5 класс
МАТЕМАТИКА
Урок №22
Тема: Умножение. Законы умножения.
Цель: освежить и обобщить знания по умножению натуральных чисел; рассмотреть
переместительный и сочетательный законы.
Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.
II. Анализ контрольной работы
Учитель оглашает ученикам оценки за контрольную работу, раздаёт тетради, для ознакомления с допущенными ошибками.
III. Постановка темы и целей урока
Учитель пишет на доске тему урока.
– С операцией умножения вы знакомы с младшей школы.
– Что такое умножение? Какие его законы вы знаете? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе урока.
IV. Изучение нового материала
Умножить натуральное число 4 на натуральное число 2 – значит, найти сумму четырёх слагаемых, каждое из которых 2:
4 ∙ 2 = 2 + 2 + 2 + 2= 8.
Числа 2 и 4 называют множителями, 8 – произведением. Умножить число а на натуральное число b – значит, найти сумму а одинаковых слагаемых, каждое из которых равно b.
Умножение – это арифметическое действие второй ступени.
Запомните, а лучше запишите:
а
1= а
а = а
а
0= 0.
Ну, а теперь давайте перейдём к изучению законов, а точнее к их вспоминанию, ведь с ними вы работали ещё в начальной школе.
Переместительный закон умножения звучит так:
От перестановки мест множителей произведение не изменяется (аb = bа).
В этом легко убедиться:
4 ∙ 2 = 8
2 ∙ 4 = 8
8 = 8
4 ∙ 2 = 2 ∙ 4
Ребята, вы уже знаете, что результатами умножения нескольких множителей не зависит от порядка выполнения умножения. Например, чтобы найти произведение чисел 2, 10 и 5 можно сначала перемножить числа 2 и 10, а затем их произведение умножить на 5. Но можно сначала умножить 10 на 5, а потом их произведение умножить на 2. Для рассматриваемого примера получи:
(2 ∙ 10) ∙ 5 = 2 ∙ (10 ∙ 5).
Данное свойство справедливо для любых чисел а, b и с и его называют сочетательным законом умножения:
Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего:
(а ∙ b) ∙ с = а ∙ (b ∙ с).
V. Решение упражнений
Учитель проводит фронтальный опрос по № 82, №83 и №86.
№ 87 – выполнение с мест с комментированием действий и вычислений. Упражнение выполняют два ученика с низкой успеваемостью.
№ 89 – выполнение с мест с комментированием коллективно.
№ 90(а) – выполняет ученик устно.
№ 91 – выполняется с мест коллективно.
VI. Закрепление изученного материала
Проводится самостоятельная работа по № 92:
I вариант – решает примеры «а», «г», «ж», «б», «з».
II вариант – решает примеры «в», «д», «е», «и», «з».
VI. Рефлексия
– Ребята, как вы можете оценить свою работу на уроке по 12-балльной шкале?
– Поставьте себе на полях оценку по 12-балльной шкале.
– Кто, по вашему мнению, активно работал на уроке?
VII. Подведение итогов урока
Учитель выставляет оценки, тем самым подводит итоги урока.
VII. Анонс домашнего задания
-
Прочитать §1.7
-
Решить №88, №90(б).