СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 9 классе на тему: "Сравнительный анализ стихотворения А.Пушкина "Пророк", М.Лермонтова "Пророк", Н.Некрасова "Блажен незлобивый поэт"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе на тему: "Сравнительный анализ стихотворения А.Пушкина "Пророк", М.Лермонтова "Пророк", Н.Некрасова "Блажен незлобивый поэт"»

МБОУ Киевская СОШ

Татарского района

Новосибирской области














Сценарий занятия по обучению анализа лирического текста

на примере стихотворений А.С.Пушкина «Пророк», М.Ю.Лермонтова «Пророк» и Н.А.Некрасова «Блажен незлобивый поэт».









Выполнила: учитель русского

языка и литературы

Козина Олеся Владимировна

















2022 год



Цель занятия:

- напомнить учащимся план анализа лирического текста;

-повторить виды изобразительных средств в художественном тексте,

-совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения;

-пробуждать любовь к слову через поэзию.



Алгоритм анализа стихотворения

  1. В первую очередь нужно указать название самого произведения, имя автора.

  2. Рассмотреть историю создания стихотворения, осветить факты авторской биографии, которые имеют какую-либо связь с лирическим сюжетом, уделить внимание времени написания текста и истории его публикации. Если есть посвящение, об этом надо написать

  3. Когда можно выделить литературное течение, к которому относится автор, его нужно указать. Например, если стихотворение написано в традициях футуризма или акмеизма.

  4. Выделяется тема стихотворения. Принято для начала указывать ведущую тему, выбрав подходящий вариант из нескольких традиционных: пейзажная тема, лирика дружбы, любовная, философская, гражданская, тема поэзии и поэта. Желательно написать о главных мотивах произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества.

  5. Важно сказать о развитии конфликта и сюжета в стихотворении. Следует выделить основные события и постараться изложить их, даже если это описание природы: «лирический герой смотрит на...».

  6. На данном этапе, выяснив основную тему и мотивы, развитие конфликта, нужно написать об идее стихотворения. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание.

  7. Затем нужно определить основное настроение стихотворения, проследить, как оно изменяется. Чаще всего чувства лирических героев описаны в динамике.

  8. Выделить лирического героя. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному. Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств.

  9. Указать, какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод.

  10. Указать, какую лексику использует автор в стихотворении: неологизмы, окказионализмы, архаизмы, бытовую лексику, повседневную, публицистическую, книжную.

  11. Важно правильно перечислить все литературные приёмы, художественные средства, точно определить стихотворный размер

  12. Указывается жанровая принадлежность стихотворения (мадригал, элегия, ода, сатира), стилевая (народно-песенное течение, классическое, агитационное).

Заключить анализ лучше всего небольшой зарисовкой: написать о своём личном впечатлении от прочитанного текста, выразить собственное читательское мнение, рассказать, как произведение повлияло на внутренний мир, о чём напомнило.





А.С.Пушкин.

Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».


Лермонтов «Пророк»

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.


Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.


Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;


Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.


Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:


"Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!


Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!"





Некрасов «Блажен незлобивый поэт»

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, —

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

























Анализ стихотворения.

В «Литературном энциклопедическом словаре» дается следующее определение лирики: «Лирика – род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому». Лирическое произведение является отражением внутреннего мира лирического героя, его чувств, переживаний; другими словами, в лирике воплощается мир, пропущенный через душу художника слова.

Алгоритм анализа лирического произведения различен (раздать)

Сейчас мы на примере попробуем проанализировать лирические тексты.

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Пророк», М.Ю.Лермонтова «Пророк» и Н.А.Некрасова «Блажен незлобивый поэт».

- С чего начинается анализ стихотворения?

(с прочтения)

-Какая тема объединяет все три стихотворения?

(это одна из вечных тем в литературе, её затрагивает каждый поэт, писатель в своём творчестве; тема поэта и поэзии)

-Кто является главным лирическим героем этих стихотворений? Это разные герои или речь идёт об одном герое?

(главный герой – это поэт – пророк)

-Какое стихотворение было написано первым, как вам кажется?

(Стихотворение Пушкина «Пророк»)

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк».

