1 класс. Математика.
Тема: «Пространственные отношения. Вверху. Внизу.»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: выявить умения ориентироваться в пространстве и соотносить понятия «сверху», «снизу», «выше», «ниже».
Задача:
- актуализировать и систематизировать первоначальные представления о пространственных отношениях и ориентировке в пространстве.
Ресурсы:
- презентация «Урок № 3. Пространственные представления. Вверху. Внизу.»
- учебник М.И. Моро «Математика.1 класс». I часть.
- «Рабочая тетрадь» М.И. Моро «Математика. 1 класс». I часть.
Планируемые результаты
Предметные | Метапердметные | Личностные |
- использовать в речи слова «вверху», «внизу», «выше», «ниже»; - определять местоположение предмета в пространстве. | - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - планировать деятельность на уроке под руководством учителя; - научиться моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию; | - проявлять интерес к математике; - осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке; - ориентироваться в пространстве. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Откройте ваши тетрадки и возьмите ручки. Посмотрите, какое задание придумал для вас сегодня Старательный Карандаш.(Слайд № 2)
Верхнюю строчку вы должны заполнить короткими наклонными линиями, которые идут сверху вниз, от одного угла клеточки, к другому. Обратите внимание на то, что линии располагаются не в каждой клеточке, а через одну.
(Дети выполняют задание).
- Пропустите одну клеточку вниз, и начните писать длинные линии, которые растянулись на две клеточки вниз. Начинаем чертить линии от уголка верхней клеточки, наискосок к углу нижней клеточки.
(Дети выполняют задание).
II. Актуализация знаний
Устный счёт и работа в ученической тетради.
- Вы уже умеете считать до десяти? (Да)
(Считаем в пределах десяти: 1- 10, 2-8, 4-9)
- А обратно? (Да)
(Обратный счёт в пределах десяти: 10- 1, 9 – 2, 8- 4)
- Можете пересчитать количество предметов? (Да)
- Попробуйте!
(Слайд №3)
- Пересчитайте кубики, начиная с фиолетового сверху вниз (начиная с жёлтого), начиная с серого (снизу вверх).(Счёт кубиков на слайде).
- Мы пересчитывали кубики сверху вниз и снизу вверх и начинали с середины. Количество кубиков изменялось? (Нет).
- Почему? (Потому, что мы ничего не добавляли и ничего не убирали).
- Обведите в тетради столько клеток, сколько кубиков на экране. Раскрасьте второй квадратик в красный цвет, третий – в синий, пятый – в жёлтый, седьмой – в зелёный.
- На экране расцвел Цветик – Семицветик. Что значит слово «семицветик»? (Это значит, что у цветка семь лепестков разного цвета).
- Давайте, пересчитаем лепестки у цветка, начиная со светло-зелёного. Сколько их? (Восемь)
- Как мы можем назвать наш цветочек? (Восьмицветик).
- Нарисуйте в тетради , под квадратиками, столько кружков, сколько лепестков на цветке. Скажите чего больше квадратиков или кружков? (Кружков)
- На сколько? (На один кружок больше).
- Раскрасьте четвёртый кружок – в синий цвет, восьмой – в зелёный.
- К цветку прилетели бабочки отдохнуть от порхания. Сколько их? (Пять)
- Нарисуйте столько треугольников, сколько на экране бабочек. Раскрасьте первый треугольник в зелёный цвет, третий – в жёлтый, пятый – в красный.
- А вот и красивые шары появились. Они тоже хотят, чтобы их пересчитали. Сколько шаров? (Четыре).
- Какого цвета самый верхний шар? (Красного).
- Какого цвета шар, который находиться внизу? (Жёлтого)
- Какого цвета шар, находиться между красным и голубым? (Тёмно-синий).
- Какого цвета шар, находиться между тёмно-синим и жёлтым? (Голубой)
III. Постановка учебной задачи
(Слайд №4)
Игра «Помоги котятам разложить вещи»
(Учитель читает стихотворение).
- День уборки в доме кошки.
Мама объясняет крошкам,
-Прибираемся в прихожей,
В комнате, на кухне – тоже,
Маме-кошке помогите,
Свои вещи в шкаф сложите:
Шапки – вверх,
А обувь – вниз.
И тогда вас ждёт сюрприз.
Малыши стоят, гадают:
Где же верх?
Где низ?
Не знают!
Помоги им разобраться!
Им никак не догадаться!
- Поможем котятам навести порядок в шкафу?
- Для начала объясните котятам: полки розового цвета – находятся вверху или внизу шкафа?(Вверху).
- Какие вещи мама кошка велела сложить вверх? (Шапки)
- Подскажите котятам, где находятся полочки зелёного цвета?(Внизу)
- Что должны сложить на эти полки котята?(Обувь)
- Что ж порядок наведён, осталось только постелить коврик! Где появится коврик- вверху или внизу?(Внизу)
IV. Работа по теме урока
(Слайд №5)
Что вверху? Что внизу?
