СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Луганщина во второй половине 19 века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Луганщина во второй половине 19 века"»

Конспект урока на тему « Луганщина во второй половине 19 века»

Класс: 9

Дата__________

Цель: образовательная дать понятие о событиях происходящие на Луганщине в конце 19 века;

Развивающая: развивать умения работать с учебником документами ,понятия;

Воспитательная : воспитывать уважение к истории своего края;

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты: учащийся научаться развивать своим аналитически способности; развивать познавательную деятельность на примере работы с учебником и документами;

План урока:

1.Развитие сельского хозяйства после реформы 1861 г.

2.Развитие предпринимательства в Луганском крае.

Урбанизация и формирование новых промышленных центров.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Добрый день,ребята? Вы готовы поработать?

Проверка Д.З

1.Дата манифеста о выходи крестьян из крепостной зависимости?

2.Что такое реформа?

3.В чем заключается городская реформа?

4.Что такое эпоха великий реформ?

Обсуждение новой темы:

1.Развитие сельского хозяйства после реформы 1861 г.

Учитель: Вторая половина XIX в. стала важным этапом в формировании нового буржуазного общества Российской империи. Начавшийся в 1830–1840-е гг. промышленный переворот создал предпосылки для развития всех сфер экономики страны, а ре-формы 1860–1870- х гг. – условия для её перехода на капитали-стические рельсы.

Основной отраслью экономики империи в XIX в. по-прежне-му оставалось сельское хозяйство. Аграрная реформа 1861 г., от-менившая крепостное право и положившая начало развитию ка-питалистических отношений, не привела к резкому улучшению положения крестьянства.

(Запись в тетради) Свои особенности имела аграрная реформа на территории Лу-ганщины, где проживало более 105 тыс. государственных и около 25 тыс. помещичьих крестьян мужского пола. При освобождении от крепостной зависимости помещичьим крестьянам выделялись неравномерные наделы – от 1,5 до 4,5 десятины земли

Работа с учебником с.60-61

Сумма выкупа за землю для крестьян рассчитывалась по-раз-ному, но почти везде превышала рыночную цену. Выкупная стоимость десятины земли в Славяносербском уезде достигала 37,5 руб., в Старобельском уезде колебалась от 33 руб. до 62,5 руб. Стремление сэкономить за счёт крестьян приводило к тому, что даже через двадцать лет после реформы большинство зе-мель принадлежало помещикам.

Объясните слова «супряга»?

Многие крестьяне, получившие личную свободу, но не имев-шие возможности самостоятельно обрабатывать собственную или арендуемую землю, нередко практиковали такую форму кол-лективной аренды и труда, как супряга.

Супряга – совместная обработка земли двумя или несколькими хозяевами, простейшая форма артели.

Одной из характерных черт пореформенного села стало со-циальное и имущественное расслоение его населения. Помимо различных категорий крестьянства (зажиточных – «жупани-ков», «дукачей», середняков – «мужиков», бедняков – «голи», или «черни»), частыми гостями сельской местности становились странствующие со своими товарами по городам и деревням коро-бейники («ниточники», «офени»).

Зажиточные крестьяне, стремившиеся к индивидуальному хозяйству, часто выступали против общинного землевладения. На Луганщине их насчитывалось около 13%.

2.Развитие предпринимательства в Луганском крае.

Учитель: Одним из положительных последствий экономических ре-форм 1860-х гг. стало развитие коллективного и частного пред-принимательства.

Среди наиболее известных предпринимателей Луганщины – выходцы из всех социальных слоев: дворянин И. Иловайский, горный инженер А. Миненков, купец М. Карпас, банкир А. Ал-чевский, крестьянин Н. Шевченко, казак С. Кошкин.

Направления предпринимательской деятельности обуслов-ливались спросом на конкретный товар или сырье. Так, еще

Вначале XIX в., в связи с развитием металлургии, возник спрос на огнеупорный кирпич, сырье для которого добывали в карьерах помещика М. Ковалевского в Славяносербском уезде. Хорошую прибыль приносили угольные копи возле с. Селезневки Славя-носербского уезда, принадлежавшие инженеру путей сообщений К. Мсциховскому.

Развитие в регионе получи-ла и коллективная предпринима-тельская деятельность. Она осу-ществлялась в форме создания торговых домов или акционерных обществ, принадлежавших куп-цам, дворянам или зажиточным крестьянам.

Работа с учебником с.68. Объясните об формировании акционерных сообществ?

3.Урбанизация и формирование новых промышленных центров. Политика правительства, ставившего целью капиталисти-ческую модернизацию страны, предусматривала прежде всего создание тяжелой промышленности и транспортной инфра-структуры. Однако для этого были необходимы значительные ма-териальные и человеческие ресурсы. Одним из центров их сосре-доточения стал Донбасс, переживший в пореформенный период настоящий промышленный бум. Благодаря наличию выгодных природных условий и геогра-фическому положению наиболее активное развитие в регионе получили такие отрасли тяжелой индустрии, как металлурги угледобыча, машиностроение, химическая промышленность.Со второй половины XIX в. на тер-ритории Екатеринославской губернии и землях Войска Донского начали про-водиться геологические работы по ис-следованию месторождения полезных ископаемых. В 1863 г. министр финан-сов М. Рейтерн поручил российско-му геологу Г. Гельмерсену провести исследование полезных ископаемых на территории Донбасса.

Физминутка

Работа с документом с.69 Выясните в чем заключалась причина увеличение выработки угля?

Учитель: Условия жизни пролетариата – шахтёров и рабочих предприя­тий – оставались крайне тяжёлыми. Несмотря на то, что за полвека их зарплата выросла почти в два раза, уровень потребления оставался низким. Более 60% заработ-ка рабочие тратили на одежду, обувь и другие товары первой необходимости. Трудовой день шахтеров составлял 12 часов, металлургов – до 11 с половиной часов. Сложными оставались бытовые условия рабочих, проживавших чаще всего в зем-лянках или бараках.

Закрепление пройденного материала:

  1. Охарактеризуйте условия труда шахтёров. 2.Охарактеризуйте быт пролетариата Луганщины во вто-рой половине XIX в

Рефлексия

Я узнал….. Я выяснил…………….

Домашнее задание

Проработать тема №5 с.73 записать железнодорожное развитие на Луганщине в конце 19 века


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!