-С него мы и начнём наш анализ. Ещё раз давайте внимательно прочитаем стихотворение Пушкина. (читаем)

-В каком году было написано стихотворение? Какие события предшествовали его написанию?

(В 1825 году произошло восстание декабристов, среди которых были друзья Пушкина. Восстание было подавлено, а зачинщики строго наказаны царем. В 1826 году после расправы над декабристами Пушкин, глубоко переживая расправу над декабристами, в ссылке в Михайловском пишет стихотворение «Пророк». Сюжетная основа заимствована Пушкиным из Библии. Поэт использовал следующий отрывок из «Книги пророка Исайи»: «видел я Господа, сидящего а престоле высоком и превознесенном… округ него стояли Серафимы: у каждого из них по шести крыл… И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами. .. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя… И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для меня? И я сказал: вот я, пошли меня»

Библейская легенда лишь в общем своём значении отражена в стихотворении. Герой не осквернён язвами нечистого общества, а угнетён ими).

-С чего начинается стихотворение?

(С чуда оживления одинокого и усталого путника, который «Томим духовною жаждою»).

-А кто такой пророк?

(По представлениям древних, пророк- это исполнитель воли божьей, избранный, способный проникнуть в глубь явлений и говорить правду до конца).

-Как вы думаете, какой человек может стать пророком? Каждый?

(Нет, только тот, кто «Томим духовною жаждою»)

-Посмотрим, как происходит процесс превращения смертного человека в пророка. Опишите мне этот процесс превращения. Кто превращает человека в пророка?

(Серафим (в переводе «Огненный, сжигающий»), ангел высшего чина, у которого 6 крыл. Ангел, по христианскому учению, - доброе сверхъестественное существо, действующее по воле Бога. Они являлись только избранным людям. Пушкин подчеркивает значимость поэта, его избранность для важной миссии.

Процесс превращения мучителен. Через страдания и физическую боль. Вместо «грешного языка» в его уста вложено «Жало мудрыя змеи». Вместо «трепетного сердца» «угль, пылающий огнём».

Мы видим путника на перепутье. Он не знал, куда ему идти, что делать, он растерян, одинок, у него нет цели, он «влачился в мрачной пустыне». И в момент отчаяния к нему является Серафим как спасение от незнания того, что делать и куда идти.

Действия Серафима осторожны, бережны:

Перстами лёгкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Но эффект драматичен:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон.

(Они не просто открылись, а «отверзлись», видимо, с болью, как какие-то крепкие створки. Путник обретает зоркость, начинается его страдание, когда в него входит весь мир. Нет больше тайн. Но чтобы стать пророком, одного превращения мало, поэтому Серафим вынул «трепетное сердце» и вложил в яму «Угль, пылающий огнем»).

-Зачем?

(Чтобы стать пророком, нужно отрешиться от трепетного человеческого сердца, способного сострадать, любить. Пророк должен быть справедливым).

-Как себя чувствует человек?

(Преображение тяжело. Он лежит, «как труп». Качества пророка есть. А что делать, не знает. Цели нет. Цель указывает Всевышний:

Восстань, пророк,

И виждь, и внемли,

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

-Какой напрашивается вывод?

(Пушкин утверждал высокое право художника на свободу и независимость творчества. Весь мир должен быть для истинного поэта «мрачной пустыней», он жаждет духовного удовлетворения. То есть главная тема стихотворения – тема поэта и поэзии, а главная идея – свобода творчества. То есть это своего рода манифест о предназначении писателя, поэта.

-Как создаётся торжественный тон стихотворения? Чем необычна лексика и синтаксис стихотворения?

(1.Пушкин использует много архаизмов, старославянизмов. (называют): Влачился, Серафим, персты, зеницы, отверзлись, вещие, внял, содроганье, горний, дольней, прозябанье, уста, празднословный, жало, мудрыя, десницы, рассек, глас, виждь, внемли, водвинул…. Они придают звучанию торжественность. Они наполняют текст библейской атмосферой. Это было необходимо Пушкину, чтобы подчеркнуть истинность своих суждений, опираясь на непререкаемый авторитет Святого Писания. 


2. Простые предложения соединяются в СП с помощью сочинительного союза И – анафора. Повтор союза – из Библии.

