СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в 4 классе "Нахождение нескольких долей целого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 4 классе "Нахождение нескольких долей целого"»

МОУ «Свинецкая основная общеобразовательная школа»













План – конспект

урока математики в 4 классе по теме






(по учебнику М.И.Моро УМК «Школа России»)













Учитель начальных классов

Ровенских С.В.







Тема: Нахождение нескольких долей целого


Планируемые результаты:

  • предметные: актуализировать знания о долях, совершенствовать умение находить долю от целого, создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких долей целого, учить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.


  • метапредметные:

  • познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты; структурировать знания;

  • регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и удерживать в течение урока, осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок

  • коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,


  • личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронное приложение, магнитная доска, карточки с заданиями, раздаточный материал (круги), ножницы, листы самооценки, учебники по математике 4 класс М.И.Моро, тетради


Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята! Готовы к уроку?

- На вас надеюсь я, друзья,

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

- Ребята, какое сегодня число? (25 ноября)

-25 - это число однозначное? (нет, двузначное, в его запись входят две цифры)

- Чётное или нечётное? (нечётное)

- Назовите соседей числа 25 (24, 26)

- Что обозначает цифра 2 в записи числа 25? (кол-во десятков)

- Что обозначает цифра 5 в записи числа 25? (кол-во единиц)

- Произведение каких чисел равно 25? (5·5)

-Молодцы! Откройте тетради и запишите «25 ноября, классная работа»

- Посмотрите на доску (СЛАЙД)

Чертеж на доске.


6см


S - ?




- Вспомните, как найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)

- Чему равна площадь данного квадрата? (6·6=36см2)

6 · 6 = 36 (см2)

Ответ: S=36см2

- А теперь нам нужно найти площадь закрашенной фигуры. (СЛАЙД)

- Можем ли мы это сделать? (нет)


S - ?




- Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника.)

- Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?

- Сегодня на уроке мы откроем секрет, как найти площадь этой фигуры. даже не зная формулы.


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Но прежде, выполним задания.


1.Круговые примеры (СЛАЙД)

2.Устно решите задачи:

  • Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник два десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за один час? (1200 насекомых)

  • Многие животные любят поспать. Чемпионом среди них является маленький зверек, которого так и называют – соня. Бодрствует он всего 3 часа в сутки. Сколько часов спит соня? (21 час спит) На сколько больше часов он спит, чем бодрствует? (на 18 часов)

  • Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 250 живут в Японии, 200 – в России. Сколько этих журавлей живут в других странах? (550 птиц)

- Молодцы! Ребята, а кто знает, куда занесены все виды исчезающих животных и растений? (в Красную книгу)

- Для чего это делают? (Чтобы к ним относились особо бережно и не допустили их исчезновения)

- Правильно. Бережно, конечно, нужно относиться ко всей природе в целом, но к видам, занесённым в Красную книгу относиться нужно с особым трепетом, потому что в противном случае они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.

- Ну что ж, о природе немного поговорили, а теперь выполним следующее задание


3. Игра «Одним словом»

- Сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Одним словом». Я буду читать начало предложения или вопрос, а вы должны закончить или дать ответ одним словом


Вопрос учителя

Ответ детей

  1. Эта единица времени равна 24часам

сутки

  1. Сколько секунд в 1 минуте?

60

  1. Самая маленькая из известных вам единиц длины

мм

  1. 10см-это…

дм

  1. 1000кг – это….

тонна

  1. Дополни предложение. мм, см, м, км- это единицы измерения…

длины

  1. Г, кг, ц, т-это единицы измерения…

массы

  1. См2, м2, дм2, га, а ….

площади

  1. С, мин, ч, сут., мес., г.,век…..

времени




4.Разбей предметы на группы(СЛАЙД)



5. Выполните задание на карточках:

Детям раздаются карточки с заданиям (по группам)


Вычисли:


60 : 10 =


800 : 100 =


543 – 531 =


265 + 132 =


72 : 9 =


675 – 650 =


50 : 2 =


100 – 88 =




Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом


6

397

12

15

8

25

м

д

н

р

а

и


- Какое слово получилось? (мандарин)

- У меня в руках мандарин. Из чего он состоит? (из долек)

- Что такое доля? (доля – это часть целого)

- Что ещё состоит и долек? (чеснок, апельсин, лимон …)

- А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)

- А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)

- В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. А если это правило применить относительно долей, что мы можем о них сказать? (все доли одного целого равны)

- Молодцы, всё верно! Ребята. Вы любите праздники?

