КВАДРАТНЫЙ КИЛОМЕТР. КВАДРАТНЫЙ МИЛЛИМЕТР
Цели: познакомить учащихся с новыми единицами площади – с квадратным километром и квадратным миллиметром; научить пользоваться этими единицами площади; закрепить знание таблицы единиц площади, а также умение решать задачи и уравнения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Переведите.
2 м2 = … дм2 3 м2 = … см2
5 м2 = … дм2 9 м2 = … см2
18 м2 = … дм2 6 дм2 = … см2
200 см2 = … дм2 15 дм2 = … см2
800 см2 = … дм2 40 дм2 = … см2
1 200 см2 = … дм2 8 м2 = …см2
2. Найдите значение выражений.
(24 + 8) • 4 (56 – 24) : 8 56 : 4 • 0
56 – (8 • 4 + 24) 56 • 4 : 8 – 24 24 • 8 – 56 : 4
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Ребята, какие единицы площади вы уже знаете?
Дети. Квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр.
Учитель. Верно. Сегодня мы с вами познакомимся еще с двумя единицами площади. Самая большая единица длины, которую вы знаете, – километр. Квадрат, сторона которого равна 1 км, – квадратный километр. Сокращенное название этой единицы площади записывается так: 2 км2, 16 км2. В квадратных километрах измеряют площади государств, республик, городов, областей. Давайте вычислим, сколько в 1 км2 содержится квадратных метров, зная, что 1 км = 1 000 м.
Дети. В одном ряду 1 000 м, а таких рядов 1 000, значит, всего будет 1 000 • 1 000 = 1 000 000. Значит, 1 км2 = 1 000 000 м2.
Учитель. Для измерения очень маленьких площадей используют квадратный миллиметр – это квадрат, сторона которого 1 мм. Сокращенно записывают: 4 мм2, 25 мм2.
Давайте вычислим, сколько в 1 см2 квадратных миллиметров, зная, что 1 см = 10 мм.
Дети. В одном ряду 10 мм, а таких рядов 10, значит, всего будет 10 • 10 = 100. В 1 см2 будет 100 мм2.
После этого учащиеся открывают учебник на с. 41 и читают вводную статью.
Для закрепления учащиеся под руководством учителя выполняют задания 185, 186, 187.
На с. 42 учащиеся выполняют с комментированием задание 188.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачи 189 (1, 2) учащиеся решают с комментированием у доски.
Сначала дети читают задачу 189 (1) и под руководством учителя выполняют к ней схематический чертеж.
1) 420 – 180 = 240 (км) – прошел
2) 240 – 180 = 60 (км)
О т в е т: на 60 км прошел больше, чем осталось.
После чтения задачи 189 (2) учащиеся также выполняют схематический чертеж, а затем записывают буквенное выражение.
2 • 3 + с
2. Решение уравнений.
Выполняя задание 192, дети под руководством учителя сначала составляют уравнения, а потом самостоятельно их решают.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали?
Дети. Мы познакомились с новыми единицами площади и их соотношениями с другими единицами площади.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Мы повторяли решение задач и уравнений.
Домашнее задание: задания 190, 191; тетрадь № 1, с. 26, № 42, 43.