МОУ «Свинецкая основная общеобразовательная школа»
План – конспект
урока математики в 4 классе по теме
(по учебнику М.И.Моро УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов
Ровенских С.В.
Тема: Нахождение нескольких долей целого
Планируемые результаты:
предметные: актуализировать знания о долях, совершенствовать умение находить долю от целого, создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких долей целого, учить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.
познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты; структурировать знания;
регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и удерживать в течение урока, осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронное приложение, магнитная доска, карточки с заданиями, раздаточный материал (круги), ножницы, листы самооценки, учебники по математике 4 класс М.И.Моро, тетради
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
- Ребята! Готовы к уроку?
- На вас надеюсь я, друзья,
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.
- Ребята, какое сегодня число? (25 ноября)
-25 - это число однозначное? (нет, двузначное, в его запись входят две цифры)
- Чётное или нечётное? (нечётное)
- Назовите соседей числа 25 (24, 26)
- Что обозначает цифра 2 в записи числа 25? (кол-во десятков)
- Что обозначает цифра 5 в записи числа 25? (кол-во единиц)
- Произведение каких чисел равно 25? (5·5)
-Молодцы! Откройте тетради и запишите «25 ноября, классная работа»
- Посмотрите на доску (СЛАЙД)
Чертеж на доске.
6см
S - ?
- Вспомните, как найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)
- Чему равна площадь данного квадрата? (6·6=36см2)
6 · 6 = 36 (см2)
Ответ: S=36см2
- А теперь нам нужно найти площадь закрашенной фигуры. (СЛАЙД)
- Можем ли мы это сделать? (нет)
S - ?
- Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника.)
- Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?
- Сегодня на уроке мы откроем секрет, как найти площадь этой фигуры. даже не зная формулы.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
- Но прежде, выполним задания.
1.Круговые примеры (СЛАЙД)
2.Устно решите задачи:
Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник два десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за один час? (1200 насекомых)
Многие животные любят поспать. Чемпионом среди них является маленький зверек, которого так и называют – соня. Бодрствует он всего 3 часа в сутки. Сколько часов спит соня? (21 час спит) На сколько больше часов он спит, чем бодрствует? (на 18 часов)
Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 250 живут в Японии, 200 – в России. Сколько этих журавлей живут в других странах? (550 птиц)
- Молодцы! Ребята, а кто знает, куда занесены все виды исчезающих животных и растений? (в Красную книгу)
- Для чего это делают? (Чтобы к ним относились особо бережно и не допустили их исчезновения)
- Правильно. Бережно, конечно, нужно относиться ко всей природе в целом, но к видам, занесённым в Красную книгу относиться нужно с особым трепетом, потому что в противном случае они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.
- Ну что ж, о природе немного поговорили, а теперь выполним следующее задание
3. Игра «Одним словом»
- Сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Одним словом». Я буду читать начало предложения или вопрос, а вы должны закончить или дать ответ одним словом
Вопрос учителя | Ответ детей |
Эта единица времени равна 24часам | сутки |
Сколько секунд в 1 минуте? | 60 |
Самая маленькая из известных вам единиц длины | мм |
10см-это… | дм |
1000кг – это…. | тонна |
Дополни предложение. мм, см, м, км- это единицы измерения… | длины |
Г, кг, ц, т-это единицы измерения… | массы |
См2, м2, дм2, га, а …. | площади |
С, мин, ч, сут., мес., г.,век….. | времени |
4.Разбей предметы на группы(СЛАЙД)
5. Выполните задание на карточках:
Детям раздаются карточки с заданиям (по группам)
Вычисли:
60 : 10 = | |
800 : 100 = | |
543 – 531 = | |
265 + 132 = | |
72 : 9 = | |
675 – 650 = | |
50 : 2 = | |
100 – 88 = | |
Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом
6 | 397 | 12 | 15 | 8 | 25 |
м | д | н | р | а | и |
- Какое слово получилось? (мандарин)
- У меня в руках мандарин. Из чего он состоит? (из долек)
- Что такое доля? (доля – это часть целого)
- Что ещё состоит и долек? (чеснок, апельсин, лимон …)
- А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)
- А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)
- В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. А если это правило применить относительно долей, что мы можем о них сказать? (все доли одного целого равны)
- Молодцы, всё верно! Ребята. Вы любите праздники?
