Муниципальное бюджетное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 50 г. Орла
Конспект
урока литературы
«Великий сказочник Х.К. Андерсен. Сказка "Снежная королева".
Победа добра, любви и дружбы над злом»
Класс: 5 (КРО, 7 вида)
Учитель: Титова Ю. О.
Тема урока: Великий сказочник Х.К. Андерсен. Сказка "Снежная королева". Победа добра, любви и дружбы над злом.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний теории литературы и применения изученного материала в ходе работы с текстом.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с датским сказочником Г.Х. Андерсеном и первыми сказками «Снежной королевы»;
- на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать их поступки.
Развивающие: - развивать способность внимательно читать текст произведения;
- развитие у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; правильно, последовательно излагать свои мысли;
- пополнять активный словарный запас; тренировать память, логику, мышление.
Воспитательные:
- прививать интерес к чтению;
- воспитывать доброе отношение к людям;
- формировать жизненную позицию учащихся, основанную на приоритете добра, любви и взаимовыручки.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, компьютер, презентация.
Структура урока
№ п\п | Этап урока | Время |
1. | Психологический настрой на урок. Вводное слово учителя. | 1 мин. |
2. | Мотивация. Сообщение темы и цели урока. | 1 мин. |
3. | Повторение пройденного материала. | 2 мин. |
4. | Работа по теме урока. Изучение нового материала. | 28 мин. |
4.1. | Рассказ подготовленных учеников о жизни Андерсена. | 4 мин. |
4.2. | Викторина по сказкам Андерсена. | 4 мин. |
4.3. | Инсценирование эпизода сказки «Снежная королева». | 3 мин. |
4.4. | Работа с текстом. | 17 мин. |
4.4.1. | Комментированное чтение части первой. | 6 мин. |
4.4.2. | Выборочное чтение части второй. | 6 мин. |
4.4.3. | Работа над сказкой третьей. | 5 мин. |
5. | Практическая работа (в парах). | 4 мин. |
6. | Подведение итогов урока. | 2 мин. |
7. | Домашнее задание. | 1 мин. |
8. | Рефлексия. | 1 мин. |
Ход урока:
Психологический настрой на урок. Вводное слово учителя.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
(Ю. Энтин)
- “Пусть добро навеки побеждает зло”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
- Ребята, наш сегодняшний урок мы проведем в красивой, волшебной стране – стране сказок. Мы отправимся в путешествие в Датское Королевство – место, где жил замечательный сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Сказочников в литературе не так уж и много. Среди них едва ли не самый талантливый, непревзойденный – Андерсен. Наверное, нет человека, который не знает хотя бы одну сказку великого сказочника. (Слайд 1. Портрет писателя).
П. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
- Как же будет звучать тема нашего урока? (сказки Х.К. Андерсена)
- Правильно. Сегодня нас будет окружать сказка.
(Запись в тетради темы урока).
Ш. Повторение пройденного материала.
- А кто такой сказочник? (Человек, который пишет сказки)
- Что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях)
- Чем отличается сказка народная от литературной?
IV. Изучение нового материала.
Рассказ подготовленных учащихся о жизни Х.К. Андерсена.
Итак, мы отправляемся в путешествие. Но прежде, мы должны вспомнить историю жизни Х.К. Андерсена.
Сообщение первого ученика: Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной инструментами. Но Ханс Кристиан стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет. Была у Ханса Кристиана и заботливая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его. Бабушка рассказывала мальчику сказки, которые погружали ребенка в мир волшебства. Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении.
Сообщение второго ученика: В то время в Оденсе был уже благоустроенный театр. Однажды отец сводил сына на представление. Вскоре для Ханса театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог. Поэтому он познакомился с расклейщиком афиш. Тот ежедневно дарил Хансу Кристиану по афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это были первые, еще неосознанные попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством. Упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Все это время он продолжал писать комедии, трагедии, сказки, веря в свои силы. Когда Андерсену было 30 лет, вышел первый сборник его сказок, который очень быстро облетел весь свет и принес ему признание и славу. Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Италии, Франции. Не забывал он и родную Данию.
- Всего за свою жизнь Андерсен написал 170 сказок. Какие сказки Х.К. Андерсена знаете вы? (обращаемся к выставке книг) («Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Гадкий утенок», «Оле Лукойе», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и др.)
- В своих сказках Андерсен сблизил сказку с жизнью, с реальным миром. Его героями стали не только люди, но явления природы, вещи. В них необычайное стало обычным, а обычное превратилось в сказочное. В его сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни.
2. Викторина по сказкам Х.К. Андерсена.
1. Какое из трех произведений не принадлежит перу Андерсена? Назовите его.
Узнайте сказку.
- Нужно узнать, из какой сказки отрывок.
Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье… («Дюймовочка»)
Обманщикам отвели во дворце большую комнату, и они поставили там два ткацких станка, уселись за них и стали делать вид, что усердно работают («Новый наряд короля»)
Фи, какой страшный! И совсем не похож на остальных! Неужели это индюшонок? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой! («Гадкий утенок»)
3. Угадайте сказку .
- Нам с вами, ребята, необходимо помочь заблудившимся словам попасть в свою сказку.
1. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. («Дикие лебеди»)
2. Собака, ведьма, солдат, принцесса, дупло. («Огниво»)
3. Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)
4. Найдите сказку.
- Ребята, предметы нужно вернуть в сказку.
Горошина. («Принцесса на горошине»)
Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)
3. Инсценирование эпизода сказки «Снежная королева».
- Вот ещё одна загадка. (Учащимся показываю зеркало.)
