СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме "“Железная дорога”. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы по теме  ""Железная дорога" . Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "“Железная дорога”. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа."»

Урок 28 “Железная дорога”. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа.

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представлений о Н. А. Некрасове как великом русском поэте, мастере поэтического слова, о народности лирики Некрасова; создать условия для ознакомления с картинами-образами в стихотворении «Железная дорога».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· познавательная сфера: владеть знаниями о мастерстве поэта; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; владеть устным словесным рисованием на основе полученных знаний и представлений;

· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям Н. А. Некрасова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

· коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

· эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: проявлять умения произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, практическая работа).

Интернет-ресурсы:

К уроку литературы. Стихотворение Н. А. Некрасова и картина К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». – Режим доступа : http://literatura5.narod.ru/nekrasov_savicky.html

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова; репродукция картины «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого; плакаты – эпиграфы к уроку: «“Железная дорога” есть... поэма о творческом народном труде» (К. И. Чуковский), «Благослови же работу народную и научись мужика уважать» (Н. А. Некрасов).

Основные понятия и термины: народность лирики.





Сценарий урока

«Железная дорога» есть... поэма о творческом народном труде.

К. И. Чуковский

Благослови же работу народную и научись мужика уважать.

Н. А. Некрасов

I. Постановка целей и задач урока.

– Некрасовская Русь всегда в дороге. Поэтом написано много стихотворений, в которых образ дороги, мотив дороги дан в развитии, рассмотрен с разных точек зрения. Назовем для примера такие стихотворения, как «В дороге», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», «Еще тройка», «Железная дорога». Одно несомненно – это дорога России, а ее путь – это и его путь. Некрасов-поэт чуток к изменениям, совершающимся в народной жизни.

В стихотворении «Железная дорога» мы наблюдаем (и в этом особенность лиры Некрасова!), как голос поэта сливается с голосом народа:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Народные интонации, речевой склад народного языка принял поэт в свою душу. Муза его удивительно отзывчива на чужую радость и чужую боль:

Да не робей, за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Увидели в стихотворении мы и писателя-сатирика. При этом Некрасов намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей и чувств, глубоко погружается в психологию сатирического персонажа. Например, так построен саморазоблачительный монолог генерала «Был я недавно в стенах Ватикана...».

Но главный образ в стихотворении – образ народа-созидателя. Об этом мы сегодня и намерены говорить, анализируя стихотворение «Железная дорога». Погрузимся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на художественные приемы, помогающие поэту нарисовать картины подневольного труда.

II. Изучение нового материала.

1. Устный рассказ учителя «Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года». (См. Ресурсный материал.)

2. Выразительное чтение стихотворения наизусть учеником.

3. Работа с эпиграфом.

– Что предваряет текст стихотворения? (Эпиграф.)

– В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)

– Кто участвует в диалоге? (В диалоге участвуют отец и сын.)

– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу.)

– Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении же говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой.)

– Таким образом, мы убедились, что Н. А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.

К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный  народ.)

4. Анализ стихотворения.

– Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-х частей.)

– О чем говорится в первой части? (Поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона.)

– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень; здоровый, ядреный воздух; лед неокрепший; речка студеная; морозные ночи. Сравнения: лед… словно тающий сахар; листья лежат, как кове; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)

– Давайте выразительно прочитаем эту часть, пытаясь передать великолепие природы.

– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот о чем думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. Что нам рассказывается в этой части? (Во 2-й части показаны страдания мужиков-строителей.)

– Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? (Они как бы противопоставляются друг другу. В первой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во второй – ужасаемся картинами подневольного труда.)

– Какие картины вы рисуете в своем воображении?

– Как называет голод поэт? (Царем.)

– Какой художественный прием используется здесь? (Метафора.)

– Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте.

...Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей...

– Какой художественный прием встретился нам здесь? (Олицетворение.)

– Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? (Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили.)

– Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? (Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной...)

– Что из себя представляет третья часть? (Спор поэта и генерала.)

– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц.)

– Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? (Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу.)

– А вы согласны с таким мнением? (Высказывания учащихся.)

– Что мы видим в четвертой части? (Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное.)

– Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н. А. Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.

Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в тексте стихотворения.

...Труды роковые кончены...

Мертвые в землю закрыты; больные

Скрыты в землянках...

– О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть.)

– А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?

...С Богом, теперь по домам, – поздравляю!

Шапки долой – коли я говорю!

Бочку рабочим вина выставляю

И – недоимки дарю.

– Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.

...Все заносили десятники в книжку –

Брал ли на баню, лежал ли больной...

– Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.)

– Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.)

– Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «“Железная дорога” – есть... поэма о творческом народном труде».

Ш. Практическая деятельность: сопоставление стихотворения Н. А. Некрасова и картины К. А. Савицкого. (См. Ресурсный материал.)

– Перед нами иллюстрация картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 года и текст стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Давайте попытаемся сравнить эти две работы.

Вопросы для сравнения:

– Какова главная мысль художника? Поэта?

– Какие краски выбрали поэт и художник для выражения своей основной мысли?

– Что мы видим на полотне художника и какие возникают при этом мысли и чувства?

– Видит ли К. А. Савицкий выход из данного положения?

– Какие картины рисует поэт в стихотворении, что за мысли и чувства вызывают у нас как читателей?

– Как природа помогает понять авторский замысел?

– Что сближает поэта и художника?

– Является ли картина К. А. Савицкого иллюстрацией к стихотворению «Железная дорога»?

IV. Сообщение учащегося «Народность лирики Н. А. Некрасова».

Учитель вносит свои дополнения, уточнения.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение, – мысль народная. Именно своими думами о народе делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.

Мы поняли, что болеет за свой народ поэт не случайно: доля его тяжела. Но пафос стихотворения заключается в том, что поэт возмущен пассивностью народа, его долготерпением. Хотя понимает, что не так скоры по времени и просты пути, ведущие к «выпрямлению народа».

Однако Некрасов призывает «мужика уважать», особенно его труд, тяжелый, непосильный, изнурительный. Труд, как замечает Некрасов, тяжел, он уродует человека, но он необходим.

На примере строительства железной дороги Петербург – Москва можно понять, какая огромная работа произведена! И в то же время надо помнить, как велика цена преобразований в России! Труд завершен. Труд огромный, но созидательный, а не разрушительный. Поэтому и народ по праву следует назвать творцом, созидателем.

Цензура в свое время отчетливо поняла взрывную силу «Железной дороги», а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивают демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.

Народность лирики Н. А. Некрасова позволяет говорить о нем как о поэте национального значения. Профессор, доктор филологических наук Ю. В. Лебедев писал: «В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил о “всемирной отзывчивости” русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни».

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Какой этап урока вызвал у вас особый интерес?

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога», подготовиться к участию в конкурсе выразительного чтения.

2. Подготовить 5–6 вопросов (письменно) для анализа выразительного чтения одноклассников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!