А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Класс: 9
Цель деятельности учителя: создать условия для продолжения знакомства с романом и его героями, в ходе сравнительной характеристики показать своеобразие характеров Онегина и Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; развить навыки анализа лирического произведения; развивать логичность, осмысленность и склонность к исследовательской деятельности при коллективной форме обучения, развить критическое мышление учащихся на основе чтения; развить познавательные и созидательные способности учащихся; способствовать воспитанию правильного отношения к жизненным ценностям.
рассказать о творческой истории романа, особенностях его замысла, сюжета, композиции и системы образов, выявление первых читательских впечатлений; показать особенности личностного развития и жизненных исканий Е.О., помочь понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, давать сравнительную характеристику героям, совершенствовать навыки работы с цитатами.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; развивает умения давать адекватную оценку собственной деятельности; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; формулирует цели урока, планирует собственные действия;
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в произведении. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, Ход урока
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Мотивация учебной деятельности.
Я рада видеть вас и рада предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к страницам известного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Пушкин входит в жизнь каждого человека с детства и становится надёжным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем больше их читаешь, тем больше узнаёшь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашённые в них, не теряют актуальности до сих пор. По утверждению М. Цветаевой, «никто из русских поэтов не был таким воспитателем молодого поколения и облагораживателем юных чувств, как Пушкин».
III. Актуализация знаний
Викторина
- «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах-…разница». Какая и в чём? ( «...дьявольская». Стихи предполагают большой лиризм и образность и большую непринужденность, проза же, по мнению Пушкина, требует прежде всего мыслей. Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»,- писал Пушкин П.А.Вяземскому)
- «Собраньем» каких глав называет автор своё творение?
(«Собранье пестрых глав, полу смешных, полу печальных, Простонародных, идеальных...».)
- Сколько времени работал Пушкин над «Евгением Онегиным» по собственным его подсчётам?
(«7 лет 4 месяца 17 дней» — запись сделана в Болдине, когда была закончена VIII глава, но в 1831 г. внесены некоторые изменения и добавлено «Письмо Онегина»)
- Откуда взят эпиграф к первой главе романа и что он значит в оригинале; «И жить торопится…»?
(«И чувствовать спешит» — из стихотворения П. Вяземского «Первый снег», речь идет о «горячности молодой», с которой сравнивается первый снег)
- А какая игра слов скрыта в фамилии Лариных?
(Лары — в римской мифологии божества, покровители общин и семей, домашнего очага и усадеб и ларь — деревянный ящик для хранения вещей, продуктов.
- Кто помнит, когда родился А.С.Пушкин?
(Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799, Москва 29 января (10 февраля) 1837, Санкт- Петербург.)
IV. Целеполагание
1) Исследователь русской литературы Гуковский Григорий Александрович (1902-1950 ) писал о романе «Евгений Онегин»:
«Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в нём описан быт, неоднократно изображённый до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу»
- Как вы понимаете слова учёного? Обоснуйте свой ответ.
2) Словарная работа:
- Дайте определение слову типический.
Типическое, типичное - нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира
Типичный - самый настоящий со всеми признаками чего-нибудь
-В тексте есть слова, которые нам непонятны, но их значения необходимо для понимания характеров героев и эпохи, в которой они жили.
Запишите слова в тетради.
1.Педант - Человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).
2.Фармазон- Это устаревшее слово, имеющее значение "вольнодумец, нигилист". Пример из "Евгения Онегина": "Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино".,
3.Гёттингент - это немецкий университетский город, расположенный в южной части Нижней Саксонии.
4.Анахорет - Называя Онегина "анахоретом", то есть отшельником, пустынником, типа монаха, живущего в отдалённом скиту.
5.Денди - социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения.
- Вернёмся к высказыванию Гуковского и уточним смысл высказывания.
3)-Какими вы представили героев романа?
Посмотрите на слайд. Сравните Онегина с Ленским на этой картине.
Определите, где Ленский, а где Онегин. По каким признакам вы догадались?
Почему они стали друзьями?
