Поисково-аналитическая беседа по содержанию рассказа: Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевленных, наделенных разумом? С помощью каких приемов автор создается одушевленность, необычность вещей. (Автор использует прежде всего олицетворение и метафора. (определение на странице учебника 121) Записать в тетрадь. Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Олицетворение – изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ. Некоторые примеры записать в тетрадь Вещи живут своей, самостоятельной, не зависящей от человека жизнью: «часы шагают, хворают, кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках». Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжно-актерское»; чайник -«добродушный комик», «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость», у некоторых вещей «страсть к путешествиях». Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая марка». Как возникают качества, присущие предметам? (Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают» - реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.) Найдите в рассказе другие художественные приемы, определите их роль. (Синтаксические приемы — риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается?»; многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические-употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь… смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг — раз! — и падает карандаш» и т. д. В рассказе множество выразительных эпитетов Эпитеты – образные определения. которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…»; «загулявшие стеклышки» и т. д.). Пересказ текста История карандаша. История пенсне. (Как сложилась судьба пенсне? Почему?) Словарная работа: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу). Продолжение беседы Что реально в рассказанных событиях? (Все предметы, описанные Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах). Что фантастика? Словарная работа: (запись в тетрадь) фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира) Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческ2)О чём, на ваш взгляд, рассказ М.Осоргина? Что можно сказать о писателе, написавшем такой рассказ? Какое чувство рассказ вызвал у вас? Обобщающий вопрос: Какова идея произведения? Вывод записать в тетрадь: Идея и цель рассказа Михаила Андреевича Осоргина "Пенсне" в том, что за обыденностью человек не видит окружающего его удивительного мира вещей, живущих своей жизнью. Автор стремится убедить читателя, что предметы каким-то непостижимым образом живут своей жизнью и обладают страстью к путешествиям. Писатель с юмором повествует о том, что "людям приписываются и страсти, и разум, и сознательность поступков, а вещам отказывается в праве на малейшее волеизъявление, на мельчайшее проявление индивидуальности". |