3.Мнго глаголов повелительного наклонения: восстань, внемли, исполнись …

4.В словах обилие сонорных звуков: р, л, м, н:

чувствуется тревога, боль, волнение от происходящего процесса).

-Какие средства художественной выразительности еще есть в стихотворении?

«Духовной жаждою томим», «глаголом жги сердца людей», «Неба содраганье», «глаголом жги» - метафора

«Мрачная пустыня», «вещие зеницы», «грешный язык», «трепетное сердце» - эпитет

«перстами легкими, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал» - сравнения

«восстань. Пророк» - обращение

Ряды однородных членов.

-Каким размером написано стихотворение?

(4 стопный ямб с пиррихиями)

-Рифма и способы рифмовки?

(мужская – женская рифма; перекрестная, парная, кольцевая рифмовка. Это говорит о внутренней гармонии стихотворения).

-К какому жанру можно отнести стихотворение?

Стихотворение «Пророк», написанное в жанре оды, поражает торжественностью стиля и яркостью художественных образов. Поскольку монолог представлен от первого лица, читатель невольно ассоциирует лирического героя с автором произведения. Некоторые современники Пушкина даже обвинили поэта в том, что он возгордился и возомнил себя «божьим избранником». Но анализ произведения показывает, что Александр Сергеевич лишь декларировал творческую программу каждого настоящего поэта.

-В чем особенность построения стихотворения?(по композиции выделяется три части: 1) подготавливает сюжет преображения. Рисуется смертный, затерянный в пустыне, и лишь его духовная жажда указывает на то, что ему предстоит стать глашатаем божественной воли. 2) процесс превращения. 3)исполнение божественной воли. Поэт уравнивается с Богом через слово. Но пророк не может быть собой без людей.

Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». В этом его подлинное призвание.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Пророк».

-С чего начинается стихотворение Лермонтова?

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

(Возникает ощущение, что Лермонтов продолжает стихотворение Пушкина. Он начинает с того момента свое повествование, как человек стал пророком)

-Каким нарисован поэт – пророк? Опишите его.

(Его судьба нелегка. Это изгой, гонимый обществом. Лермонтов сосредотачивает внимание на тяжелой судьбе поэта –пророка. Тема поэта трагична: общество враждебно любви и правде, свободная творческая личность страдает от непонимания. Как только человек стал пророк, люди перестали его уважать, смотрят на него со злостью и ненавистью. Его презирают, ему смеются в лицо, бросают в него камни. Никто не верил, что он исполняет волю Бога, кроме того, его презирали за то, что он говорит правду, которой они боялись посмотреть в глаза. Нарисован социальный облик поэта: он сир, наг, беден, его презирают.

У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конф­ликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям).


Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

-Какой выход находит поэт? Кто оказывается мудрее людей?

(Природа. Он возвращается в пустыню, не в силах терпеть насмешки со стороны людей).

-Когда Лермонтов написал стихотворение? Назовите тему, идею?

(в 1841году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году. Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы.

Идея: поэт обречен на непонимание и одиночество.

-По жанру?

(Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии.

Ясность видений, получаемых автором в уединенной пустыне, восхищает и в тоже время мучит его. Хотя живя: «как птица, даром Божьей пищи», характерной для пророков и одаренный даром предвидения, Лермонтов мучается от упреков и злобной критики надменной общественности. Несмотря на свойственные для автора проявления меланхоличности, в «Пророке» отчетливо слышится неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его успокаивает лишь, то что всех талантливых людей ждет трагичная учесть раннего ухода из жизни.

- Сколько частей можно выделить?

(В стихотворении мы можем выде­лить три части.1) — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. 2) — описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению — миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В 3) вновь описан «шумный град», чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию)

-Каким размером написано стихотворение? Какие средства художественной выразительности использует?

(Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности:

эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолю­бивой»),

метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»),

сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»),

анафору (шестая и седьмая строфа),

инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»).

Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «про­рок», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации. Благодаря использованию таких устаревших названий все произведение становится похожим на пророческий священный текст.