- Котятам так понравилось определять где верх, а где низ, что когда они зашли в свою комнату, начали задавать друг другу вопросы: что вверху и что внизу? Давайте и мы присоединимся к этой игре! Что находиться вверху на стене? (Картина, часы и полочка с игрушками).
- Какие игрушки стоят на верхней полочке? (Юла и мячик).
- Что находиться на нижней полочке для игрушек? (Ванька-встанька и машинка).
- Что изображено на картине? (Два котёнка).
- Какой из котят находится сверху? (Синий котёнок)
- Как мы можем о нём сказать? (Синий котёнок сидит на стуле).
- Котёнок какого цвета сидит внизу?(Рыжий).
- Как мы можем о нём сказать? (Рыжий котёнок сидит под стулом)
- Какой предмет находится на стене между полочкой с игрушками и картиной? (Часы).
- Перечислите игрушки ,которые находятся внизу, на полу? (Кукла, пирамидка, мячик, машинка и мишка).
- Что ещё лежит внизу комнаты? (Коврики , а на ковриках котята).
- Что находится между верхом и низом? (Стол).
- Какой предмет лежит на столе? (Книга).
- Какой предмет лежит под столом? (Мячик).
- Что мы можем сказать о мячике и книге? (Мячик – внизу, а книга вверху)
- Можем мы сказать, что книга находится над мячиком, а мячик под книгой? (Да, можем).
- Посмотрите на синие стрелочки, расскажите какие направления они показывают? (Стрелки показывают верх и низ).
Кто выше? Кто ниже?
(Слайд № 5)
- После того как котята выяснили в комнате что находиться вверху, а что внизу, они выглянули в окно. Кого же они там увидели? (Жирафа и белочку, двух зайчат, которые качались на качелях и щенка с котёнком).
- Встретились белочка и жираф. Кто из них выше, а кто ниже? (Жираф- выше, а белочка – ниже).
- «Здравствуй, белочка!» - сказал жираф и посмотрел …Куда посмотрел жираф, чтобы поздороваться с белкой? (Вниз).
- «Добрый день, жираф!» - ответила белочка глядя на жирафа. Куда, должна была посмотреть белка, чтобы поприветствовать жирафа? (Вверх).
- И у них завязалась приятная беседа. Немного в стороне стояло дерево. Кто сидел на дереве? (Котёнок).
- Кто поджидал котёнка под деревом? (Щенок)
- Кто из них находиться выше, а кто ниже? (Выше – котёнок, ниже – щенок).
- Посмотрите, как весело качаются на качелях зайчата! Как можно словами описать движения качели? (Вверх – вниз, вверх – вниз, вверх – вниз).
- Когда один зайчонок находится вверху, где находится второй? (Внизу).
- Обратите внимание на стрелочки сбоку картинки, скажите какое направление показывают они? (Верх и низ).
Что выше? Что ниже?
(Слайд №6)
- Котята вышли на улицу и продолжили сравнивать все предметы: что выше и что ниже. Они увидели на улице два дома, один из которых, многоэтажный, а другой одноэтажный. Какой из этих домов выше, а какой ниже?(Многоэтажный дом - выше, одноэтажный – ниже).
- Посчитайте, сколько в нём этажей?(Шесть)
- По дороге мчались автомобили: грузовики и легковые. Котята сравнили и их. Попробуйте и вы сделать это. Ответьте, какие машины выше, какие – ниже? (Грузовики – выше, легковые – ниже).
- Рядом с домом, в котором жили котята, было летнее кафе, столики и стулья стояли прямо на улице. Котята сравнили и их . Какой ответ они дали? (Стол выше, а стул – ниже).
- Куда показывают стрелочки на картинке? (Вверх и вниз).
Сравнение геометрических фигур (плоских и объёмных)(Слайд № 7)
- Посмотрите на эти фигуры, кто сможет назвать их? (Конус, цилиндр, шар, куб).
- Сверху над каждой из этих фигур висит светильник, подумайте: если включить эти лампы, какой формы будут тени от фигур?
- Вот конус, назовите фигуру тени от него.(Треугольник).
- Проверим!
- Вот цилиндр, назовите фигуру тени от него.(Прямоугольник).
- Проверим!
- Вот шар, назовите фигуру тени от него.(Круг).
- Проверим!
- Вот куб, назовите фигуру тени от него.(Квадрат).
- Проверим!
- Подумайте, в чём разница между фигурами и тенями, которые они отбрасывают?(Фигуры – объемные, а их тени плоские).
V. Закрепление изученного материала
Работа в ученической тетради
- Раскройте свою тетрадь, предположите, где у этой школьной принадлежности верх, а где низ? Покажите. (Дети показывают)
- А теперь, за красной чертой, на «полях» вашей тетради, нарисуйте красным карандашом стрелочку, которая показывает вверх, а синим карандашом, стрелочку, которая показывает вниз.
VI. Рефлексия
- Что мы изучали сегодня уроке? (Где верх, где – низ)
- С помощью чего можно отметить верх и низ какого-нибудь предмета? (С помощью стрелочек)
VI. Итоги урока
- Поднимите руку, кому было трудно на уроке?