- в процессе сравнительного анализа образов Дубровского - старшего и Троекурова проследить, как изображено русское барство в романе;
- совершенствовать навыки работы обучающихся с текстом художественного произведения, навыки выразительного чтения, составления устных пересказов,
- повторить литературоведческие понятия.
- формировать нравственно – эстетические представления обучающихся, адекватное отношение к моральным ценностям.
- умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
- формирование нравственных ценностей.
нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
- ИКТ.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД. |
1. Организационный момент. | Приветственное слово учителя. - Добрый день, дорогие друзья. Позвольте сегодня урок литературы начать словами А.С.Пушкина «Есть достоинства выше знатности рода, именно достоинство личное». Я думаю, никто из вас не усомнится в правдивости слов писателя. Прочитав стихотворения и сказки Пушкина, мы убедились, что поэт воспевал свободу человека, боролся за справедливость, сам был смелым, чистым, принципиальным. И этому же он учит и вас, мои дорогие юные читатели. | Приветствие обучающихся | Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция |
2. Мотивация к учебной деятельности | - Ребята, я хочу обратиться к вам с вопросом: о каком же личном достоинстве говорит Пушкин, о каких важных человеческих качествах? - Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами: не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами. | Предполагаемый ответ: честность, порядочность, благородство, честь. | Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; регулятивные УУД: целеполагание |
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач | - А от чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет: чести или бесчестья? Сегодня мы начинаем изучать роман А.С.Пушкина «Дубровский». Приходится ли героям выбирать, по какому пути в жизни следовать? Какие герои? Действительно, наша задача - выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают своё достоинство и к чему, в конечном счёте, приводит столкновение их взглядов на жизнь. | Предполагаемый ответ: От воспитания, от примера близких людей. Обучающиеся формулируют предполагаемую тему занятия, записывают в рабочие листы, определяют задачи, отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; регулятивные УУД: целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками |
4. Парная работа: проверка домашнего задания, мини-исследования, работа с текстом, работа со словарем | - Мы с вами определили, что главное достоинство человека – это его честь. Давайте дадим определение этому слову. - Сначала выясним значение слов «честь» и «бесчестие». Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так? | Парная работа. «Лингвисты» работают с «Толковым словарем русского языка» Ответы обучающихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, |
| - Итак, ребята, мы открываем роман «Дубровский». У вас было домашнее задание. Расскажите об истории создания и о судьбе романа А.С. Пушкина «Дубровский». - | Индивидуальные задания. Ответы обучающихся. | умение анализировать и синтезировать новые знания; умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников |
5. Работа в группах. Представление результатов коллективных работ | - Картина русского барства представлена двумя героями. Какими? Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский. (слайды) Чтобы сравнить двух героев, мы заполним таблицу в рабочих листах, мысли подтвердим цитатами. Социальное положение: - Какую характеристику Троекурову даёт Пушкин в начале романа? | Предполагаемый ответ обучающихся: барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; способность к оценке действий, поступков; |
| - Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке? - Какие черты характера этого героя подчёркивает Пушкин? 2 Отношение соседей. Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники? ( Слайды) - Доволен ли таким положением Троекуров? Почему? 3. Отношение к крестьянам. ( Слайды) -Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским? -Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие отношения. Вспомним слово «семейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях. -Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны. 4.Общее в судьбах героев. ( Слайды) | Каждая группа представляет подобранную иллюстрацию Кустодиева с изображением барина и комментирует. Предполагаемый ответ: угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказать своего мнения или проявить недовольство.) Вывод делают обучающиеся. | коммуникативныеУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; регулятивныеУУД: адекватно воспринимать предложения и замечания |
6.Физ. минутка | Организация разминки | Выполняют упражнения | |
7.Работа с текстом романа. Аналитическая беседа. Поиск ответа на проблемный вопрос. | Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу? - Какие качества характера присущи Андрею Гавриловичу Дубровскому? — Сделайте вывод: каковы представления о чести у А.Г.Дубровского. - И что понимает он под словом “честь” Кирила Петрович Троекуров? Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство. Сам Пушкин считал, что «есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им «позволяют» проявлять свой характер в «разумных пределах». Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество. Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой. - Что произошло на псарне? Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского. -Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского? - А что такое «зависть»? | Предполагаемый ответ: они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие. Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Не случайно Пушкин говорит о нём — «беден и независим» Художественный пересказ | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий, поступков; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивныеУУД:прогнозирование ситуаций и поступков |
| Но не только завистью было вызвано его язвительное замечание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый, смелый. -Обидел ли он своими словами Троекурова? -А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов? -Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. - Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича? - -Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации? -Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров? — Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав? (слайды) — Андрей Гаврилович, «горячий охотник», из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина; псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть. Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что «дерзкое замечание холопа» может оскорбить кого-то из его гостей, и он громко смеётся. -Как дальше развиваются события? | Предполагаемый ответ: Нет, реакции не последовало Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»). Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича). Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания. | |
8 Работа с литературоведческими терминами | Беседа: - Поясните каждый элемент композиции. - Какова роль эпизода на псарне в романе? - Каким элементом композиции является эпизод на псарне? Почему? | Выполняют задание. Перепишите схему с доски в тетрадь, восстановив пропущенные элементы: Композиция эпического произведения: Экспозиция - … развитие действия - …развязка – эпилог. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать |
9.Работа с текстом романа. Аналитическая беседа. Поиск ответа на проблемный вопрос. | Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте? -А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться? Как показал автор Троекурова после охоты? -Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще? | Предполагаемый ответ: Охота не удалась, обед не удался, «Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей» | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий, поступков; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивныеУУД:прогнозированиеситуаций и поступков |
| -Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще? (слайды) - Каковы последствия ссоры? Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума. Встреча с Шабашкиным. (слайды) - Удается ли Кириле Петровичу вернуть имение Дубровского?. Как ведут себя герои в суде? - Выпишите фразы, характеризующие отношение присутствующих в суде к Дубровскомку и Троекурову. - Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался? - Можно ли считать Троекурова человеком, не способным на благородные чувства? | Выразительное чтение. «Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные» Инсценировка. | |
10 Выражение отношения к произошедшему. Аналитическая беседа. Творческое задание. | Гневный порыв, желание отомстить приводит к необратимым последствиям. Иллюстрация «Пожар». Что символизирует огонь? Трагедия – как неумение, нежелание слушать, понимать, прощать, искренне любить и уважать. - Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Что для этого нужно было сделать? -Предложите свой вариант выхода из данной конфликтной ситуации. - Обсудите в группе и разработайте памятку «Как разрешить конфликт с другом». Беседа: - Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным ситуацию? Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. | Ответы обучающихся. Обучающиеся разрабатывают памятку «Как разрешить конфликт с другом». Ответы обучающихся | Познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста; умение анализировать и синтезировать новые знания; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, регулятивные УУД:рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность |
11Домашнее задание. (рабочий лист) | Инструктирует по выполнению домашнего задания Какие качества характера Владимира Дубровского проявляются в следующих эпизодах? (Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге. Возвращение в родной дом. Дубровский и крестьяне) | Какие качества характера Владимира Дубровского проявляются в следующих эпизодах? (Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге. Возвращение в родной дом. Дубровский и крестьяне) | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста; умение анализировать и синтезировать новые знания; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.регулятивные УУД:рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность |
12 Рефлексия. Самооценка. Словесный самоанализ | Инструктирует. | Продолжите фразу: На этом уроке я убедился, что…; На уроке мне было …, потому что…; Я обязательно запомню, что…; Мне кажется, что я заслужил оценку … | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД:рефлексия, оценка |
13.Взаимооценивание | Беседа: - Выступление какой группы вам понравилось, запомнилось больше всего? Почему? - Как бы вы оценили работу своей группы: организованно ли вы работали? Всё ли успели? | Оценивают работу групп | |