А ведь он слово дал. Умирающему слово!..»

В первом же бою ему повезло: дуриком, взял «языка». Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему это грозило, - он отвечает просто: "Люди же мы, а не фашисты".

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали…”

Вывод: Герой повести с честью проходит свои «круги ада»:

испытание властью“И тут только Сашка понял, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его жеста то обмирает, то в надежду входит”

испытание любовью“И опять перебрав все, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к

тому – неподсудна Зина…Просто война. И нету у него зла на нее”.

испытание дружбой А чего? Ну, не подумавши сделал... Так майор тоже, не подумавши, сказал. Значит, квиты, — спокойно так проговорил Сашка и отодвинулся в глубь нар, задвигая собой Володьку… “

“ …Не суети, Володь. Думаешь, я без ума это сделал? — Сашка положил руку ему на плечо. — Подумал я... Ну, какой с меня, рядового ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда все равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой — и разжаловать могут, и под трибунал отдать. Понял? Обдумал я все, ты только не колыхайся“.

Конечно, в его характере присутствует и нравственный максимализм: “Невозможно жить по иным законам, кроме законов передовой”, “веселиться нельзя, когда все поля в наших”. Но самое важное: ”Есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах»Сашка не может изменить совести, переступить. Неодолима его человечность…

VI. Рефлексия.

«Об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет только безнравственно»

Истинное лицо войны, «черствый хлеб правды», «трудная работа» солдата, судьба страны, цена потерь и самой привычки к ут­ратам, величие человечности как высшего подвига на войне – вот проблемы, которые исследует в своей повести Вячеслав Кондратьев. И «строгая правда» этой « честной и горькой книги» не может не вызывать уважения

VI. Информация о домашнем задании: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!