СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 9 тклассе "Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности учителя: создать условия для продолжения знакомства с романом   и   его   героями,   в   ходе   сравнительной   характеристики   показать своеобразие характеров Онегина и  Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; развить   навыки   анализа   лирического   произведения;   развивать   логичность, осмысленность   и   склонность   к   исследовательской   деятельности   при коллективной форме  обучения, развить критическое мышление учащихся на основе   чтения;   развить  познавательные   и   созидательные   способности учащихся; способствовать воспитанию правильного отношения к жизненным ценностям.

 рассказать о творческой истории романа, особенностях его замысла, сюжета, композиции и системы образов,  выявление первых читательских впечатлений; показать особенности личностного развития и жизненных исканий Е.О., помочь понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 тклассе "Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского".»

А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Класс: 9

Цель деятельности учителя: создать условия для продолжения знакомства с романом   и   его   героями,   в   ходе   сравнительной   характеристики   показать своеобразие характеров Онегина и  Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; развить   навыки   анализа   лирического   произведения;   развивать   логичность, осмысленность   и   склонность   к   исследовательской   деятельности   при коллективной форме  обучения, развить критическое мышление учащихся на основе   чтения;   развить  познавательные   и   созидательные   способности учащихся; способствовать воспитанию правильного отношения к жизненным ценностям.

рассказать о творческой истории романа, особенностях его замысла, сюжета, композиции и системы образов,  выявление первых читательских впечатлений; показать особенности личностного развития и жизненных исканий Е.О., помочь понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.


Планируемые результаты изучения темы:

  Предметные умения:     знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать   и   анализировать   текст,   давать характеристику   герою,   давать   сравнительную   характеристику   героям, совершенствовать навыки работы с цитатами.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном   процессе;    развивает   умения   давать   адекватную   оценку собственной   деятельности;    осознает   себя   как   индивидуальность   и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; формулирует  цели урока, планирует  собственные действия;

Познавательные: осознает   познавательную   задачу;   читает и   слушает, извлекает   нужную   информацию,   а   также   самостоятельно   находит   ее   в произведении. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, Ход урока


I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.


II. Мотивация учебной деятельности.

Я рада видеть вас и рада предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к страницам известного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Пушкин входит в жизнь каждого человека с детства и становится надёжным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем больше их читаешь, тем больше узнаёшь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашённые в них, не теряют актуальности до сих пор. По утверждению М. Цветаевой, «никто из русских поэтов не был таким воспитателем молодого поколения и облагораживателем юных чувств, как Пушкин».

III. Актуализация знаний


Викторина

- «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах-…разница». Какая и в чём? ( «...дьявольская». Стихи предполагают большой лиризм и образность и большую непринужденность, проза же, по мнению Пушкина, требует прежде всего мыслей. Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»,- писал Пушкин П.А.Вяземскому)

- «Собраньем» каких глав называет автор своё творение? 

(«Собранье пестрых глав, полу смешных, полу печальных, Простонародных, идеальных...».)

- Сколько времени работал Пушкин над «Евгением Онегиным» по собственным его подсчётам?  

(«7 лет 4 месяца 17 дней» — запись сделана в Болдине, когда была закончена VIII глава, но в 1831 г. внесены некоторые изменения и добавлено «Письмо Онегина»)

- Откуда взят эпиграф к первой главе романа и что он значит в оригинале; «И жить торопится…»?   

(«И чувствовать спешит» — из стихотворения П. Вяземского «Первый снег», речь идет о «горячности молодой», с которой сравнивается первый снег)

А какая игра слов скрыта в фамилии Лариных?

(Лары — в римской мифологии божества, покровители общин и семей, домашнего очага и усадеб и ларь — деревянный ящик для хранения вещей, продуктов.

- Кто помнит, когда родился А.С.Пушкин? 

(Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799, Москва 29 января (10 февраля) 1837, Санкт- Петербург.)

IV. Целеполагание

1) Исследователь русской литературы Гуковский Григорий Александрович (1902-1950 ) писал о романе «Евгений Онегин»:

«Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в нём описан быт, неоднократно изображённый до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу»

- Как вы понимаете слова учёного? Обоснуйте свой ответ.

2) Словарная работа:

- Дайте определение слову типический.

Типическое, типичное - нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира

Типичный - самый настоящий со всеми признаками чего-нибудь

-В тексте есть слова, которые нам непонятны, но их значения необходимо для понимания характеров героев и эпохи, в которой они жили.