Большинство строф в «Пророке» насыщены горечью и душевными страданиями. Часто встречаются обидные слова: «бежал я нищий», «глупец», «злоба», «бросали каменья». Все строчки четверостиший, за исключением финальной, выдержаны в стиле перекрестной рифмовки. Присутствующая опоясывающая рифма, в последней строке, делает произведение более поэтичным и завершенным. Последняя строфа несет в себе сплошное порицание: «наг и беден», «презирают все его», «угрюм, худ, бледен». К тому же резкий обрыв стихотворения на высказывании старца, дает понять читателю, что учесть пророка неизменна.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…».
Анализ стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт»

-Вы знаете, кому посвящено это стихотворение?

(Николай Некрасов, как и многие его предшественники, нередко задавался вопросом о том, какая роль в обществе отведена литератору. Размышляя на эту тему, в 1852 году он создал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…», посвященное годовщине смерти Николая Гоголя. Имя адресата ни разу не упоминается в этом произведении, так как к тому моменту Гоголь находился в опале. Однако Некрасов был убежден, что Россия потеряла одного из величайших русских писателей, вклад которого в литературу еще предстоит оценить потомкам).

-О каких поэтах размышляет Некрасов в стихотворении? В чём их разница?

(В своем стихотворении автор проводит четкую грань между поэтами, творчество которых нравится обывателям, и теми, чьи стихи вызывают у читателей бурю возмущения. Первых он называет незлобивыми и блаженными, так как они всегда живут в мире с самими собой и с окружающими. Их стихи лишены критики и сарказма, но при этом не заставляют задумываться людей над проблемами, которые есть у каждого. Такой поэт «прочно властвует толпой с своей миролюбивой лирой» и при этом может рассчитывать на то, что памятник от благодарных почитателей будет поставлен ему еще при жизни. Но пройдут года, и его творчество, не несущее в себе ни крупицы рационализма, пустое и лишенное истинных эмоций, канет в небытие.

Вторая категория поэтов – это прирожденные бунтари, которые не только видят все пороки и недостатки общества, но и вскрывают их в своих произведениях. Поэтому вполне естественно, что их стихи не любит никто. Даже здравомыслящие люди, осознающие, что каждая строчка такого обличительного стихотворения призвана изменить мир к лучшему, предпочитают присоединиться к возмущенной толпе, в которой «со всех сторон» клянут автора. Более того, его совершенно не воспринимают всерьез, так как обида от справедливо, но подчас очень жесткой критики, мешает осознать, что в стихах есть доля истины.

Однако хулу и проклятия в свой адрес такой поэт воспринимает, как «звуки одобренья», понимая, что сумел затронуть стихами душу людей, вызвать у них пусть и негативные, но все же яркие эмоции. В его словах, подчас обидных и грубых, любви и справедливости гораздо больше, чем в елейных речах того, кто предпочитает критике хвалебные оды. Но, к сожалению, судьба поэта-бунтаря всегда трагична: выступив против общества, он никогда не сможет рассчитывать на признание. И лишь после его смерти те, кто считал такого поэта смутьяном и невеждой, «как много сделал он, поймут, и как любил он – ненавидя!»).

-Тема и идея стихотворения?

(тема поэта и поэзии, а шире – творца и предмета его творчества. Это спор о жанрах стихотворений, соревнование между интимной, пейзажной лирикой – и гражданской.

Основная мысль: жизнь гражданского поэта-сатирика лишена славы и почестей, только через время поймут, что в основе его насмешек – любовь и желание изменить мир. Но только таким и должен быть поэт)

-Жанр стихотворения?

(По жанру – это гражданская лирика.  Некрасов как поэт реалистического направления доказывает, что только поэт с твёрдой гражданской позицией, поэт обличающий – истинная сущность поэта)

-Какие образные средства использует Некрасов?

(В стихотворении не только первые строфы противопоставлены последним, всё оно целиком строится на антитезах. Рассматривая творчество незлобивого поэта, Некрасов не просто описывает его выгоды, но и противопоставляет их неудобствам, которых он лишён: мало желчи – много чувства, сочувствие толпы – сомнения в себе, беспечность и покой, миролюбивая лира – дерзкая сатира, памятник при жизни – гонят, злословят. Некрасов не насмехается над незлобивым поэтом. Кажется, он даже завидует ему. Блажен – значит окружён добром, счастьем. Образ поэта сопровождают положительные эпитеты: незлобивый поэт, искренний привет, миролюбивая лира, великий ум. Ирония видна разве что в упоминании привета от друзей спокойного искусства (Некрасов негативно относился к «чистому искусству», что видно и из этого стихотворения). С помощью сравнений и метафор Некрасов изображает величие незлобивого поэта: сочувствие толпы ласкает ухо, как ропот волн, «он прочно властвует толпой своей миролюбивой лирой». Сомнения в себе, которым чужд поэт, Некрасов называет пыткой творческого духа (метафора). К этой пытке был склонен сам Некрасов.

