СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 9 классе "В гостях у Плюшкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе "В гостях у Плюшкина"»

Тема урока: Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Задача: ЗНАКОМСТВО С ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ПОЭМЫ Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Цели урока:совершенствовать речевые навыки учащихся при полных ответах на   вопросы, кратких пересказах и при создании устных иллюстраций;

формировать навыки частичного и полного анализа произведения.

исследовать вопросы о этических нормах поведения, нравственных ценностях.

способствовать формированию нравственной позиции учащихся.

1.Организационный момент. Мотивация.

Мысленно садимся в дорожные экипажи и вслед за Чичиковым продолжим путешествие по страницам поэмы Гоголя.

2.Актуализация опорных знаний

Почему композиция поэмы получила такое название? Чем в ней является нитка и что - бусами?

Нитка – это дорога, по которой путешествует Чичиков, а бусинками на ней являются эпизоды и сцены, где Чичиков встречается с помещиками и чиновниками горда N.

Обращаю внимание ребят на портреты помещиков, нарисованных Арефьевой Инной и расположенных в виде нитки с бусами.

3.Формулировка темы урока.

Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?


Учитель помогает скорректировать тему. Она звучит так: «Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Образ в моем понимании – проецировании картинки с изображением героя на плоскость своей души, обнаженного сердца. Она преобразуется в субъективное сочетание настроения и мыслей, так возникает образ.

4.Мотивация деятельности.Целеполагание.

Что мы узнаем о герое?

а) Мы познакомимся с его портретной характеристикой и социальным положением.

Портретная характеристика – важнейшее средство раскрытия характера героя, его нравственной

г) Наконец, поразмышляем о том, как сам автор относится к герою и как этот герой помогает ему раскрыть главную идею своего произведения.

Мы ответим не на все вопросы, оставшиеся рассмотрим на втором уроке знакомства с этим героем.

5.Первичное усвоение знаний. Первичная проверка понимания.

Вспомните, по какому плану Гоголь строит все главы о помещиках? Что, кроме портрета, помогает писателю раскрыть характер каждого помещика?

Писатель обязательно описывает дом помещика, обращает внимание на его интерьер, рассказывает о хозяйстве (хозяйственные постройки, огороды, хозяйственная деятельность), затем писатель описывает обед и, наконец, подробно повествует о поведении героев во время заключения торговой сделки.

.

?Начнем с портретной характеристики Плюшкина. За кого Чичиков вначале принимает помещика?

Он не может разобрать: баба это или мужик. Окончательно он убедился в том, что это мужчина, увидев его небритое лицо. Женским в его одеянии был лоснившийся от грязи халат и надетый на голову колпак, который обычно носят дворовые женщины.

?Почему герой так одет?

Он одинокий пожилой человек, жена его давно умерла, дочь сбежала из дому, другая умерла. Нет заботливой женской руки, которая вычистила бы ему платье, вовремя сменила изношенную вещь или заштопала бы ее. Хозяин же ее привык к ней и не хотел с ней расставаться.

?Что висит на поясе у героя?

На поясе у него висит огромная связка ключей. Все кладовые и амбары у него на запоре, а ключи от них у него. Вероятно, он никому не доверяет, ведь обычно ключи у экономок или ключниц.

Почему герой стал подозрителен и недоверчив?

Вероятно, много ударов судьбы испытал,столкнулся с непониманием близких ему людей, оттого стал скрытен и подозрителен. С другой стороны, много было и тех, кто пытался его обмануть, записавшись в родственники, преследуя корыстную цель – стать наследником огромного состояния.

?Повернувшийся к Чичикову Плюшкин показал спину с огромной прорехою. Как выглядит прореха? Чем она отличается от обычной дыры на одежде?

У прорехи рваные края.

Гоголь называет Плюшкина « прорехой на человечес

Рваная рана на теле человека, в отличие от обычной, приносит больше физического страдания. Края ее, если не отсечь, загнивают и затем отмирают, причиняя боль.

? Что бросается в глаза при взгляде на лицо героя?

Его сверкающие маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под глубоко выросших бровей, как у мышей.

Почему именно такое сравнение использует автор? Кто-то испытывает страх при виде этого грызуна, кто-то – чувство омерзения, есть и те, кто не боится их. Но в любом случае этого зверька отличает сметливость и предельная осторожность.

Главное в портретной характеристике Плюшкина:

Плюшкин – одинокий, неухоженный старик, не доверяющий никому, с подозрением относящийся ко всем, умный, осторожный.


