СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Пространственные представления. Верх. Низ".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики в 1 классе на тему "Пространственные представления. Верх. Низ" из раздела "Подготовка к изучению чисел". К данному конспекту есть презентация, размещенная на этой странице.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 1 классе по теме "Пространственные представления. Верх. Низ".»

1 класс. Математика.

Тема: «Пространственные отношения. Вверху. Внизу.»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: выявить умения ориентироваться в пространстве и соотносить понятия «сверху», «снизу», «выше», «ниже».

Задача:

- актуализировать и систематизировать первоначальные представления о пространственных отношениях и ориентировке в пространстве.

Ресурсы:

- презентация «Урок № 3. Пространственные представления. Вверху. Внизу.»

- учебник М.И. Моро «Математика.1 класс». I часть.

- «Рабочая тетрадь» М.И. Моро «Математика. 1 класс». I часть.



Планируемые результаты

Предметные

Метапердметные

Личностные

- использовать в речи слова «вверху», «внизу», «выше», «ниже»;

- определять местоположение предмета в пространстве.

- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

- научиться моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию;


- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;

- ориентироваться в пространстве.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

- Откройте ваши тетрадки и возьмите ручки. Посмотрите, какое задание придумал для вас сегодня Старательный Карандаш.(Слайд № 2)

Верхнюю строчку вы должны заполнить короткими наклонными линиями, которые идут сверху вниз, от одного угла клеточки, к другому. Обратите внимание на то, что линии располагаются не в каждой клеточке, а через одну.

(Дети выполняют задание).

- Пропустите одну клеточку вниз, и начните писать длинные линии, которые растянулись на две клеточки вниз. Начинаем чертить линии от уголка верхней клеточки, наискосок к углу нижней клеточки.
(Дети выполняют задание).



II. Актуализация знаний

Устный счёт и работа в ученической тетради.

- Вы уже умеете считать до десяти? (Да)

(Считаем в пределах десяти: 1- 10, 2-8, 4-9)

- А обратно? (Да)

(Обратный счёт в пределах десяти: 10- 1, 9 – 2, 8- 4)

- Можете пересчитать количество предметов? (Да)

- Попробуйте!

(Слайд №3)

- Пересчитайте кубики, начиная с фиолетового сверху вниз (начиная с жёлтого), начиная с серого (снизу вверх).(Счёт кубиков на слайде).

- Мы пересчитывали кубики сверху вниз и снизу вверх и начинали с середины. Количество кубиков изменялось? (Нет).

- Почему? (Потому, что мы ничего не добавляли и ничего не убирали).

- Обведите в тетради столько клеток, сколько кубиков на экране. Раскрасьте второй квадратик в красный цвет, третий – в синий, пятый – в жёлтый, седьмой – в зелёный.

- На экране расцвел Цветик – Семицветик. Что значит слово «семицветик»? (Это значит, что у цветка семь лепестков разного цвета).

- Давайте, пересчитаем лепестки у цветка, начиная со светло-зелёного. Сколько их? (Восемь)

- Как мы можем назвать наш цветочек? (Восьмицветик).

- Нарисуйте в тетради , под квадратиками, столько кружков, сколько лепестков на цветке. Скажите чего больше квадратиков или кружков? (Кружков)

- На сколько? (На один кружок больше).

- Раскрасьте четвёртый кружок – в синий цвет, восьмой – в зелёный.

- К цветку прилетели бабочки отдохнуть от порхания. Сколько их? (Пять)

- Нарисуйте столько треугольников, сколько на экране бабочек. Раскрасьте первый треугольник в зелёный цвет, третий – в жёлтый, пятый – в красный.

- А вот и красивые шары появились. Они тоже хотят, чтобы их пересчитали. Сколько шаров? (Четыре).

- Какого цвета самый верхний шар? (Красного).

- Какого цвета шар, который находиться внизу? (Жёлтого)

- Какого цвета шар, находиться между красным и голубым? (Тёмно-синий).

- Какого цвета шар, находиться между тёмно-синим и жёлтым? (Голубой)



III. Постановка учебной задачи

(Слайд №4)

Игра «Помоги котятам разложить вещи»

(Учитель читает стихотворение).

- День уборки в доме кошки.

Мама объясняет крошкам,

-Прибираемся в прихожей,

В комнате, на кухне – тоже,

Маме-кошке помогите,

Свои вещи в шкаф сложите:

Шапки – вверх,

А обувь – вниз.

И тогда вас ждёт сюрприз.

Малыши стоят, гадают:

Где же верх?

Где низ?

Не знают!

Помоги им разобраться!

Им никак не догадаться!

- Поможем котятам навести порядок в шкафу?

- Для начала объясните котятам: полки розового цвета – находятся вверху или внизу шкафа?(Вверху).

- Какие вещи мама кошка велела сложить вверх? (Шапки)

- Подскажите котятам, где находятся полочки зелёного цвета?(Внизу)

- Что должны сложить на эти полки котята?(Обувь)

- Что ж порядок наведён, осталось только постелить коврик! Где появится коврик- вверху или внизу?(Внизу)



IV. Работа по теме урока

(Слайд №5)

Что вверху? Что внизу?