- А какой особый праздник мы будем скоро отмечать? (День матери)
- А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)
- Действительно, мама самый близкий и родной человек. Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас. Мама – это человек, который любит нас такими, какие мы есть, для неё мы самые дорогие и любимые на всей Земле. Мама всегда поможет в трудной ситуации. И каждый человек должен любить, ценить, заботиться и оберегать свою маму!
- Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части).
- Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей.
- Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)
- Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».
- Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)
(СЛАЙД)
- Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)
-Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)
- Проделаем подобную работу используя числовое значение
4. Решите задачу (устно)
В классе 32 ученика. Из них одна четвёртая часть играют в хоккей. Сколько учеников играют в хоккей?
На доске схематический чертёж (СЛАЙД)
- Какую часть учеников нужно найти в задаче? (одну четвёртую)
- Как найти одну долю от целого? (целое разделить на количество долей)
- На сколько долей разбито целое? (на 4)
- Как узнать чему равна одна четвёртая доля класса? (32:4=8)
- Т.е., чтобы найти одну долю от целого нужно… (целое разделить на количество долей)
-Молодцы! Теперь вернёмся к модели торта. Один кусочек торта вы уже отдали гостю, но торт ему так понравился, что он попросил ёще кусочек. Вырежьте еще один кусочек торта.
- Возьмите в руки вырезанные кусочки и назовите, какую часть круга теперь вы держите в руках (две четвёртых) (СЛАЙД)
- Как получили две четвёртых части? (сначала разделили целое на 4 равные части, а потом взяли две части)
5. Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску. Перед вами прямоугольник, площадь которого 12см2. (СЛАЙД)
- Вычислите, чему равна одна третья часть площади этого прямоугольника? (4 см2)
- Как узнали? (12:3=4см2)
- Найдите одну четвёртую часть площади прямоугольника ( 3см2) (СЛАЙД)
- Как узнали? (12:4=3см2)
- Молодцы, а теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника. (ответы детей)
Выявление места и причины затруднения
- Почему данное задание вызвало затруднение? (мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3)
- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (будем учиться находить несколько частей целого)
- Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока.
Построение проекта выхода из затруднения
- Вернёмся к задаче. Что значит три шестых части? (значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом взяли 3 из них)
- Как вы думаете, как можно найти три шестых части? Посоветуйтесь друг с другом и выскажите свои предположения (ответы детей)
- Проверим ваши предположения.
- Найдите в учебнике на с.64 текст рядом с красной чертой. Прочитайте.
- Какая же из гипотез оказалась верной?
- У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу в группе по выдвижению гипотезы.
Реализация построенного проекта
- Примените полученные знания к задаче. Как найти три шестых части площади прямоугольника? (сначала найдём площадь одной части: 12:6=2см2, а затем получившийся ответ умножим на количество взятых частей: 2·3=6см2)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Сейчас мы составим алгоритм нахождения нескольких частей целого
(вывешиваем таблички на доску с проговариванием)
Найти величину одной доли.
Величину одной доли умножить на количество взятых долей
- Молодцы! Теперь, раскрыв очередной секрет математики, будем учиться применять его на практике. Выполним задание № 291 на с.64 учебника.
- Прочитайте задание
- Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)
- На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)
- Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)
- Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти одну шестую долю отрезка)
- Как это сделать? (60:6=10мм)
- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)
- Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.
- Проверьте, правильно ли вы записали решение (СЛАЙД)
- Оцените свою работу на листе самооценки.
Физкультминутка
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)
- Хорошо, теперь выполним самостоятельную работу
Детям раздаются карточки с заданиями
Выбери любое задание и реши его:
Вычисли, чем равна:
Одна вторая часть км - _______м;
Две четвёртых чавсти м = _______см;
Три пятых части см = ______мм;
Четыре десятых части дм = _____см
Реши задачу, записав её кратко:
Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проверьте, правильно ли вы справились с заданием (СЛАЙД)
- Оцените свою работу на листе самооценки.