У кого из помещиков тоже есть церковь? (Ни у кого) Как наличие не просто

церкви, даже двух, деревянной и каменной, характеризует владельца?

Вывод:

Хозяин этих владений когда-то прежде был рачительным: дом большой (для большой семьи); деревенские дома не в беспорядке, а улицами; и это не просто жилища, а с балкончиками, бельведерами; бревенчатая мостовая… а теперь… опять два этих ключевых, видимо, понятия – теперь и прежде!

? В каком доме живет Плюшкин? Как называется комната в барском доме, куда обычно приглашают гостей?

Гостиная, куда приглашают гостей. Наш герой не приглашает никого из знакомых, он приносит испорченные вещи со всей деревни и сваливает их в кучу в угол гостиной, где должны сидеть гости.

Испорченные вещи вместо людей находятся в гостиной у героя!

Перечислите предметы, находящиеся в комнате. (Сломанный стул, часы

с остановившим ся маятником, шкаф со старинным серебром, графинчиками и китайским серебром, бюро, куча исписанных бумажек, книга, лимон….) - хаос вещей, созданный хозяином.

Что объединяет эти вещи? Избыточность? Ненужность? Нарушенность,

ущербность? (Конечно, стул сломан, часы стоят…)

Попробуйте мысленно освободить комнату от ненужных, ущербных

вещей. Что останется? (Шкаф со старинной посудой, старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, картины…)

Вывод:

За беспорядком, запущенностью угадывается образ некогда достойной, разумной жизни, предполагающий и ум, и чувства, и вкус, и житейские заботы и радости. Опять прежде и теперь! Радости первого и горести второго – все выпало на долю Плюшкина, с которым, наконец-то, решает Гоголь познакомить не только Чичикова, но и нас, читателей. Согласитесь, теперь мы смотрим на героя более внимательно, самые противоположные чувства испытываем мы к нему: от недоумения, активного неприятия до…сочувствия.



Везде видна ветхость. В некогда большом доме теперь по мере запустения все окна закрываются ставнями либо забиваются досками. Осталось незакрытыми всего лишь два окна. Когда Чичиков проходит во внутренние покои, он видит в гостиной запыленную мебель, на столе и бюро лежит много испорченных и бесполезных вещей, в углу лежит точно такая же гора хлама, из которого выглядывает подошва сапога и отломленный кусок деревянной лопаты.

? Приятно ли находиться в таких покоях?

Вряд ли можно испытать удовольствие, находясь среди пыли и грязи.

?Обращу ваше внимание еще на одну деталь. Что лежало у Плюшкина на одном столе?

На столе лежали часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину.

?Эта деталь « испорченные часы» будет упомянута еще раз в конце главы. Зачем? С какой целью? На этот вопрос мы ответим позднее, а пока запомним эту важную деталь.

Главное в описании дома и его интерьера:

Вместо приятной беседы хозяина с гостями, покойно усевшимися в кресла или на обитые тканью диваны, в гостиной живет одинокий старик, сваливающий в углу хлам, собранный им со всей деревни. Вместо гостей в этой комнате находятся ненужные сломанные, испорченные вещи – « мертвые вещи», не используемые человеком, не пригодные к использованию.

? Богат ли Плюшкин? Сколькими крепостными душами он владеет?

Он владелец 1000 крепостных душ.

? Замечает ли Чичиков на барском подворье хотя бы намек на какую-либо хозяйственную деятельность?

Сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в навоз, мука превращалась в камень, и надо было ее рубить, сукна превращались в пыль. В хозяйстве по-прежнему собирался оброк, облагались приносом продуктов крестьяне. Все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился в прореху на человечестве.

Главное в описании хозяйства помещика:

Хозяйственная деятельность замерла на подворье помещика. Она состояла в приеме зерна, продуктов в амбары, для того чтобы сгнить и разрушиться от ветхости.

? Завершается глава рассказом о заключении торговой сделки. Каких крестьян покупает Чичиков у Плюшкина, в каком количестве и по какой цене?

Плюшкин отдает безвозмездно 120 душ умерших крестьян, по 30 копеек он получает за 78 душ беглых крестьян, оформление купчей Чичиков берет на себя.

Итак, наши герои наконец-то (автор явно не торопился, да?) наедине и начинают

беседу по известному нам вопросу. Начинают и выигрывают оба: Чичиков доволен тем, что практически без труда и лишних объяснений приобрел столько мертвых душ. Плюшкин тем, что гость отказывается от угощения и берет на себя расходы по совершению купчей.