О чём ведут разговоры Онегин и Ленский? Чем отличается Ленский от Онегина?
Беседы друзей касаются философских, политических, экономических, нравственных проблем, волновавших передовых людей эпохи, конечно, при этом каждый пытается решать эти вопросы «судьбы и жизни» сквозь призму своего мировоззрения.
Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь.
4) Давайте определим тему нашего урока. (Предполагаемые ответы учеников: Изображение Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина.)
Тема урока: «Типическое и индивидуальное в образе Евгения Онегина и Владимира Ленского».
Звуковой фрагмент.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой.
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
(А.С. Пушкин.)
4.Слово учителя (творческая история романа, сюжетно-композиционные особенности)
Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830), сказав с восторгом: «Это лучшее мое пр-ие». С этими словами нельзя не согласиться. Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Белинский позднее определит его словами: «Энциклопедия русской жизни»( здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва). Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления 1-го полного издания в 1833г.(строфы и главы создавались в разное время, в разных обстоятельствах).
Жанр – роман в стихах, т.е.лиро-эпическое пр-ие, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям (27 лирич.отступлений, около 50 небольших вставок).
2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.
Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.
Гл.1 – развернутая экспозиция Гл.2 – завязка 2-ой сюжетной линии (зн-во О. с Л.) Гл.3 – завязка 1-ой сюжетной линии (зн-во О. с Т.) Гл.6 – дуэль (кульминация и развязка 2 линии) Гл.8 –развязка 1 линии Открытость романа – важная композиционная особенность
Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. При этом О. и Т. как бы меняются ролями. Ось симметрии – сон Татьяны (гл.5). Композиция 2-х писем параллельна: ожидание ответа – реакция адресата – 2 объяснения. Петербург игр.обрамляющую роль (появ-ся в 1 и 8 главах).
В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это худ.образ.
Действие развивается с 1819 по 1825год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип ч-ка, подобного герою пр-ия.
5.Постановка проблемного вопроса
«Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В центре урока — проблемная характеристика образа Онегина. Подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?
1 глава День Онегина. (1 глава – история болезни души Онегина)
Цель: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.
-
Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
-
Из чего складывается этот день?
-
Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?
Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII—ХLVI).В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:
V. Усвоение новых знаний:
Анализ главы
-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (открывается внутренним монологом героя, к-ый в иронии прячет раздражение. Недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами, и обычаи общества)
-Почему Онегин соглашается на роль, к-ую он сам оценил как «низкое коварство»? (равнодушен ко всему, кроме чув-ва собств.достоинства и независимости)
Так, уже 1строфа, подтверждая эпиграф к роману, выявляет «странность» х-ра героя, его сложность.
-Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании (с детства не был обременен ни глубиной образованности, ни нрав.началами. француз «учил его всему шутя». Это «шутя» сопровождает всю петербургскую юность героя. Эпитетом юности- «мятежной» автор напоминает о высокой возможности жизни, не осуществленной Онегиным. Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих. Следуя моде, нельзя быть самим собой: мода преходяща, она отменяет глубину. Отсюда поверхностность во всем: и в латыни, и в истории, и в экономии
-Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение О.? (ему чужда связь с национальным, родным. Он получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому, посещение театров)
-Что было необходимо молодому человеку, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил»?
-Дает ли Пушкин портрет Онегина?(главное внимание сосредоточено на недуге – хандре)
-Как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII—XXVIII)
-Каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV).
Проследим за «маршрутом» Онегина
«К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) перечитываются строфы
Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка, а не по своим желаниям
-
Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий ч-к. Это намек на более глубокие, чем у обычных франтов, запросы героя)
-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы?
В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)
-
Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для О. лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена. Для автора – волшебный край, вдохновление. Т.о., О.глух к прекрасному)
-
Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.
На балу (строфы 27-28, 33-34)
-
Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?
-
Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?
-
Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (О. – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома О., для автора это высокое чув-во.)
Завершение дня.