Включение в систему знаний и повторение
1. Работа по учебнику
- Молодцы! Теперь решим задачу №293 на с.64 учебника. Прочитайте задачу.
- Сколько вопросов поставлено к одному условию? (2 вопроса)
- Значит нам нужно решить 2 задачи. Ответим сначала на первый вопрос. Для этого заполним таблицу (СЛАЙД + карточки)
За 1 день | Количество дней | Всего, кг |
? (одинаково) | 7 | 21 |
? | 36 |
По ходу рассуждений заполняется таблица
- Сколько кг масла израсходовали в столовой? (21кг)
- За сколько дней израсходовали 21кг? (за 7 дней)
- Сколько кг масла предполагают израсходовать? (36кг)
- Известно за сколько дней израсходуют 36кг? (нет, нужно найти)
- А что говорится про норму расхода за 1 день? (она одинаковая)
- Сколько вопросов в таблице? (2 вопроса)
- Сколько действий будет в решении задачи? (2 действия)
- Что узнаем сначала? (сколько кг масла расходовали за 1 день)
- Как мы это найдём? (21:7=3кг)
- Теперь, зная расход масла за 1 день, сможем ответить на вопрос задачи? (да, 36:3=12 дней)
- Молодцы! Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснениями (один ученик у доски)
- Оцените свою работу на листе самооценки.
- Теперь прочитайте второй вопрос задачи.
- Чем он отличается от первого? (расход масла за один день не одинаковый, он увеличивается на 1 кг.)
- на этот вопрос вы ответите дома, заполнив таблицу и решив задачу.
- А сейчас выполним задание №294 на с.64 учебника. Выполнять будем 1 и 2 столбики (1 строчка у доски, 2 и 3 – самостоятельно, с последующей взаимопроверкой)
- Хорошо, с этим заданием вы справились.
- Оцените свою работу на листе самооценки.
2. Работа в тетради на печатной осное
- Откройте тетради на печатной основе на с.49. Выполните №115 – самостоятельно.
- Проверим. Называем значение х по цепочке. Кто не согласен – поднимает руку
- Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома выполните №292, 293(2-й вопрос) с.64(учебник) (СЛАЙД)
Рефлексия учебной деятельности
- А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения. (СЛАЙД)
- Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры? (да)
- Как будете это делать? (квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата.)
- Пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого решите эту задачу и запишите решение выражением. (с устным пояснением) (СЛАЙД)
- Оцените свою работу на листе самооценки.
- Какова была тема урока?
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось выполнить поставленную задачу?
- Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого
- Теперь возьмите свои листы самооценки. В конце у вас нарисована лесенка с тремя ступеньками. По итогам урока, нарисуйте себя на одной из ступенек
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
- Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:… .
- На этом наш урок окончен!
Приложение1
Лист самооценки
№ п/п | Задание | Справились | Справились, но испытывали затруднения | Не справились |
1 | Работа в группе – выдвижение гипотез | | | |
2 | Решение задачи №291 | | | |
3 | Самостоятельная работа по карточкам | | | |
4 | Решение задачи №293 | | | |
5 | Самостоятельное решение примеров №294 | | | |
7 | Самостоятельное решение задачи | | | |
8 | Самостоятельное решение уравнений | | | |
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
3
2
1
Приложение 2
Вычисли:
60 : 10 = | |
800 : 100 = | |
543 – 531 = | |
265 + 132 = | |
72 : 9 = | |
675 – 650 = | |
50 : 2 = | |
100 – 88 = | |
Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом
6 | 397 | 12 | 15 | 8 | 25 |
м | д | н | р | а | и |
Приложение 3
Выбери любое задание и реши его:
1.Вычисли, чем равна:
Одна вторая часть км - _______м;
Две четвёртых чавсти м = _______см;
Три пятых части см = ______мм;
Четыре десятых части дм = _____см
2.Реши задачу, записав её кратко:
Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
За 1 день | Количество дней | Всего, кг |
| | |
| |
За 1 день | Количество дней | Всего, кг |
| | |
| | |