Запишите слова в тетради.

1.Педант - Человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

2.Фармазон- Это устаревшее слово, имеющее значение "вольнодумец, нигилист". Пример из "Евгения Онегина": "Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино".,

3.Гёттингент - это немецкий университетский город, расположенный в южной части Нижней Саксонии.   

4.Анахорет - Называя Онегина "анахоретом", то есть отшельником, пустынником, типа монаха, живущего в отдалённом скиту.

5.Денди - социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения. 

- Вернёмся к высказыванию Гуковского и уточним смысл высказывания.

3)-Какими вы представили героев романа?

Посмотрите на слайд. Сравните Онегина с Ленским на этой картине.

Определите, где Ленский, а где Онегин. По каким признакам вы догадались?

Почему они стали друзьями?

О чём ведут разговоры Онегин и Ленский? Чем отличается Ленский от Онегина?

Беседы друзей касаются философских, политических, экономических, нравственных проблем, волновавших передовых людей эпохи, конечно, при этом каждый пытается решать эти вопросы «судьбы и жизни» сквозь призму своего мировоззрения.

Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь.


4) Давайте определим тему нашего урока. (Предполагаемые ответы учеников: Изображение Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина.)

Тема урока: «Типическое и индивидуальное в образе Евгения Онегина и Владимира Ленского».

Звуковой фрагмент.  

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой.

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны. 

 (А.С. Пушкин.) 


4.Слово учителя (творческая история романа, сюжетно-композиционные особенности)

Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830), сказав с восторгом: «Это лучшее мое пр-ие». С этими словами нельзя не согласиться. Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Белинский позднее определит его словами: «Энциклопедия русской жизни»( здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва). Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления 1-го полного издания в 1833г.(строфы и главы создавались в разное время, в разных обстоятельствах).

Жанр – роман в стихах, т.е.лиро-эпическое пр-ие, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям (27 лирич.отступлений, около 50 небольших вставок).

2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.

Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.

Гл.1 – развернутая экспозиция Гл.2 – завязка 2-ой сюжетной линии (зн-во О. с Л.) Гл.3 – завязка 1-ой сюжетной линии (зн-во О. с Т.) Гл.6 – дуэль (кульминация и развязка 2 линии) Гл.8 –развязка 1 линии Открытость романа – важная композиционная особенность

Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. При этом О. и Т. как бы меняются ролями. Ось симметрии – сон Татьяны (гл.5). Композиция 2-х писем параллельна: ожидание ответа – реакция адресата – 2 объяснения. Петербург игр.обрамляющую роль (появ-ся в 1 и 8 главах).

В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это худ.образ.

Действие развивается с 1819 по 1825год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип ч-ка, подобного герою пр-ия.

5.Постановка проблемного вопроса

 «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В центре урока — проблемная характеристика образа Онегина. Подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?

1 глава День Онегина. (1 глава – история болезни души Онегина)


Цель: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?

  • Из чего складывается этот день?

  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII—ХLVI).В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:



V. Усвоение новых знаний:

Анализ главы


-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (открывается внутренним монологом героя, к-ый в иронии прячет раздражение. Недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами, и обычаи общества)

-Почему Онегин соглашается на роль, к-ую он сам оценил как «низкое коварство»? (равнодушен ко всему, кроме чув-ва собств.достоинства и независимости)

Так, уже 1строфа, подтверждая эпиграф к роману, выявляет «странность» х-ра героя, его сложность.


-Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании (с детства не был обременен ни глубиной образованности, ни нрав.началами. француз «учил его всему шутя». Это «шутя» сопровождает всю петербургскую юность героя. Эпитетом юности- «мятежной» автор напоминает о высокой возможности жизни, не осуществленной Онегиным. Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих. Следуя моде, нельзя быть самим собой: мода преходяща, она отменяет глубину. Отсюда поверхностность во всем: и в латыни, и в истории, и в экономии

-Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение О.? (ему чужда связь с национальным, родным. Он получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому, посещение театров)

-Что было необходимо молодому человеку, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил»?

-Дает ли Пушкин портрет Онегина?(главное внимание сосредоточено на недуге – хандре)

-Как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII—XXVIII)

-Каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV).


Проследим за «маршрутом» Онегина

«К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) перечитываются строфы

  • Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы

Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка, а не по своим желаниям

  • Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий ч-к. Это намек на более глубокие, чем у обычных франтов, запросы героя)

-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы?

