СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики для 2 го класса. К УМК «Школа 2100». По теме: «Ознакомление с новым вычислительным приемом вида 30-7».

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА

«Конспект урока математики во 2-м классе».  К УМК «Школа 2100». Тема: «Ознакомление с новым вычислительным приемом вида 30-7».

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики для 2 го класса. К УМК «Школа 2100». По теме: «Ознакомление с новым вычислительным приемом вида 30-7».»














РАЗРАБОТКА

«Конспект урока математики во 2-м классе». К УМК «Школа 2100».







Учитель 187 школы:

Гурьянова

Любовь Евгеньевна






Н. Новгород

2018 год




Тема: «Ознакомление с новым вычислительным приемом вида 30-7».

Цель: познакомить с новым вычислительным приемом вида 30-7.

Задачи:

  • Обучающие:

- познакомить детей с приемами вычислений для случаев вида 30-7;

- совершенствовать умение решать задачи;

- закреплять ранее изученные приемы сложения и вычитания;


  • Развивающие:

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать (познавательные логические УУД);

- развивать умения моделирования, выбора рационального способа вычисления, смыслового чтения (обще-учебные УУД);

- развивать умения целеполагания и планирования, прогнозирования, контроля, самоконтроля, самооценки (регулятивные УУД);

- развивать умения работать в паре, договариваться, контролировать свои действия в парной работе, управлять поведением партнера, взаимоконтроля (коммуникативные УУД).


Оборудование урока: учебник математики, тетрадь, линейка, карандаш, карточки тарелочек и яблок, мягкие тканевые мячи и 2 корзины, изображения тучки и солнышка, наборы счетных палочек.


План урока с хронометражем:


п/п

Этап урока

Время

1

Организационный момент

1 мин

2

Устный счет


2.1.

Повторение приема вычитания из 10 (аналог приема вида 30-7)

3 мин

2.2.

Повторение приема замены круглого числа суммой удобных слагаемых, одно из которых 10

3 мин

2.3.

Повторение приема сложения круглого числа с однозначным числом

3 мин

3

Ознакомление с новым вычислительным приемом вида 30-7


3.1.

Определение темы и цели урока. Проблемная ситуация.

3 мин

3.2.

Открытие вычислительного приема вида 30-7

3 мин

3.3.

Составление алгоритма способа вычисления вида 30-7

4 мин

4

Этап закрепления нового вычислительного приема вида 30-7

5 мин

5

Физкультминутка

2 мин

6

Закрепление ранее изученного материала


6.1.

Самостоятельное решение примеров (№ 6, № 7)

7 мин

6.2.

Решение задачи (№ 8)

10 мин

7

Домашнее задание

1 мин

8

Подведение итогов. Рефлексия.

2 мин



Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами посмотрим друг на друга и подарим свою улыбку своему товарищу!

- Посмотрите, все ли у вас готово для урока? Сегодня нам понадобятся учебник, тетрадь, ручка, линейка, карандаш и счётные палочки.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

Учащиеся приветствуют учителя. Настраиваются на урок с хорошим настроением.

Дети смотрят наличие оборудования, необходимого для урока.



Записывают.

  1. Устный счет

    1. Повторение приема вычитания из 10 (аналог приема вида 30-7)


- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Забрось мяч в корзину», разделившись на две команды.

- Ребята, вы должны забросить свой мяч в корзину решив правильно пример и записать свой ответ на обратной стороне доски. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок и забросит больше всего мячей. Готовы?

- Старт!

10 - 8 10 - 5 10- 9 10 -7

10 - 6 10 - 3 10 - 5 10 - 1

10 - 9 10 -4 10 - 8 10 – 2

- Давайте посмотрим, все ли мячи оказались в корзинах.

- По итогам нашей с вами игры, вторая команда побеждает, т.к. они все правильно решили, и забросили больше мячей.

- Да.




Дети играют и выполняют задание.

    1. Повторение приема замены круглого числа суммой удобных слагаемых, одно из которых 10

- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в сад собирать яблоки. Работать будем в парах. У вас на партах лежат по шесть тарелочек (рисунки) и шесть яблок. Каждая тарелочка пронумерована числом. Как называются такие числа?