-Какую же науку постиг Онегин в совершенстве? ((«науку страсти нежной»)
-Как вы объясните такое словосочетание? (само сочетание парадоксально. Страсть не знает правил. В этой науке все рассчитано. Он играет в чув-во, т.кт.полярны перечисленные автором состояния (психологические антонимы), к-ые одновременно доступны ему)
-В чем противоречивость х-ра? (парадоксальные определения соседствуют рядом: «молодой повеса» и «добрый мой приятель», «денди лондонский» и «ученый малый», «проказник» и «философ в 18 лет», «педант» и «порядка враг и расточитель». Дальше автор пишет: «Противоречий очень много…». Даже в хандре противоречие: свой сплин выставляет на обозрение: «…угрюмый, томный, В гостиных появлялся он»))
-Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?»)
Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? (Ответ дан в тексте:
« Проснётся за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера.» ) -При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?
- Давайте нарисуем словесный портрет героя.
(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» - эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант.
Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов).
Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт.
Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.
Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).
Вопросы для сравнения
| Онегин | Автор |
1. Отношение к мнению света | «Боясь ревнивых осуждений» | «Не мысля гордый свет забавить» |
2. Отношение к женщинам и любви | «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь» | Продолжает восхищаться женской красотой |
3. Отношение к искусству, театру | «Отворотился и зевнул…» | «Волшебный край!» |
4. Отношение к труду, творчеству | «Упорный труд ему был тошен» | Пушкин – творец |
5. Отношение к природе | «На третий роща, холм и поле его не радовали боле» | «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…» |
| | |
-В чем еще несходство героя и автора? (в конце 1 главы: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмство постоянно. Автор не может быть чужд жизни, О. холоден к ней)
Причины хандры Онегина
-
Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.
-
Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.
-
Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?Высший свет – общество насквозь фальшивое
-
Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню
-
Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни
-
Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен
-
Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы
-
Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?(Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга. В 1 дне о герое сказано все.)
-
Из чего складывается этот день?(Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь
-
Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?(Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями)
-
Вывод по 1 главе: При всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям, т.е.всего того, что есть в авторе. Итак, Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Но надежда все-таки есть. Им овладела охота к перемене мест.
VI. Первичная проверка усвоения знаний:
2 глава «Лед и пламень» (Онегин и Ленский)
Вопрос 2 главы: Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским?
-Как Онегин ведет себя в деревне? (бежит от соседей помещиков, равнодушен сельский пейзаж. Сознание превосходства над людьми в деревне укрепилось. Не занимают разговоры помещиков о вине, псарне, родне. Старается уединиться)
-Почему чуждается соседей?(он умнее, честнее окружающих, к-ые начинают злословить о нем)
-С кем сближается?
-Кто из героев: О.или Л. – вам более близок? Почему?
-
Над чем иронизирует Пушкин, описывая Ленского? Как вы думаете, как автор относится к Ленскому? (Авторское отношение к нему сложно. Это проявл-ся в двойственном освещении героя. Эдесь ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищениепортрет Л. – гл.2 строфа 6. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», отсюда оттенок иронии
-
Сопоставление Онегина и Ленского (гл. 2, стр. VI—XIX). Как понять слова автора «от делать нечего друзья»? (подчеркивает непрочность этой дружбы, т.к.они разные и О. чув-во дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность, Ленский лишь временное исключение. О.холоден, душа Л.согрета. Л. Романтик (О.трезв), энтузиаст (О.скептик), предан своим убеждениям, наивен, пылок, порывист. Горит желанием героического поступка, но окружающая жизнь не дает поводов для этого)
-
Что более всего отличает Ленского от Онегина? (чув-ва)
-
Почему пылкие чув-ва Ленского вызывают у О.»невольный вздох сожаленья»? (О.не верит чув-вам, но тоскует по ним. Общение с Л.усиливает потребность одушевления чув-в. Поэтому слушает его снисходительно, но и гуманно: «Он охладительное слово в устах старался удержать»
VII. Рефлексия.
ОНЕГИН ( синквейн)
---
Выводы урока.
Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивают консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха — Онегин.
VIII. Информация о домашнем задании:
прочитать 3 и 4 главы романа