О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.

Второй тип поэта тоже описывается с помощью противопоставлений: благородный гений – обличитель страстей и заблуждений толпы, «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья», любовь во враждебном слове отрицанья, любит - ненавидя. Но антитезы второй части неполные: поэт находит положительное в отрицательном, включает хорошее в плохое.

Рисуя творческий путь поэта во второй части, Некрасов использует метафоры: нет пощады у судьбы, проходит он тернистый путь, его преследуют хулы, звуки его речей плодят суровых врагов, со всех сторон его клянут. Причина такой тяжёлой жизни – в гражданской обличающей позиции поэта: благородный гений обличает страсти и заблуждения толпы, он питает грудь ненавистью, вооружает уста сатирой, лира его карающая (метафоры). Такое противостояние приводит к сомнениям: он верит и не верит вновь «мечте высокого призванья».

Но поэт не может молчать, потому что мотив обличения – любовь: через враждебное отрицание он проповедует любовь, он любит ненавидя. Казалось бы, это оксюморон, совмещение несовместимого. Но можно любить людей и ненавидеть недостатки в них. Люди потому ругают обличителя, что он затрагивает потаённые струны их душ, открывает правду, которую они скрывали даже от себя. Суровые враги плодятся и из умных, и из пустых людей (эпитеты), слышащих звуки обличенья. Клеймят и клянут поэта «со всех сторон», то есть даже образованные люди не склонны с радостью принимать обличение. Такова человеческая природа.

Некрасов надеется, что после смерти поэта все поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта).

-Размер и рифмовка?

(Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная).

Вывод: Автор очень четко подмечает, что поэт - это не профессия и даже не призвание. Если и дается человеку этот истинный поэтический дар от Бога, то он его никак не утаит и уже не сможет молчать. Но настоящими поэтами могут быть лишь те немногие, которые не трудились ради похвалы и славы. Другим же, работавшим исключительно ради выгоды, их современники уже при жизни воздвигали памятники и, что любопытно, всячески их поддерживали, так как они ничем не досаждали и не говорили о насущных проблемах. Такие поэты купались в лучах своей собственной славы, и им даже, в некоторой степени, разрешали управлять толпой, заставляя ее думать и переживать о том, о чем будет велено свыше.

Поэт Некрасов пишет, что судьба незлобивого поэта легка, его все признают и принимают, однако встает вопрос: «А доволен ли он своей судьбой, приятна ли ему такая людская похвала, которую он заслужил одной только своей покорностью и услужливостью?». Но тут же добавляется, что после смерти с ним исчезнут и его труды, а за ним придет смена, которая точно таким же способом начнет создавать новую пыль. Глубокий анализ произведения «Блажен незлобивый поэт» приводит к тому, что, в отличие от первого типа, второй тип поэтов сражается за свою правду всю жизнь, которая будет полна трагедий, их будут не признавать, высылать и люто ненавидеть, но даже несмотря на такую реакцию, они не будут умолкать. И будут делать все, что в их силах, чтобы общество исправилось, и весь мир человеческий наполнился гармонией, справедливостью и добром.

После их ухода из жизни за эту смелую правду их будут помнить всегда, и с каждым десятилетием и столетием слава их будет только приумножаться и сиять еще ярче на литературном небосклоне. На почве бессмертного творчества таких непризнанных гениев, которые, не жалея себя, посредством своей поэзии делали мир чище, и возрастет новое талантливое поколение.

Вывод: Тема поэта и поэзии во все времена волновала общество. На примере поэта – пророка авторы показывают, насколько труден жизненный путь поэта. Истинный поэт – это тот, кто говорит всем правду.



































16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!