- Правильно. Ваша задача положить каждое яблоко в свою корзиночку. Пара разложившая яблоки по тарелочкам правильно и быстрее всех выигрывает.

Примеры на яблоках:

  1. 10 + ? = 70

  2. 10 + ? = 20

  3. 10 + ? = 40

  4. 10 + ? = 90

  5. 10 + ? = 60

  6. 10 + ? = 80

Обозначения чисел на тарелочках:

  1. 70

  2. 30

  3. 10

  4. 50

  5. 60

  6. 80

- Ребята, кто скажет, как, вы раскладывали яблоки по тарелочкам? Аня, объясни, пожалуйста.


- Хорошо, правильно! Давайте теперь все вместе сверим.

(Если есть ошибки, то они разбираются).




- Круглые


















Аня:

- На первой тарелочке написано число 70. В нее мы положили яблоко под номером 5, потому что 70 – это 10 и 60.

Ребята сверяют свои ответы с правильными.

2.3. Повторение приема сложения круглого числа с однозначным числом

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ромашка». Играть будем командами.

- У меня на доске перевернутые ромашки. По моему сигналу первый ученик из команды подходит и переворачивает лепесток, читает пример и называет ответ (остальные записывают ответы в тетрадь). При затруднении, ответ даёт кто-либо из команды. Решив пример, ученик выбирает другого игрока, называет, и тот выходит и другую, переворачивает другой лепесток и начинает отвечать. В конце каждая команда придумывает свой пример и записывает его в сердцевине.


10+5 20+5 30+8 60+3 90+1 50+6 70+7 и т.д.

- Давайте теперь проверим, как вы решили примеры.

- Первая команда объявляет ответы первых двух примеров, остальные две команды сравнивают и оценивают правильность ответов. Затем вторая команда объявляет ответы следующих двух примеров, остальные команды оценивают. И т.д.

(Если допущены ошибки, то они подробно разбираются, разбирается способ вычисления примеров, где допущены ошибки).










Дети приступают к выполнению задания игры.





Дети поочередно выходят решают примеры, сравнивают и оценивают правильность ответов.



  1. Ознакомление с новым вычислительным приемом вида 30-7

    1. Определение темы и цели урока. Проблемная ситуация.

-Дети я на доске записала примеры:

17-2

25-3

68-7

90-10

30-7

Дима, пойдем к доске, будет записывать у доски решение, а остальные примеры с ответами в своих тетрадях.

- Вызвал ли сложность решения какой ни будь пример у вас?

- Почему?

- Ребята, в примере 90-10, уменьшаемое тоже круглое число, но вы его смогли решить.

- Значит, какой новый случай вычитания нам встретился?


- Итак, ребята, тема нашего урока сегодня звучит следующим образом: «Вычитание из круглого числа однозначного».


- Какая будет цель нашего урока?


- Да, верно!








Дима выходит к доске и решает примеры.



- Да 30-7.

- Надо вычитать из круглого числа

- В этом примере и вычитаемое-круглое число. Такие примеры мы знаем как решать.

- Вычитание из круглого числа однозначного.




- Научиться выполнять вычисления из круглого числа однозначного.

    1. Открытие вычислительного приема вида 30-7

- Ребята, подумайте, как в таких случаях можно выполнить вычитание? Можете предложить свои варианты? Оля будет записывать на доске.

- Итак, первый вариант какой? Как нужно рассуждать в решении этого способа?



- Кто может предложить другой вариант вычисления? Саша хочет? Выходи!


- Как будешь рассуждать в данном случае?


- Хорошо, присаживайся.


- Ребята, что можем сказать про число 30?

- У вас на парте лежат пучки счетных палочек. Сколько палочек в каждом пучке?

- Сколько всего палочек в трех пучках?

- Ребята, а как мы будем вычитать из 30 7, используя палочки?


- Хорошо, выполняйте!

- Ребята, сколько всего осталось палочек?

- Какое это число?

- Выполним эту операцию на числах, опираясь на образец в учебнике. Таня пойдет к доске, а вы запишите в тетрадь.






