СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «Великий сказочник Х.К. Андерсен. Сказка "Снежная королева". Победа добра, любви и дружбы над злом»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение  и систематизация знаний теории литературы и применения изученного материала в ходе работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «Великий сказочник Х.К. Андерсен. Сказка "Снежная королева". Победа добра, любви и дружбы над злом»»

Муниципальное бюджетное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 50 г. Орла















Конспект

урока литературы

«Великий сказочник Х.К. Андерсен. Сказка "Снежная королева".

Победа добра, любви и дружбы над злом»







Класс: 5 (КРО, 7 вида)

Учитель: Титова Ю. О.







Тема урока: Великий сказочник Х.К. Андерсен. Сказка "Снежная королева". Победа добра, любви и дружбы над злом.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний теории литературы и применения изученного материала в ходе работы с текстом.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с датским сказочником Г.Х. Андерсеном и первыми сказками «Снежной королевы»;

- на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать их поступки.

Развивающие: - развивать способность внимательно читать текст произведения;

- развитие у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; правильно, последовательно излагать свои мысли;

- пополнять активный словарный запас; тренировать память, логику, мышление.

Воспитательные:

- прививать интерес к чтению;

- воспитывать доброе отношение к людям;

- формировать жизненную позицию учащихся, основанную на приоритете добра, любви и взаимовыручки.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, компьютер, презентация.


Структура урока

п\п

Этап урока

Время

1.

Психологический настрой на урок. Вводное слово учителя.

1 мин.

2.

Мотивация. Сообщение темы и цели урока.

1 мин.

3.

Повторение пройденного материала.

2 мин.

4.

Работа по теме урока. Изучение нового материала.

28 мин.

4.1.

Рассказ подготовленных учеников о жизни Андерсена.

4 мин.

4.2.

Викторина по сказкам Андерсена.

4 мин.

4.3.

Инсценирование эпизода сказки «Снежная королева».

3 мин.

4.4.

Работа с текстом.

17 мин.

4.4.1.

Комментированное чтение части первой.

6 мин.

4.4.2.

Выборочное чтение части второй.

6 мин.

4.4.3.

Работа над сказкой третьей.

5 мин.

5.

Практическая работа (в парах).

4 мин.

6.

Подведение итогов урока.

2 мин.

7.

Домашнее задание.

1 мин.

8.

Рефлексия.

1 мин.



Ход урока:

  1. Психологический настрой на урок. Вводное слово учителя.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

(Ю. Энтин)



- “Пусть добро навеки побеждает зло”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.

- Ребята, наш сегодняшний урок мы проведем в красивой, волшебной стране – стране сказок. Мы отправимся в путешествие в Датское Королевство – место, где жил замечательный сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Сказочников в литературе не так уж и много. Среди них едва ли не самый талантливый, непревзойденный – Андерсен. Наверное, нет человека, который не знает хотя бы одну сказку великого сказочника. (Слайд 1. Портрет писателя).

П. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.

- Как же будет звучать тема нашего урока? (сказки Х.К. Андерсена)

- Правильно. Сегодня нас будет окружать сказка.

(Запись в тетради темы урока).

Ш. Повторение пройденного материала.

- А кто такой сказочник? (Человек, который пишет сказки)

- Что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях)

- Чем отличается сказка народная от литературной?

IV. Изучение нового материала.

  1. Рассказ подготовленных учащихся о жизни Х.К. Андерсена.

Итак, мы отправляемся в путешествие. Но прежде, мы должны вспомнить историю жизни Х.К. Андерсена.

Сообщение первого ученика: Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной инструментами. Но Ханс Кристиан стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет. Была у Ханса Кристиана и заботливая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его. Бабушка рассказывала мальчику сказки, которые погружали ребенка в мир волшебства. Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении.

