СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "М. А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне»: реальность и фантастика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с краткой биографией писателя, совершенствовать навыки пересказа, совершенствовать навыки анализа художественного произведения, выявить тему и идею рассказа «Пенсне», актуализировать и углубить знания учащихся по теории литературы (понятиям «метафора», «олицетворение», «эпитет»), учить грамотно высказывать свои мысли;

формировать исследовательские навыки учащихся;

развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание; воспитывать нравственное отношение..

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "М. А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне»: реальность и фантастика"»

Урок № 50

от 19.03.

от 19.03.

от 19.03.

2018

Тема

М. А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне»: реальность и фантастика

Цель урока:

познакомить с творчеством М.А. Осоргина на примере рассказа «Пенсне».

Задачи:

предметные:

познакомить учащихся с краткой биографией писателя, совершенствовать навыки пересказа, совершенствовать навыки анализа художественного произведения, выявить тему и идею рассказа «Пенсне», актуализировать и углубить знания учащихся по теории литературы (понятиям «метафора», «олицетворение», «эпитет»), учить грамотно высказывать свои мысли;

метапредметные:

формировать исследовательские навыки учащихся;

развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

личностные:

вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание; воспитывать нравственное отношение..

Тип урока: урок-наблюдение.

Методы урока: беседа, работа с текстом, слово учителя.

Технология: технология проблемного обучения, технология критического мышления, педагогического сотрудничества.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.

Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверка знания текста рассказа по ходу урока.

Наличие творческого задания.

Анализируют прочитанный текст.

Демонстрируют работы.

  1. Мотивация УУД

Беседа

- Какой раздел русской литературы мы изучаем? (20 век)

- С творческом каких писателей этого периода мы познакомились (И.А. Бунин «Кавказ», А.И. Куприн («Куст сирени»), А.А. Блок («На поле Куликовом»), С.А. Есенин (Пугачев»), И.С. Шмелев («Как я стал писателем»).

- Что объединяет этих писателей?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, запись в тетрадь.

Оформление тетради.

  1. Работа над темой

Знакомство с биографией писателя.

Чтение и пересказ параграфа.

  1. Поисково-аналитическая беседа по содержанию рассказа:

  1. Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевленных, на­деленных разумом?

  2. С помощью каких приемов автор создается одушевленность, необычность вещей.

(Автор использует прежде всего олице­творение и метафора. (определение на странице учебника 121)

Записать в тетрадь.

Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

Олицетворение – изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

Некоторые примеры записать в тетрадь

Вещи живут своей, самостоятельной, не зависящей от человека жизнью: «часы шагают, хворают, кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и ри­суется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках».

Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжно-актерское»; чайник -«добродушный комик», «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость», у некоторых вещей «страсть к путешест­виях».

Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, ре­акционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетли­вая сплетница — почтовая марка».

  1. Как возникают качества, присущие предметам?

(Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают» - реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоми­нает сидящего человека и т. д.

Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудерж­ной фантазией автора.)

  1. Найдите в рассказе другие художественные приемы, опре­делите их роль.

(Синтаксические приемы — риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается?»;

многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические-употреб­ление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь… смотрите, встаете, лезете, заглядывае­те» и т. д.), чем достигается эффект присутствия чита­теля в действии;

интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление про­сторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шля­лось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг — раз! — и падает карандаш» и т. д.

В рассказе множество выразительных эпитетов

Эпитеты – образные определения.

которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенс­не, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…»; «загулявшие стеклышки» и т. д.).

  1. Пересказ текста

  1. История карандаша.

  2. История пенсне. (Как сложилась судьба пенсне? Почему?)

  1. Словарная работа:

пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).

  1. Продолжение беседы

  1. Что реально в рассказанных событиях?

(Все предметы, описанные Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах).

  1. Что фантастика?

Словарная работа: (запись в тетрадь)

фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира)

Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческ2)О чём, на ваш взгляд, рассказ М.Осоргина?

  1. Что можно сказать о писателе, написавшем такой рассказ?

  2. Какое чувство рассказ вызвал у вас?

  3. Обобщающий вопрос:

Какова идея произведения?

Вывод записать в тетрадь:

Идея и цель рассказа Михаила Андреевича Осоргина "Пенсне" в том, что за обыденностью человек не видит окружающего его удивительного мира вещей, живущих своей жизнью. Автор стремится убедить читателя, что предметы каким-то непостижимым образом живут своей жизнью и обладают страстью к путешествиям. Писатель с юмором повествует о том, что "людям приписываются и страсти, и разум, и сознательность поступков, а вещам отказывается в праве на малейшее волеизъявление, на мельчайшее проявление индивидуальности".

  1. Физминутка

Разминку проводит учащийся.

Разминка.

  1. Рефлексия, выставление отметок

  • Чем для вас интересен был урок?

  • Что больше всего понравилось?

  • О чём ещё хотелось бы поговорить?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Д/з.

Написать рассказ «Приключение …», опираясь на пример Осоргина.

Запись в дневник.



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!