- Хорошо, присаживайся!

-Ребята, мы рассмотрели с вами несколько способов решения примеров. Какой из них вам кажется самый удобный?

Оля выходит к доске. Остальные ученики помогают ей и записывают в свои тетради.


  1. 60-1-1-1-1-1-1-1

- Надо из 60 вычитать 6 единиц. Сначала из 60 вычтем 1, получится 59. Потом из 59 вычтем 1, получится 88. И так далее до 54.


Саша выходит к доске.

  1. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

- Возьмем ряд натуральных чисел, и найдем разность 60 и 6.

60 - 6 = 54




- Оно круглое.

- 10 палочек.

- 30 палочек, т.к. это 3 десятка.

- Надо развязать один пучок палочек. И убрать из этого пучка 7 палочек.


Дети развязывают один пучок и убирают из него 7 палочек.

- 2 пучка палочек и еще три палочки. Т.е. 2 десятка и 3 единицы.

- 23

Сережа выходит к доске.

- Надо представить число 30 как сумму слагаемых чисел, одно из которых 10, т.к. мы отделили один десяток палочек. Из 10 вычтем 7, получается 3. И к другому слагаемому 20 прибавим 3, получатся 23.

30 - 7 = 20 + (10 - 7) = 23


20 10


- Последний.

    1. Составление алгоритма способа вычисления вида 30-7

- Давайте попробуем решить устно этим способом 2 примера, задание № 2 на странице 61.

- Итак, 50 – 6

- Как будем рассуждать?


- Теперь второй пример таким же образом.

70-4

- Как будем рассуждать?

- Верно!


- Далее пример 90 - 3 решите устно и проговорите вслух друг другу в парах.



-Сегодня мы с вами познакомились с новым приемом вычисления. Давайте попробуем обобщить новый материал и найти алгоритм решения примеров типа «30-7».

-Как вы считаете, что надо сделать сначала, чтобы удобно было вычислять?

- Хорошо, разложили. Что необходимо сделать дальше?

- И последнее, что необходимо сделать?


- Отлично! Сейчас составим памятку-алгоритм для нового приема. Я буду записывать на доске.

(Учитель записывает со слов учеников алгоритм на доске, корректируя, если это необходимо).





- Разложим 50 на сумму слагаемых 40 и 10, из 10 вычтем 6, получается 4. К 40 прибавим 4, получается 44.

50 - 6 = 40 + (10 - 6) = 44

- Разложим 70 на сумму слагаемых 60 и 10. Из 10 вычтем 4, получается 6. И к 60 прибавим 6, получается 66.

70 – 4 = 60 + (10 - 4) = 66



- Разложим 90 на 80 и 10. Из 10 вычтем 3, получается 7. И к 80 прибавим 7, получается 87. (Ученики вслух проговаривают друг другу в парах вычисление данного примера).




- Разложить число 30 на сумму удобных слагаемых, одно из которых 10, другое 20.

- Надо из 10 вычесть 7, получается 3.

- К 20 надо прибавить 3.

-Получим – 23.

Дети проговаривают алгоритм вычисления данного приема:

  • разложу круглое число на удобные слагаемые, одно из которых 10;

  • сначала вычту из 10 вычитаемое, т.е. единицы;

  • разность прибавлю к другому удобному слагаемому.

  1. Этап закрепления нового вычислительного приема вида 30-7

- Дети, посмотрим, как же вы усвоили новый материал!

- Решите примеры с подробным объяснением, используя алгоритм. Выполните подробную запись. К доске пойдет Катя. Задание № 3, стр. 61. Коля будет записывать, а мы вместе с ним будем проговаривать вслух, как мы решаем этот пример.

70 - 5

                     



- Теперь к доске пойдет Толя. Реши следующий пример с подробным объяснением. А мы вместе проговариваем вслух.

80 - 4

- Правильно! Садись!

- Ребята, сейчас попробуем решить пример с кратким объяснением. К доске пойдет Лена. Все остальные проговаривают вслух.

100 - 4


- Хорошо, Лена, садись!

- Еще попробуем решить пример с кратким объяснением. К доске пойдет Артем.