В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

  • Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для О. лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена. Для автора – волшебный край, вдохновление. Т.о., О.глух к прекрасному)

  • Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

На балу (строфы 27-28, 33-34)

  • Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

  • Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?

  • Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (О. – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома О., для автора это высокое чув-во.)

Завершение дня.

-Какую же науку постиг Онегин в совершенстве? ((«науку страсти нежной»)

-Как вы объясните такое словосочетание? (само сочетание парадоксально. Страсть не знает правил. В этой науке все рассчитано. Он играет в чув-во, т.кт.полярны перечисленные автором состояния (психологические антонимы), к-ые одновременно доступны ему)

-В чем противоречивость х-ра? (парадоксальные определения соседствуют рядом: «молодой повеса» и «добрый мой приятель», «денди лондонский» и «ученый малый», «проказник» и «философ в 18 лет», «педант» и «порядка враг и расточитель». Дальше автор пишет: «Противоречий очень много…». Даже в хандре противоречие: свой сплин выставляет на обозрение: «…угрюмый, томный, В гостиных появлялся он»))

-Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?»)

Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? (Ответ дан в тексте:

« Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.» ) -При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?


- Давайте нарисуем словесный портрет героя.

(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» - эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант.

Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов).

Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт.

Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.

Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).


Вопросы для сравнения



Онегин


Автор


1. Отношение к мнению света

«Боясь ревнивых осуждений»


«Не мысля гордый свет забавить»

2. Отношение к женщинам и любви


«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»


Продолжает восхищаться женской красотой


3. Отношение к искусству, театру


«Отворотился и зевнул…»


«Волшебный край!»


4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»


Пушкин – творец


5. Отношение к природе


«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»


«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»







-В чем еще несходство героя и автора? (в конце 1 главы: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмство постоянно. Автор не может быть чужд жизни, О. холоден к ней)


Причины хандры Онегина

  • Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.

  • Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.

  • Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?Высший свет – общество насквозь фальшивое

  • Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню

  • Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни

  • Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен

  • Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?(Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга. В 1 дне о герое сказано все.)

  • Из чего складывается этот день?(Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь

  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?(Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями)

Вывод по 1 главе: При всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям, т.е.всего того, что есть в авторе. Итак, Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Но надежда все-таки есть. Им овладела охота к перемене мест.

VI. Первичная проверка усвоения знаний:




2 глава «Лед и пламень» (Онегин и Ленский)

Вопрос 2 главы: Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским?

-Как Онегин ведет себя в деревне? (бежит от соседей помещиков, равнодушен сельский пейзаж. Сознание превосходства над людьми в деревне укрепилось. Не занимают разговоры помещиков о вине, псарне, родне. Старается уединиться)

-Почему чуждается соседей?(он умнее, честнее окружающих, к-ые начинают злословить о нем)

-С кем сближается?

-Кто из героев: О.или Л. – вам более близок? Почему?

  • Над чем иронизирует Пушкин, описывая Ленского? Как вы думаете, как автор относится к Ленскому? (Авторское отношение к нему сложно. Это проявл-ся в двойственном освещении героя. Эдесь ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищениепортрет Л. – гл.2 строфа 6. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», отсюда оттенок иронии

  • Сопоставление Онегина и Ленского (гл. 2, стр. VI—XIX). Как понять слова автора «от делать нечего друзья»? (подчеркивает непрочность этой дружбы, т.к.они разные и О. чув-во дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность, Ленский лишь временное исключение. О.холоден, душа Л.согрета. Л. Романтик (О.трезв), энтузиаст (О.скептик), предан своим убеждениям, наивен, пылок, порывист. Горит желанием героического поступка, но окружающая жизнь не дает поводов для этого)

  • Что более всего отличает Ленского от Онегина? (чув-ва)

  • Почему пылкие чув-ва Ленского вызывают у О.»невольный вздох сожаленья»? (О.не верит чув-вам, но тоскует по ним. Общение с Л.усиливает потребность одушевления чув-в. Поэтому слушает его снисходительно, но и гуманно: «Он охладительное слово в устах старался удержать»

VII. Рефлексия.

ОНЕГИН ( синквейн)

---


Выводы урока.

 Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивают консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха — Онегин.

VIII. Информация о домашнем задании:

 прочитать 3 и 4 главы романа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя