СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. Тема «Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. Тема «Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский»»

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

Тема: «Изображение русского барства в романе

А.С.Пушкина «Дубровский» (6 класс)


Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия» Каневской район станица Каневская

Бугаева Инна Сергеевна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, учебник Г.С. Меркина «Литература. 6 класс» - М: ООО «Русское слово - учебник», 2020, иллюстрации Б.М. Кустодиева, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов и И.Ю.Шведова. Издательство: "ИТИ Технологии" (2015), рабочие листы для обучающихся.

Цели урока: показать мастерство Пушкина в создании ярких характеров. Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.


Задачи урока:

  1. Образовательные:

- познакомить с историей создания романа;

- выявить первоначальные впечатления о романе;

- в процессе сравнительного анализа образов Дубровского - старшего и Троекурова проследить, как изображено русское барство в романе;

- формировать умение самостоятельной работы со словарем;

- обогащать словарный запас обучающихся;

  1. Развивающие:

- совершенствовать навыки работы обучающихся с текстом художественного произведения, навыки выразительного чтения, составления устных пересказов,

- развивать логическое мышление,

- повторить литературоведческие понятия.

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей обучающихся;

  • формирование логических умений.

  1. Воспитательные:

- формировать нравственно – эстетические представления обучающихся, адекватное отношение к моральным ценностям.

  • развитие коммуникативных УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- соблюдение правил речевого поведения;

- умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров,

- устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей,

- характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.




Метапредметные:

- формирование нравственных ценностей.

Личностные:

- стремление к речевому самосовершенствованию;

нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.




Основные технологии

- технология коллективного способа обучения,

- технология сотрудничества,

- здоровьесберегающие технологии,

- ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.


Оборудование:

  • ПК; интерактивная доска

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • учебник;

  • рабочие листы


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя



Деятельность обучающихся

Формируемые УУД.

1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя.

- Добрый день, дорогие друзья. Позвольте сегодня урок литературы начать словами А.С.Пушкина «Есть достоинства выше знатности рода, именно достоинство личное». Я думаю, никто из вас не усомнится в правдивости слов писателя. Прочитав стихотворения и сказки Пушкина, мы убедились, что поэт воспевал свободу человека, боролся за справедливость, сам был смелым, чистым, принципиальным. И этому же он учит и вас, мои дорогие юные читатели.



Приветствие обучающихся

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

2. Мотивация к учебной деятельности









- Ребята, я хочу обратиться к вам с вопросом: о каком же личном достоинстве говорит Пушкин, о каких важных человеческих качествах?

- Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами: не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Предполагаемый ответ:

честность, порядочность, благородство, честь.


Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание

  1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач












- А от чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет: чести или бесчестья?

Сегодня мы начинаем изучать роман А.С.Пушкина «Дубровский». Приходится ли героям выбирать, по какому пути в жизни следовать? Какие герои?

Действительно, наша задача - выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают своё достоинство и к чему, в конечном счёте, приводит столкновение их взглядов на жизнь.



Предполагаемый ответ: От воспитания, от примера близких людей.


Обучающиеся формулируют предполагаемую тему занятия, записывают в рабочие листы, определяют задачи, отвечают на вопросы.







Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

регулятивные УУД: целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

4. Парная работа: проверка домашнего задания, мини-исследования, работа с текстом, работа со словарем


- Мы с вами определили, что главное достоинство человека – это его честь. Давайте дадим определение этому слову.

- Сначала выясним значение слов «честь» и «бесчестие». Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так?

Парная работа. «Лингвисты» работают с «Толковым словарем русского языка»


Ответы обучающихся

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,



- Итак, ребята, мы открываем роман «Дубровский». У вас было домашнее задание. Расскажите об истории создания и о судьбе романа А.С. Пушкина «Дубровский».

-






Индивидуальные задания. Ответы обучающихся.













умение анализировать и синтезировать новые знания; умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии;

регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

5. Работа в группах. Представление результатов коллективных работ


- Картина русского барства представлена двумя героями. Какими? Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский. (слайды)

Чтобы сравнить двух героев, мы заполним таблицу в рабочих листах, мысли подтвердим цитатами.

  1. Социальное положение:

- Какую характеристику Троекурову даёт Пушкин в начале романа?




Предполагаемый ответ обучающихся: барская праздность, избалованность всем, любовь к буйным увеселениям, необразованность

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; способность к оценке действий, поступков;



- Можно ли, судя по такой характеристике, говорить о Троекурове как о приятном в общении человеке?

- Какие черты характера этого героя подчёркивает Пушкин?

2 Отношение соседей. Как относятся к нему соседи? Губернские чиновники? ( Слайды)

- Доволен ли таким положением Троекуров? Почему?

3. Отношение к крестьянам. ( Слайды)

-Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

-Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие отношения. Вспомним слово «семейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях.

-Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны.

4.Общее в судьбах героев. ( Слайды)


Каждая группа представляет подобранную иллюстрацию Кустодиева с изображением барина и комментирует.



Предполагаемый ответ:

угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказать своего мнения или проявить недовольство.)

Вывод делают обучающиеся.

коммуникативныеУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

регулятивныеУУД: адекватно воспринимать предложения и замечания


6.Физ. минутка

Организация разминки

Выполняют упражнения


7.Работа с текстом романа. Аналитическая беседа. Поиск ответа на проблемный вопрос.

Почему же Троекуров привязался к Дубровскому и далее ценит его дружбу?

- Какие качества характера присущи Андрею Гавриловичу Дубровскому?

— Сделайте вывод: каковы представления о чести у А.Г.Дубровского.

- И что понимает он под словом “честь” Кирила Петрович Троекуров?

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство.

Сам Пушкин считал, что «есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Им «позволяют» проявлять свой характер в «разумных пределах».

Однако бесконечно оставаться “вне общего закона”, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество.

Согласие между надменным Троекуровым и его бедным другом и соседом взорвано ссорой.

- Что произошло на псарне?

Наши симпатии, безусловно, на стороне Дубровского.

-Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?

- А что такое «зависть»?




Предполагаемый ответ: они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие.

Незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Не случайно Пушкин говорит о нём — «беден и независим»


















Художественный пересказ





Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий, поступков;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивныеУУД:прогнозирование ситуаций и поступков



Но не только завистью было вызвано его язвительное замечание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый, смелый.

-Обидел ли он своими словами Троекурова?

-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?

-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко.

- Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?

- -Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?

-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?

— Но подумайте, кто виноват в ссоре, произошедшей на псарне? Кто прав? (слайды)

— Андрей Гаврилович, «горячий охотник», из зависти позволяет себе высказать слишком резкое замечание в адрес хозяина; псарь Парамошка, чувствуя, что может польстить Троекурову и развеселить его, дерзко отвечает бедному помещику, намеренно стараясь его обидеть. Троекурову же и в голову не приходит мысль о том, что «дерзкое замечание холопа» может оскорбить кого-то из его гостей, и он громко смеётся.



-Как дальше развиваются события?



Предполагаемый ответ: Нет, реакции не последовало

Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»).

Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича).











Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания.





8 Работа с литературоведческими терминами

Беседа:

- Поясните каждый элемент композиции.

- Какова роль эпизода на псарне в романе?

- Каким элементом композиции является эпизод на псарне? Почему?


Выполняют задание.

Перепишите схему с доски в тетрадь, восстановив пропущенные элементы:

Композиция эпического произведения:

Экспозиция - …

развитие действия - …развязка –

эпилог.


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать

9.Работа с текстом романа. Аналитическая беседа. Поиск ответа на проблемный вопрос.

Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно».

Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте?

-А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться?

Как показал автор Троекурова после охоты?

-Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?








Предполагаемый ответ:

Охота не удалась, обед не удался, «Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей»


Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий, поступков;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивныеУУД:прогнозированиеситуаций и поступков


-Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще? (слайды)


- Каковы последствия ссоры? Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума.


Встреча с Шабашкиным. (слайды)

- Удается ли Кириле Петровичу вернуть имение Дубровского?. Как ведут себя герои в суде?

- Выпишите фразы, характеризующие отношение присутствующих в суде к Дубровскомку и Троекурову.

- Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?

- Можно ли считать Троекурова человеком, не способным на благородные чувства?


Выразительное чтение.

«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»




Инсценировка.



10 Выражение отношения к произошедшему. Аналитическая беседа. Творческое задание.

Гневный порыв, желание отомстить приводит к необратимым последствиям. Иллюстрация «Пожар». Что символизирует огонь? Трагедия – как неумение, нежелание слушать, понимать, прощать, искренне любить и уважать.

- Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Что для этого нужно было сделать?

-Предложите свой вариант выхода из данной конфликтной ситуации.

- Обсудите в группе и разработайте памятку «Как разрешить конфликт с другом».


Беседа:

- Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным ситуацию?

Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии.


Ответы обучающихся.









Обучающиеся разрабатывают памятку «Как разрешить конфликт с другом». Ответы обучающихся


Познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста;  умение анализировать и синтезировать новые знания;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор,

регулятивные УУД:рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность


11Домашнее задание. (рабочий лист)


Инструктирует по выполнению домашнего задания

Какие качества характера Владимира Дубровского проявляются в следующих эпизодах? (Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге. Возвращение в родной дом. Дубровский и крестьяне)


Какие качества характера Владимира Дубровского проявляются в следующих эпизодах? (Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге. Возвращение в родной дом. Дубровский и крестьяне)


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста; умение анализировать и синтезировать новые знания;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.регулятивные УУД:рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность


12 Рефлексия. Самооценка. Словесный самоанализ

Инструктирует.


Продолжите фразу:

На этом уроке я убедился, что…;

На уроке мне было …, потому что…;

Я обязательно запомню, что…; Мне кажется, что я заслужил оценку …


Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД:рефлексия, оценка

13.Взаимооценивание

Беседа:

- Выступление какой группы вам понравилось, запомнилось больше всего? Почему?

- Как бы вы оценили работу своей группы: организованно ли вы работали? Всё ли успели?



Оценивают работу групп


Литература:

  1. Ожегов С.И.,. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство: "ИТИ Технологии" ,2005.

  2. Пак И.И. Урок-путешествие «По страницам романа А.С. Пушкина «Дубровский» (2013)

  3. Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература» 6 класс. 1 часть. М. – ООО «Русское слово- учебник», 2013

  4. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.С. Татарченковой. Санкт-Петербург: КАРО, 2015.

  5. http://lit.1september.ru/ Журнал «Литература», № 1 2007


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!