Сообщение второго ученика: В то время в Оденсе был уже благоустроенный театр. Однажды отец сводил сына на представление. Вскоре для Ханса театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог. Поэтому он познакомился с расклейщиком афиш. Тот ежедневно дарил Хансу Кристиану по афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это были первые, еще неосознанные попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством. Упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Все это время он продолжал писать комедии, трагедии, сказки, веря в свои силы. Когда Андерсену было 30 лет, вышел первый сборник его сказок, который очень быстро облетел весь свет и принес ему признание и славу. Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Италии, Франции. Не забывал он и родную Данию.

- Всего за свою жизнь Андерсен написал 170 сказок. Какие сказки Х.К. Андерсена знаете вы? (обращаемся к выставке книг) («Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Гадкий утенок», «Оле Лукойе», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и др.)

- В своих сказках Андерсен сблизил сказку с жизнью, с реальным миром. Его героями стали не только люди, но явления природы, вещи. В них необычайное стало обычным, а обычное превратилось в сказочное. В его сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни.

2. Викторина по сказкам Х.К. Андерсена.

1. Какое из трех произведений не принадлежит перу Андерсена? Назовите его.

  • «Гадкий утенок»

  • «Русалочка»

  • «Белоснежка и семь гномов» (братья Гримм)

  1. Узнайте сказку.

- Нужно узнать, из какой сказки отрывок.

  • Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье… («Дюймовочка»)

  • Обманщикам отвели во дворце большую комнату, и они поставили там два ткацких станка, уселись за них и стали делать вид, что усердно работают («Новый наряд короля»)

  • Фи, какой страшный! И совсем не похож на остальных! Неужели это индюшонок? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой! («Гадкий утенок»)

3. Угадайте сказку .

- Нам с вами, ребята, необходимо помочь заблудившимся словам попасть в свою сказку.

1. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. («Дикие лебеди»)

2. Собака, ведьма, солдат, принцесса, дупло. («Огниво»)

3. Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)

4. Найдите сказку.

- Ребята, предметы нужно вернуть в сказку.

Горошина. («Принцесса на горошине»)

Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)

3. Инсценирование эпизода сказки «Снежная королева».

- Вот ещё одна загадка. (Учащимся показываю зеркало.)

- Из какой сказки этот опасный предмет? («Снежная королева»)

- О чём это сказка? (О любви) 

- А могла бы рассказать о любви Снежная королева? (ответы детей)

- Разве может о любви рассказать тот, у кого вместо сердца кусок льда?! Конечно, нет.

Герда:    Это могу сделать я – Герда.

(Тихо звучит музыка, она постоянно усиливается.)

Кай складывает слово из кубиков льда.

Входит Герда.

- Герда:    Кай! Милый Кай! Я нашла тебя.  Ты узнал меня, Кай? Это я – Герда. Наконец-то я нашла тебя. Тебе холодно? Ты как ледышка. Давай твои руки.

(Герда своим дыханием пытается согреть руки Кая)

- Почему ты молчишь? Мы снова вернемся домой, нас ждет бабушка. Кай!

(Герда плачет, обнимая Кая) 

- Кай: (как бы очнувшись ото сна) Герда?!  Милая Герда! Где же ты была так долго? Где был я сам? Как здесь холодно?

- Герда: Пойдем скорее отсюда, пока не вернулась Снежная королева.

- Кай: Она не вернется. Твоя любовь и верность победили ее!

(Громко звучит музыка Грига «Песня Сольвейг») 

- Что помогло Каю очнуться и вспомнить Герду?

- А если случилось такое несчастье, и осколок попал в чьё-то сердце, можно спасти человека? Что может спасти человека? (ответы детей)

 ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

  1. Работа с текстом.

      1. Комментированное чтение «Сказки первой».

- Откройте учебники.

- Обратите внимание на необычное начало сказки. Как Андерсен приглашает читателя войти в сказочный мир? Прочитайте. (См. «Ну, начнем! Вот…)

- «Жил-был тролль…» -так начинается сказка Андерсена.

Тролль - мифическое существо, населявшее леса, горы и реки.