60 – 8


- Ребята, а сейчас поработайте в парах. Проговорите вслух друг другу по очереди, как нужно решать следующий пример из задания № 3 (61 стр. учебника).

100 – 9

- Проверим, как вы решили пример.

(Ошибки разбираются, дети подробно объясняют, как вычисляли)

- Теперь, чтобы лучше усвоить способ вычисления примеров вида «30-7», попробуйте самостоятельно решить примеры из учебника на 61 странице под чертой

80 – 8

40 – 4

- Проверим, как вы решили примеры. У кого допущены ошибки? Как нужно было правильно решать?

(Ошибки разбираются, дети подробно объясняют, как вычисляли)




Катя выходит к доске.

- Разложу 70 на сумму удобных слагаемых 60 и 10. Из 10 вычту 5, получается 5. К 60 прибавлю 5, получится 65.

70 - 5 = 60 + (10 - 5) = 65

Толя выходит к доске.

- Разложу 80 на сумму удобных слагаемых 70 и 10. Из 10 вычту 4, получится 6. К 70 прибавлю 6, получится 76.

80 – 4 = 70 + (10 – 4) = 76





Лена выходит к доске, решает.

- Из 10 вычту 4, получится 6. К 90 прибавлю 6, получится 96.

100 – 4 = 96

Артем выходит к доске, решает.

- Из 10 вычту 8, получится 2. К 50 прибавлю 2, получится 52.

60 – 8 = 52



Дети проговаривают друг другу вслух, как они решали примеры.



Ребята проверяют правильность своих ответов.





Дети самостоятельно решают примеры.


Дети проверяют свои вычисления. Если допущены ошибки, корректируют их.

  1. Физкультминутка



Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку -

Надо нам присесть и встать

Руки в стороны по шире -

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - это пять -

И па месте поскакать.

На носок, потом на пятку -

Любим делать мы зарядку.


Дети выполняют упражнения физкультминутки, затем садятся на свои места.

  1. Закрепление ранее изученного материала

    1. Самостоятельное решение примеров

- Ребята, сейчас поработаем самостоятельно. Я вам предлагаю выполнить на выбор задание № 6 или № 7. В задании № 6 нам известны результаты, но знаки для нас скрыты. Т.е. вам необходимо таким образом подставить знаки, чтобы получился данный результат. А в задании № 7 знаки проставлены, но неизвестен результат примера. Сразу скажу, что задание № 6 сложнее. Подумайте и выберите то задание, с которым вы сможете справиться, по-вашему мнению. (Дифференцированный подход)

- Ребята, кто хочет решить эти задания у доски?

- Нина хочет задание № 6, А Даша - задание № 7.


- Кто решал № 7? Давайте проверять.

13 – 6 + 7 =

11 - 7 + 9 =

8 + 4 – 5 =

9 + 5 – 7 =

12 - (18 - 9) =

16 - (12 - 7) =

- Кто допустил ошибки? Давайте разберем!

- Теперь проверим задание № 6.





- У кого есть ошибки? Давайте разберем!


- Даша и Нина, у вас как дела? Как вы решили, давайте посмотрим.









Нина и Даша выполняют вычисления примеров заданий № 6, №7, записывая их решение на закрытых крыльях доски.


Ученики проверяют свои ответы:

14, 13, 7, 7, 3, 11






Ученики проверяют свои ответы.

46 – 4 + 10 = 52

30 + 10 = 40

32 + 2 – 4 = 30

60 - 6 = 54

Ученики, которые допустили ошибки, объясняют, каким образом вычисляли примеры. При корректировке учителя исправляют ошибки.

Даша и Нина открывают свои примеры, сравнивают с правильными.

    1. Решение задачи № 8

Анализ текста задачи

- Ребята, решим задачу № 8 из учебника. Прочитайте её.

- О чем говорится в этой задаче?


- Составим схему к задаче. Что будем делать сначала.


- Хорошо, шаг обезьяны обозначили на схеме. Что будем делать дальше?




- Молодцы! Ребята, что нам еще осталось изобразить на схеме?



- Хорошо, все сделали!

Дети внимательно читают задачу.