Поведение героя вообще обнаруживает черты воспитанного человека, не забывшего, что такое вежливость и деликатность. Это и «Прошу покорнейше садиться!; и распоряжение Мавре подать чай и к нему сухарь из кулича; и «неразумные» движения души навстречу другому: рюмочка ликерчика, чаек своими суффиксами воспроизводят обстановку невзыскательной интимности, благожелательности, некоего намека на душевность.


Список крестьян Помещик составляет обстоятельный, сто двадцать с лишком – всех

помнит по именам, фамилиям, прозвищам… Так что о старческом маразме, в котором так хочется обвинить Плюшкина, не может быть и речи.



Главное в описании торговой сделки:

В герое угадываются черты воспитанного человека, практичного и умного хозяина.

? Плюшкин испытывает благодарность к Чичикову, освободившему его от уплаты податей в государственную казну за умерших и беглых крестьян. Как он его хочет отблагодарить? Что хочет ему подарить?

Плюшкин хочет подарить ему испорченные серебряные часы, а затем, подумав немного, решает оставить ему их после своей смерти и сделать об этом запись в своей духовной.

А если человек небезразличен к тому, будет ли кто-нибудь о нем помнить по смерти, он определенно не отрезает себя от людей, от жизни, от человеческого. И это — по меньшей мере…вызывает сочувствие!

? Во второй раз мы в рассказе о помещике встречаемся с этой выразительной деталью(испорченные часы). Почему писатель настойчиво повторяет ее? Какой человек не нуждается в часах? Какой человек не замечает времени и какому человеку следить за ним нет никакой надобности?

Только мертвый человек не замечает хода времени! Живой соразмеряет свою жизнь со временем, планирует события в соответствии со временем. Мертвому время не нужно!

Во втором томе по замыслу писателя должно было произойти исправление и превращение в положительного героя не только Чичикова, но и Плюшкина. Плюшкина хотел автор взять вместе с Чичиковым во второй том. Но показать перерождение героя Гоголь не смог. Как настоящий мастер, он почувствовал фальшь, описывая преображение героя. Может быть, художественная деталь «испорченные часы» - своеобразный намек писателя на это. Ведь часы можно исправить, а человека не всегда!

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание). Работа в группах.

? Вернемся к началу урока. Какой еще один прием использует писатель в поэме помимо приема детализации?

Писатель использует прием градации, при котором каждый последующий герой по своим нравственным качествам хуже предыдущего. Так писатель выстраивает лестницу человеческого совершенствования. Последним среди помещиков на этой лестнице оказался Плюшкин.

1.Почему, выстраивая лестницу совершенствования, писатель в конце ее ставит Плюшкина? Может ли этот герой находиться на этой лестнице в другом месте или же непременно должен стоять в конце ее, где и определил ему стоять сам писатель?

2.Почему писатель не завершает путешествие Чичикова в усадьбе Собакевича и его герой приезжает в имение ПлюшкинА

7.Рефлексия.

Работаем по вариантам. Первому варианту предстоит ответить на вопрос: «Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее отвратительным, и я никогда не позволю поселиться ему в моей душе?»

Ответ запишите на листе, заверните край, закрыв свой ответ, и передайте лист сидящему за вами товарищу.

Второй вариант должен проделать такую же работу, ответив на другой вопрос: «Какое качество характера мне кажется самым важным для человека, и мне хотелось бы обладать им?»

Когда вы ответите на них и вернете листочки, вы построите свою лестницу человеческого совершенствования и несовершенствования. Вы можете записать ваши ответы цветным карандашом или фломастером, выбрав цвет, передающий ваше отношение к этой черте характера.

8.Домашнее задание. Работа по группам.

Ваше домашнее задание состоит из трех частей, каждая часть для одной группы.

1.Перечитайте историю жизни Плюшкина и в рабочей тетради напишите, каким был герой в начале истории жизни и в конце ее. Обладал ли герой какими-либо положительными качествами в начале и в конце ее.Перечислите эти качества, если они есть. Какой прием положил писатель в основу истории жизни Плюшкина?

2.Тема «живых душ» в поэме связана с качествами умерших крестьян, по достоинству оцененных своими помещиками. Найдите и выпишите цитаты о «живых душах». В каких главах встречается тема «живых душ»? Кто из помещиков рассказывает о них? Почему именно эти помещики говорят о них?

3.Объясните смысл названия поэмы. В русском языке, как вы знаете, есть многозначные слова, обладающие несколькими лексическими значениями. По аналогии с этим понятием перечислите, сколько значений имеет название поэмы, и объясните смысл каждого.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!