- Каким вы представляете тролля? Найдите в тексте, какие слова передают отношение Андерсена к троллю.

- Какой необычный предмет создал тролль? (волшебное зеркало)

- Какие свойства имело волшебное зеркало? Прочитайте.

- Что произошло с зеркалом дальше? (разбилось)

- Почему осколки «наделали несравненно больше вреда, чем само зеркало»?

- Как связана «История первая» с событиями, рассказанными в других главах?

4.4.2. Выборочное чтение «Сказки второй».

1. Герда и Кай.

- Какому герою крошечный осколок дьявольского зеркала попал в глаз и сердце? (Каю)

- Как изменился Кай после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз и сердце? Докажите. Какими стали забавы мальчика? Прочитайте.

- Почему осколок волшебного зеркала попал именно Каю, а не Герде?

2. Снежная королева.

- Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? (Обратите внимание на глаза: «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира»).

- Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы и ее свиты? Какой ее теперь видит Кай?

- А когда Снежная королева его поцеловала, какой её увидел Кай?

4.4.3. Работа над «Сказкой третьей».

- Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай» (Она отправляется на поиски Кая)

- Кого она первым встретила на своём пути? (Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать.)

- Вспомним этот эпизод. (Пересказ содержания эпизода (индивидуальное домашнее задание).

- Колдунья – друг или враг Герды?

- Есть ли общее в желании колдуньи оставить у себя Герду и в поступке Снежной королевы? А различия? (Герде было хорошо у старухи, но она удерживала её обманом).

- Герда сильна своей любовью, добротой, желанием бороться за человека, сердце которого покрылось ледяной коркой. Ее отзывчивое, доброе сердце способно воздействовать на других – вот почему рядом с ней невозможно быть плохим. Вот почему Герда не только нашла Кая, но и смогла растопить льдинку в его сердце.

- Это только начало пути Герды. Какие встречи и какие испытания ждут Герду впереди, мы узнаем на следующем уроке.

V. Практическая работа (в парах).

- А сейчас вы поработаете в парах с карточками. Мы проверим, внимательны ли Вы были на уроке.

Исправьте ошибки в тексте.

В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь…

Найдите ошибки в тексте.

В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь…

(Всего 4 ошибки)

-Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием.

VI. Итог урока.

- Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с героями сказки «Снежная королева», Гердой и Каем.

- Какими словами можно охарактеризовать Герду, Кая? (Герда: самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная. Кай: злой, жесткий, грубый, резкий, эгоистичный.)

VII. Домашнее задание.

Прочитать сказку до конца, ответить на вопрос № 1, пересказать близко к тексту понравившийся эпизод (по желанию).

VIII. Рефлексия.







Герда отправилась на поиски Кая. Чтобы узнать, где мальчик, она отдала реке самое дорогое – свои красные башмачки. Потом села в лодку и отправилась в путь. Герда приплыла к большому вишнёвому саду. Её встретила старая-престарая старушка, которая помогла ей выбраться из лодки. Герда рассказала женщине свою историю и спросила, не видели ли та Кая? Старушка взяла Герду за руку и повела к себе домой, заперла дверь на ключ, потому что ей очень хотелось иметь такую милую девочку. Старуха накормила девочку, причесала. Пока старушка расчёсывала волосы Герде, девочка всё забыла о Кае, ведь старуха умела колдовать. Она не была злой колдуньей, колдовала редко. Старуха убрала из своего цветника розы под землю, чтобы Герда при виде роз не вспомнила Кая. Девочки у старушки было очень хорошо. Так прошло много дней. Однажды Герда увидела розу на шляпе старушки и всё вспомнила.

































Исправьте ошибки в тексте.


В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь…


Исправьте ошибки в тексте.


В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь…


Исправьте ошибки в тексте.


В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь…


Исправьте ошибки в тексте.


В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь…


Исправьте ошибки в тексте.


В одном городе жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. Она надела зелёные башмачки и пошла к реке. Герда села в катер и отправилась в путь…









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!