- О трех игрушках: обезьяне, утке и слоне. О том, что Петя определил длины шагов этих игрушек.

- Начертим отрезок, который будет означать длину шага обезьяны, т.е. 15 см. Отрезок обозначим буквой «О». Над отрезком изобразим дугу, над которой напишем 15 см.

- Дальше обозначим шаг утки. Пониже отрезка шага обезьяны начертим отрезок, обозначающий длину шага утки, подпишем его буквой «У». Но он короче шага обезьяны на 10 см. Обозначим это с помощью пунктирных линий. И под отрезком длины шага обезьяны изобразим дугу и подпишем её 10 см.

- Длину шага слона. Для этого от отрезка длины шага утки проведем пунктирную линию до отрезка, который обозначим буквой «С». Т.к. длина шага слона больше длины шага обезьяны на 20 см, то отрезок длины шага слона мы продлим на 20 см длиннее, чем шаг обезьяны. Снизу под отрезком слона изобразим дугу, под которой поставим вопросительный знак. Этой дугой мы обозначаем разницу отрезков.



Поиск решения задачи

Ребята, какой вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- А что нам для этого нужно знать?

- А знаем ли мы, сколько сантиметров длина шага утки?

- А сколько сантиметров длина шага слона?

- А можем ли мы узнать, сколько всего сантиметров шаг утки?

- Какие данные для этого необходимы?

- А можем ли мы узнать, сколько сантиметров шаг слона?

- Какие данные для этого необходимы?


- Составим план решения задачи. Что мы узнаем сначала?

- С помощью какого действия мы это узнаем?



- Что мы узнаем дальше?

- С помощью какого действия мы это узнаем?



- Что затем мы сможем узнать?

- С помощью какого действия мы это узнаем?



- На сколько сантиметров шаг утки короче шага слона.

- Нет

- Длину шага утки и длину шага слона

- Нет

- Нет

- Да

- Длина шага обезьяны и на сколько шаг утки короче шага обезьяны.

- Да

- Длина шага обезьяны и на сколько шаг слона длиннее шага обезьяны

- Длину шага утки.

- С помощью вычитания. Надо из длины шага обезьяны вычесть столько сантиметров, на сколько шаг утки короче шага обезьяны, т.е. на 10 см.

- Длину шага слона

- С помощью сложения, потому что шаг слона длиннее шага обезьяны на 20 см. Т.е. к длине шага обезьяны надо прибавить еще 20 см.

- На сколько сантиметров шаг утки короче шага слона.

- С помощью вычитания. Надо из длины шага слона вычесть длину шага утки


Решение задачи, его оформление и формулировка ответа

Запись решения выполняется самостоятельно.

- Итак, ребята, сколько сантиметров составляет шаг утки?


- А сколько сантиметров шаг слона?


- На сколько шаг утки короче шага слона?



- Запишем решение задачи с помощью выражения.


- Как мы запишем ответ?

- А сейчас ребята обменяемся тетрадями и проверим друг друга. На доске образец решения.



1) 15 - 10 = 5 (см)


2) 15 + 20 = 35 (см)


На 30 сантиметров

3) 35 - 5 = 30 (см)


(15 + 20) - (15 – 10) = 30 (см)


Ответ: шаг утки короче шага слона на 30 сантиметров.


Ребята обмениваются тетрадями и проверяют решение задачи

  1. Домашнее задание

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание: с.61 учебника, задача № 5, оставшиеся два примера под чертой: 100- 7, 70 – 2. Если кто желает, может еще выполнить задание на полях учебника. Там вам необходимо поставить правильный знак «+» или «-», и правильно подобрать вычитаемое или слагаемое.

Дети записывают домашнее задание в дневники.

  1. Подведение урока. Рефлексия.

- Подошёл к концу наш урок. Ребята, чему мы сегодня научились?

- Ребята, что получилось?


- Что было интересным сегодня?


-На листочке оцените свою работу. Раскрасьте тучку или солнышко. 

- Научились, как вычислять примеры нового вида 30-7.

- Составить алгоритм нового способа вычисления, решать правильно примеры.

- Решение задачи, игры в начале урока.


-Дети расскрашивают.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!