- Из какой сказки этот опасный предмет? («Снежная королева»)
- О чём это сказка? (О любви)
- А могла бы рассказать о любви Снежная королева? (ответы детей)
- Разве может о любви рассказать тот, у кого вместо сердца кусок льда?! Конечно, нет.
Герда: Это могу сделать я – Герда.
(Тихо звучит музыка, она постоянно усиливается.)
Кай складывает слово из кубиков льда.
Входит Герда.
- Герда: Кай! Милый Кай! Я нашла тебя. Ты узнал меня, Кай? Это я – Герда. Наконец-то я нашла тебя. Тебе холодно? Ты как ледышка. Давай твои руки.
(Герда своим дыханием пытается согреть руки Кая)
- Почему ты молчишь? Мы снова вернемся домой, нас ждет бабушка. Кай!
(Герда плачет, обнимая Кая)
- Кай: (как бы очнувшись ото сна) Герда?! Милая Герда! Где же ты была так долго? Где был я сам? Как здесь холодно?
- Герда: Пойдем скорее отсюда, пока не вернулась Снежная королева.
- Кай: Она не вернется. Твоя любовь и верность победили ее!
(Громко звучит музыка Грига «Песня Сольвейг»)
- Что помогло Каю очнуться и вспомнить Герду?
- А если случилось такое несчастье, и осколок попал в чьё-то сердце, можно спасти человека? Что может спасти человека? (ответы детей)
ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО
Работа с текстом.
Комментированное чтение «Сказки первой».
- Откройте учебники.
- Обратите внимание на необычное начало сказки. Как Андерсен приглашает читателя войти в сказочный мир? Прочитайте. (См. «Ну, начнем! Вот…)
- «Жил-был тролль…» -так начинается сказка Андерсена.
Тролль - мифическое существо, населявшее леса, горы и реки.
- Каким вы представляете тролля? Найдите в тексте, какие слова передают отношение Андерсена к троллю.
- Какой необычный предмет создал тролль? (волшебное зеркало)
- Какие свойства имело волшебное зеркало? Прочитайте.
- Что произошло с зеркалом дальше? (разбилось)
- Почему осколки «наделали несравненно больше вреда, чем само зеркало»?
- Как связана «История первая» с событиями, рассказанными в других главах?
4.4.2. Выборочное чтение «Сказки второй».
1. Герда и Кай.
- Какому герою крошечный осколок дьявольского зеркала попал в глаз и сердце? (Каю)
- Как изменился Кай после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз и сердце? Докажите. Какими стали забавы мальчика? Прочитайте.
- Почему осколок волшебного зеркала попал именно Каю, а не Герде?
2. Снежная королева.
- Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? (Обратите внимание на глаза: «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира»).
- Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы и ее свиты? Какой ее теперь видит Кай?
- А когда Снежная королева его поцеловала, какой её увидел Кай?
4.4.3. Работа над «Сказкой третьей».
- Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай» (Она отправляется на поиски Кая)
- Кого она первым встретила на своём пути? (Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать.)
- Вспомним этот эпизод. (Пересказ содержания эпизода (индивидуальное домашнее задание).
- Колдунья – друг или враг Герды?
- Есть ли общее в желании колдуньи оставить у себя Герду и в поступке Снежной королевы? А различия? (Герде было хорошо у старухи, но она удерживала её обманом).
- Герда сильна своей любовью, добротой, желанием бороться за человека, сердце которого покрылось ледяной коркой. Ее отзывчивое, доброе сердце способно воздействовать на других – вот почему рядом с ней невозможно быть плохим. Вот почему Герда не только нашла Кая, но и смогла растопить льдинку в его сердце.
- Это только начало пути Герды. Какие встречи и какие испытания ждут Герду впереди, мы узнаем на следующем уроке.
V. Практическая работа (в парах).
- А сейчас вы поработаете в парах с карточками. Мы проверим, внимательны ли Вы были на уроке.
Исправьте ошибки в тексте. В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева. Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь… |
Найдите ошибки в тексте.
В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.
Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь…
(Всего 4 ошибки)
-Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием.
VI. Итог урока.
- Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с героями сказки «Снежная королева», Гердой и Каем.
- Какими словами можно охарактеризовать Герду, Кая? (Герда: самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная. Кай: злой, жесткий, грубый, резкий, эгоистичный.)
VII. Домашнее задание.
Прочитать сказку до конца, ответить на вопрос № 1, пересказать близко к тексту понравившийся эпизод (по желанию).
VIII. Рефлексия.
Герда отправилась на поиски Кая. Чтобы узнать, где мальчик, она отдала реке самое дорогое – свои красные башмачки. Потом села в лодку и отправилась в путь. Герда приплыла к большому вишнёвому саду. Её встретила старая-престарая старушка, которая помогла ей выбраться из лодки. Герда рассказала женщине свою историю и спросила, не видели ли та Кая? Старушка взяла Герду за руку и повела к себе домой, заперла дверь на ключ, потому что ей очень хотелось иметь такую милую девочку. Старуха накормила девочку, причесала. Пока старушка расчёсывала волосы Герде, девочка всё забыла о Кае, ведь старуха умела колдовать. Она не была злой колдуньей, колдовала редко. Старуха убрала из своего цветника розы под землю, чтобы Герда при виде роз не вспомнила Кая. Девочки у старушки было очень хорошо. Так прошло много дней. Однажды Герда увидела розу на шляпе старушки и всё вспомнила.
Исправьте ошибки в тексте. В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева. Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь… |
Исправьте ошибки в тексте. В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева. Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь… |
Исправьте ошибки в тексте. В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева. Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь… |
Исправьте ошибки в тексте. В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева. Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь… |
Исправьте ошибки в тексте. В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева. Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь… |