СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики по теме "Доли".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики по теме "Доли" для учащихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме "Доли".»


Конспект урока математики по теме

«Доли. Запись долей в виде обыкновенной дроби». 4-й класс.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Основная цель: познакомить с долями и их записью.

Задачи:

1.Образовательные:

  • дать понятие о доле числа, о составных частях доли числа;

  • уточнить понятия пространственных отношений: выше, ниже, посередине;

  • закреплять знания состава изученных чисел, совершенствовать навыки счёта и сложения.

2. Развивающие:

  • развивать интеллектуальные умения: формировать мыслительные операции;

  • развивать коммуникативные умения: самостоятельно находить необходимую информацию в тексте учебника;

  • развивать организационные умения: самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать и исправлять ошибки;

  • развивать логическое мышление речь.

3. Здоровьесберегающие:

  • создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;

  • вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Планируемые результаты:

Личностные

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

организовать и упорядочить знания;

принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

отстаивать свои права.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

- учиться работать в парах, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

 Урок пора нам начинать.

Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка -  залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

II.  Актуализация знаний.

Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Задание первое: тест.

Работа в парах.
 - Можете приступать к выполнению задания. 

1)Выбери верный ответ

8*9

63; 72; 64; 81.

2) Произведение 5 и 8 равно:

45; 35; 40; 32.

3) На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 48?

5; 6; 7; 8.

4) Частное 42 и 6 равно:

7; 5; 8; 9.

5) Какое из чисел не делится на 8?

40; 72; 35; 56.

6) Какое из данных чисел делится на 5?

20; 32; 36; 42.

7) Чему равно значение х в уравнении х:4=8?

2; 12; 4; 32.

8) Сколько раз по 4 содержится в числе 12?

5; 8; 3; 9.

 

7

3

40

64

32

72

9

6

35

20

л

н

п

с

и

а

к

е

ь

с

72  40  6  7  35  20  32  3
а     п   е  л   ь   с     и    н                Слайд 2-3

- Проверим. Правильно ли вы выполнили тест.

– Если ответы верны, то получится слово, а какое вы узнаете чуть позже.

– Вы скажете, причём тут апельсин, когда у нас математика?

– А он нам поможет назвать тему урока.

Физминутка

После работы с ноутбуком обязательно нужно дать отдохнуть нашим глазкам, шее, плечам.
Зарядка для глаз – вращение по кругу, вправо-влево, вниз – вверх.
Для шеи – вращение головой.
Для плеч – вращение плечами, поднимаем плечи вверх, опускаем вниз.

 III.       Постановка темы урока.

– Задание второе. Посмотрим, как животные делили апельсин.  Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.  Слайд 4

- Как в песенке, животные называют равные части?  (Дольки).

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).

– Сколько долек поучил каждый?  (Одну дольку апельсина).

- Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин?  (Да).

- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).

- Сформулируйте тему урока.  ( Тема урока:«Доли»).

VI.     Постановка цели и задач урока.

- Как на языке математики  назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)

- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

V.   Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин

- Сколько частей досталось каждому животному?  ( По одной части).

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)

Слайд 5

 (На доске появляется запись: 1 часть из 5).

В математике пишут короче: 1/5.  Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.

- Когда мы «делим»  натуральные числа, то используем знак (:).

- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Кто догадался, как называется данная запись?  (Дробь).

-  Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

VI.   Первичная проверка понимания

Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.

1) Практическая работа.

-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось?  (Две равных части).

- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.

-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).

-Закрасьте одну такую долю полоски.

- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски?  (Измерить линейкой.

 6 : 2 = 3 см).

Запись в тетради. Слайд 6

-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)

- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.

Запись в тетради. Слайд 7

Физминутка

2) Сравнение дробей.

Слайд 8

- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.

- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).

- Какую долю получит каждый гость? (1/3)

- Запишите дробь. Проверьте себя.

-  А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой.

- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 частей)

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).

Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.

- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.

Слайд 9

- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)

Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)

V II.   Первичное закрепление. 

Работа по учебнику

1. Стр. 80 №1. (уст)

– Итак, пирог разделён на 6 равных частей.

– Взяли 1 такую часть

– Это  1/6 доля пирога
– И вам нужно узнать, какая доля получится, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога.
– Значит, что мы должны сделать с каждой шестой? (Разделить на 2 равные части)
– У вас у каждого «пирог», разделённый на 6 равных частей.
– Разделите каждую шестую долю пирога на две равные части.
– Сколько равных частей получили? (12)
– Значит, какая доля получится?  (1/12)
– Сравните: какая доля больше:  (1/6 или 1/12)

Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.

2. Стр. 81 № 3.

– Прочитаем задание.
– Какую фигуру надо начертить? (Квадрат). 
– Чему равна сторона квадрата?
- Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну девятую его часть, одну третью.
- Почему именно равных?
- Нужна доля, значит, части должны быть равными.
- На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/9?   (На 9 частей.)

_ Сколько клеточек будет в одной девятой доле? Какой формы будет эта доля? 
(Квадрат).
- Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю.
- Перечертите такой же квадрат рядом, разделите его так, чтобы получить 1/3.
- Кто догадался?  Какой формы будет одна третья? (Прямоугольной формы).
- Закрасить, подписать.

3. Самостоятельная работа. Выполнение теста.

Слайд 10-12

VIII. Задание на сообразительность.

Слайд 13

- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.

После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.

- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)

Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.

IX. Итог урока.

– Какая тема урока была?

- Какие задачи мы перед собой ставили? Что такое доля?
– Как называется число, которое пишем над чертой?
– Что показывает числитель?
– Как называется число, которое под чертой? Что показывает знаменатель?
– А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали?

- В завершение нашего урока я хочу вас угостить мандаринами. Но я вам дам не каждому по мандарину, а по одному на двоих. Как вы думаете, почему?  (Чтобы поупражняться в делении на доли, в выборе дроби для обозначения каждой из них. 

Х. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия.
Рефлексия проводится с помощью приема «Ступеньки роста».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!