МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №7 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРИИ ОКТЯБРЬСКОЙ» ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Сценарный план-конспект Урока нравственности
по теме: «Любовь к Родине и патриотизм народа России.»
6-А класс
Разработала:
учитель музыки
высшей квалификационной категории,
стаж работы 32 года
Петрова Жанна Васильевна
тел. +79787417003
[email protected]
г. Джанкой, 2021
Конспект урока по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: «Любовь к Родине и патриотизм народа России.»
Цель: воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Отечеству, к людям всех национальных и религиозных культур.
Задачи:
расширить, уточнить и закрепить представления учащихся о ключевых понятиях урока (Отечество, Родина, малая родина, патриотизм, любовь, уважение),
создать условия для развития представлений о значении любви по отношению к Родине,
развивать представление о необходимости сохранения и преумножения народного единства,
прививать представление о важности личного деятельного вклада в жизнь своей страны, своего Отечества.
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока: доска, компьютер, экран, проектор, Раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М.Матусовского в исполнении Марка Бернеса
Сообщение темы урока.
Учитель: С чего для нас начинается Родина? Ребята, всех присутствующих сегодня в классе – объединяет одно: мы граждане России.
Ведуший Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Ведуший Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
Учитель Русь, Россия… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной. Как вы думаете как называется тема нашего урока? (ответы учащихся)
Учитель Тема нашего урока :Любовь к Родине и патриотизм народа России.
3.Актуализация знаний.
Учитель: Родина занимает особое место в жизни каждого человека. Устное народное творчество - это многовековая мудрость народа. Здесь мы с вами можем найти множество примеров особого отношения к Родине. Попробуем привести несколько примеров.
Ученик 1 «Человек без Родины, что соловей без песни» — гласит русская пословица,
Ученик 2 «У чужой еды и вкус чужой» — так говорят на Кавказе,
Ученик 3 «На родной стороне даже дым сладок» — утверждает татарская пословица.
Учитель В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как любят и защищают самого близкого человека — мать.
Родину сравнивают с матушкой, так как она кормит нас своими плодами. О Родине говорится с уважением и любовью.
- Ребята, а что означает слово Родина для каждого из вас?
Чтец 1. На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной.
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну - наш общий дом.
Чтец 2. Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей?
Чтец 3. Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, -
Мы в горе и счастье с тобой!
Чтец 4. Россия! Как синюю птицу,
Тебя бережем мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим.
Чтец 5. И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна? »
Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная – одна!
Чтец 6. Россия, ты у нас одна,
И за тебя мы все в ответе.
На карте мы едины, мы – страна,
В сердцах и мыслях мы России дети!
Учитель: Ребята, а кто из вас знает, откуда появилось такое название "Русь", "Россия"? (ответы детей)
Ведущий: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить (строить), умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.
Ведущий Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.
Учитель: Русь, широкая и великая. И везде живут люди. А как всех их можно назвать одним словом?
Все: Россияне (ответы детей).
Учитель: Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россию населяют более 180 национальностей, народностей, и этнических групп. И все они составляют единую дружную семью. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может быть основных или второстепенных народов. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами.
Учитель: Ребята, а что мы называем малой Родиной? (ответы ребят)
Ученик: Наша малая Родина – Крым, самое необыкновенное и самое прекрасное место на нашей планете. У каждого, кто посещает его, навсегда остаётся незабываемое впечатление о нём, а сколько неразгаданных тайн и чудес хранит наша малая Родина.
Учитель А знаете ли вы уголки нашего полуострова? Отгадайте загадки.
Ведущий Может кто-то не поверит,
Что живут под Ялтой звери:
Львы, медведи, леопарды,
Все друг другу очень рады.
Угадайте, как зовут,
Этот для зверей приют.
(Зоопарк «Сказка»)
Ведущий Красивый и волшебный сад,
Сюда приехать каждый рад.
И, ты дружок мой, приезжай,
Увидишь, что такое рай.