- Котятам так понравилось определять где верх, а где низ, что когда они зашли в свою комнату, начали задавать друг другу вопросы: что вверху и что внизу? Давайте и мы присоединимся к этой игре! Что находиться вверху на стене? (Картина, часы и полочка с игрушками).

- Какие игрушки стоят на верхней полочке? (Юла и мячик).

- Что находиться на нижней полочке для игрушек? (Ванька-встанька и машинка).

- Что изображено на картине? (Два котёнка).

- Какой из котят находится сверху? (Синий котёнок)

- Как мы можем о нём сказать? (Синий котёнок сидит на стуле).

- Котёнок какого цвета сидит внизу?(Рыжий).

- Как мы можем о нём сказать? (Рыжий котёнок сидит под стулом)

- Какой предмет находится на стене между полочкой с игрушками и картиной? (Часы).

- Перечислите игрушки ,которые находятся внизу, на полу? (Кукла, пирамидка, мячик, машинка и мишка).

- Что ещё лежит внизу комнаты? (Коврики , а на ковриках котята).

- Что находится между верхом и низом? (Стол).

- Какой предмет лежит на столе? (Книга).

- Какой предмет лежит под столом? (Мячик).

- Что мы можем сказать о мячике и книге? (Мячик – внизу, а книга вверху)

- Можем мы сказать, что книга находится над мячиком, а мячик под книгой? (Да, можем).

- Посмотрите на синие стрелочки, расскажите какие направления они показывают? (Стрелки показывают верх и низ).

Кто выше? Кто ниже?

(Слайд № 5)

- После того как котята выяснили в комнате что находиться вверху, а что внизу, они выглянули в окно. Кого же они там увидели? (Жирафа и белочку, двух зайчат, которые качались на качелях и щенка с котёнком).

- Встретились белочка и жираф. Кто из них выше, а кто ниже? (Жираф- выше, а белочка – ниже).

- «Здравствуй, белочка!» - сказал жираф и посмотрел …Куда посмотрел жираф, чтобы поздороваться с белкой? (Вниз).

- «Добрый день, жираф!» - ответила белочка глядя на жирафа. Куда, должна была посмотреть белка, чтобы поприветствовать жирафа? (Вверх).

- И у них завязалась приятная беседа. Немного в стороне стояло дерево. Кто сидел на дереве? (Котёнок).

- Кто поджидал котёнка под деревом? (Щенок)

- Кто из них находиться выше, а кто ниже? (Выше – котёнок, ниже – щенок).

- Посмотрите, как весело качаются на качелях зайчата! Как можно словами описать движения качели? (Вверх – вниз, вверх – вниз, вверх – вниз).

- Когда один зайчонок находится вверху, где находится второй? (Внизу).

- Обратите внимание на стрелочки сбоку картинки, скажите какое направление показывают они? (Верх и низ).



Что выше? Что ниже?

(Слайд №6)

- Котята вышли на улицу и продолжили сравнивать все предметы: что выше и что ниже. Они увидели на улице два дома, один из которых, многоэтажный, а другой одноэтажный. Какой из этих домов выше, а какой ниже?(Многоэтажный дом - выше, одноэтажный – ниже).

- Посчитайте, сколько в нём этажей?(Шесть)

- По дороге мчались автомобили: грузовики и легковые. Котята сравнили и их. Попробуйте и вы сделать это. Ответьте, какие машины выше, какие – ниже? (Грузовики – выше, легковые – ниже).

- Рядом с домом, в котором жили котята, было летнее кафе, столики и стулья стояли прямо на улице. Котята сравнили и их . Какой ответ они дали? (Стол выше, а стул – ниже).

- Куда показывают стрелочки на картинке? (Вверх и вниз).



Сравнение геометрических фигур (плоских и объёмных)(Слайд № 7)

- Посмотрите на эти фигуры, кто сможет назвать их? (Конус, цилиндр, шар, куб).

- Сверху над каждой из этих фигур висит светильник, подумайте: если включить эти лампы, какой формы будут тени от фигур?

- Вот конус, назовите фигуру тени от него.(Треугольник).

- Проверим!

- Вот цилиндр, назовите фигуру тени от него.(Прямоугольник).

- Проверим!



- Вот шар, назовите фигуру тени от него.(Круг).

- Проверим!

- Вот куб, назовите фигуру тени от него.(Квадрат).

- Проверим!

- Подумайте, в чём разница между фигурами и тенями, которые они отбрасывают?(Фигуры – объемные, а их тени плоские).



V. Закрепление изученного материала

Работа в ученической тетради

- Раскройте свою тетрадь, предположите, где у этой школьной принадлежности верх, а где низ? Покажите. (Дети показывают)

- А теперь, за красной чертой, на «полях» вашей тетради, нарисуйте красным карандашом стрелочку, которая показывает вверх, а синим карандашом, стрелочку, которая показывает вниз.



VI. Рефлексия

- Что мы изучали сегодня уроке? (Где верх, где – низ)

- С помощью чего можно отметить верх и низ какого-нибудь предмета? (С помощью стрелочек)



VI. Итоги урока

- Поднимите руку, кому было трудно на уроке?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!