Здесь и деревья, и цветы,
Необычной красоты.
(Никитский ботанический сад)
Ведущий Походы, песни, игры и массовки,
И время здесь - счастливая пора!
В душе навек останутся речевки
И угольки прощального костра.
Бьют барабаны, гордо реют флаги,
Шагает в ногу двадцать первый век.
Живи и здравствуй, пионерский лагерь,
Легенда Крыма – солнечный…
("Артек")
Ведущий Долго шел, устал, намаялся мишка
И склонился к морю влаги напиться.
Но не рассчитал немного, выпил чуть лишку –
Спит сейчас, лежит, и сон ему снится…
(Гора «Аю-даг», медведь- гора)
Ведущий Замок на вершине сказочной скалы,
Башенки и шпили на верху видны.
Ласточки обитель в тишине ночной
Как корабль над морем на волне крутой.
(«Ласточкино гнездо»)
ВедущийВстречает всех здесь кот учёный,
Сове он шлёт условный знак.
Мол, проходите дети смело –
Не тронут ни питон, ни рак.
Мерцает свет с вершин упрямых,
С улыбкой лев на вас глядит,
А у фонтана, на поляне,
Плывет громада рыба-кит. Что на спине?
Смотрите – город!
Живет весёлый в нем народ,
Дорога, поезд ходит скорый,
А кит куда-то все плывет.
Кто до сих пор, друзья, здесь не был,
Спешите в Ялту поскорей,
Здесь сказки под открытым небом
Ждут круглый год к себе гостей!
(«Поляна сказок»)
Учитель: Предлагаю попутешествовать по красивейшим уголкам нашего прекрасного Крыма.
Видео «Уголки Крыма»
Ребята, напоминаю вам тему урока - «Любовь к Родине и патриотизм народа России.» А кто из вас считает себя патриотом? Давайте вспомним, кто такой – патриот??
Работа с карточками
Дается пояснение: Вам надо на полосках бумаги, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________
- Расскажите, что у вас получилось….
- Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится…., помогает….
Вывод:
Учитель: Патриот— человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Без патриотизма всех народов России невозможна была бы победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в этой страшной кровавой войне за 1418 дней которой погибло более 26 миллионов советских людей. Причём погибали не только солдаты на полях сражений, погибали мирные жители, дети.
Ведущий: Великая Отечественная… Страшная, жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Война проверяла их на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Никто из ребят тогда не знал, доживут ли они до завтра, встретят ли рассвет, увидят ли синее небо, услышат ли пение птиц, суждено ли им пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимость идти в бой, защищая Родину.
Ученик Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” Родина
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Учитель: Это ли не пример настоящего патриотизма? Трагичных моментов в истории нашей страны было, к сожалению, много. И каждый раз весь народ вставал на защиту родной земли, показывая чудеса храбрости и героизма. Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, какие качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества.
Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде;
Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других;
Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине:
Активная гражданская позиция – активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.
Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
Уважительное отношение к языку своего народа;
Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
Закрепление пройденного материала.
Учитель: Родина начинается с вашей любви, с того, что вы готовы для неё сделать. Мы живем на прекрасной земле. Нас много и все мы – разные, но у всех одна мечта – жить в мире и единстве. Символом мира является голубь. На ваших партах лежат голуби. Я предлагаю написать на них пожелания добра и мира. Давайте отпустим своих голубей в бескрайнее синее небо! (На фоне музыки дети подходят к доске, магнитиками прикрепляют бумажных голубей на фон неба).
Итог урока.
Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои - космонавты, прославившие Россию, как спортсмены – крымчане, прославившие наш полуостров. Трудно быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почетно! Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Чтобы с гордостью сказать: "Я - патриот своей страны!".
https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/03/11/urok-v-6-klasse-chto-znachit-byt-patriotom
https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-k-uroku-nravstvennosti-lyubov-k-rodine-1031614.html
https://www.infouroki.net/konspekt-meropriyatiya-k-uroku-nravstvennosti-lyubov-k-rodine.html