- А какой особый праздник мы будем скоро отмечать? (День матери)

- А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)

- Действительно, мама самый близкий и родной человек. Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас. Мама – это человек, который любит нас такими, какие мы есть, для неё мы самые дорогие и любимые на всей Земле. Мама всегда поможет в трудной ситуации. И каждый человек должен любить, ценить, заботиться и оберегать свою маму!

- Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части).

- Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей.

- Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)

- Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».

- Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)

(СЛАЙД)

- Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)

-Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)

- Проделаем подобную работу используя числовое значение

4. Решите задачу (устно)

В классе 32 ученика. Из них одна четвёртая часть играют в хоккей. Сколько учеников играют в хоккей?

На доске схематический чертёж (СЛАЙД)

- Какую часть учеников нужно найти в задаче? (одну четвёртую)

- Как найти одну долю от целого? (целое разделить на количество долей)

- На сколько долей разбито целое? (на 4)

- Как узнать чему равна одна четвёртая доля класса? (32:4=8)

- Т.е., чтобы найти одну долю от целого нужно… (целое разделить на количество долей)


-Молодцы! Теперь вернёмся к модели торта. Один кусочек торта вы уже отдали гостю, но торт ему так понравился, что он попросил ёще кусочек. Вырежьте еще один кусочек торта.

- Возьмите в руки вырезанные кусочки и назовите, какую часть круга теперь вы держите в руках (две четвёртых) (СЛАЙД)

- Как получили две четвёртых части? (сначала разделили целое на 4 равные части, а потом взяли две части)


5. Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску. Перед вами прямоугольник, площадь которого 12см2. (СЛАЙД)

- Вычислите, чему равна одна третья часть площади этого прямоугольника? (4 см2)

- Как узнали? (12:3=4см2)

- Найдите одну четвёртую часть площади прямоугольника ( 3см2) (СЛАЙД)

- Как узнали? (12:4=3см2)

- Молодцы, а теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника. (ответы детей)


  1. Выявление места и причины затруднения

- Почему данное задание вызвало затруднение? (мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3)

- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (будем учиться находить несколько частей целого)

- Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Вернёмся к задаче. Что значит три шестых части? (значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом взяли 3 из них)

- Как вы думаете, как можно найти три шестых части? Посоветуйтесь друг с другом и выскажите свои предположения (ответы детей)

- Проверим ваши предположения.

- Найдите в учебнике на с.64 текст рядом с красной чертой. Прочитайте.

- Какая же из гипотез оказалась верной?

- У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу в группе по выдвижению гипотезы.

  1. Реализация построенного проекта

- Примените полученные знания к задаче. Как найти три шестых части площади прямоугольника? (сначала найдём площадь одной части: 12:6=2см2, а затем получившийся ответ умножим на количество взятых частей: 2·3=6см2)


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Сейчас мы составим алгоритм нахождения нескольких частей целого

(вывешиваем таблички на доску с проговариванием)

  1. Найти величину одной доли.

  2. Величину одной доли умножить на количество взятых долей

- Молодцы! Теперь, раскрыв очередной секрет математики, будем учиться применять его на практике. Выполним задание № 291 на с.64 учебника.

- Прочитайте задание

- Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)

- На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)

- Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)

- Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти одну шестую долю отрезка)

- Как это сделать? (60:6=10мм)

- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)

- Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.

- Проверьте, правильно ли вы записали решение (СЛАЙД)

- Оцените свою работу на листе самооценки.

Физкультминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)

- Хорошо, теперь выполним самостоятельную работу





Детям раздаются карточки с заданиями


Выбери любое задание и реши его:

  1. Вычисли, чем равна:

Одна вторая часть км - _______м;

Две четвёртых чавсти м = _______см;

Три пятых части см = ______мм;

Четыре десятых части дм = _____см


  1. Реши задачу, записав её кратко:


Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Проверьте, правильно ли вы справились с заданием (СЛАЙД)

- Оцените свою работу на листе самооценки.

  1. Включение в систему знаний и повторение

1. Работа по учебнику

- Молодцы! Теперь решим задачу №293 на с.64 учебника. Прочитайте задачу.

- Сколько вопросов поставлено к одному условию? (2 вопроса)

- Значит нам нужно решить 2 задачи. Ответим сначала на первый вопрос. Для этого заполним таблицу (СЛАЙД + карточки)


За 1 день

Количество дней

Всего, кг

? (одинаково)

7

21

?

36


По ходу рассуждений заполняется таблица

- Сколько кг масла израсходовали в столовой? (21кг)

- За сколько дней израсходовали 21кг? (за 7 дней)

- Сколько кг масла предполагают израсходовать? (36кг)

- Известно за сколько дней израсходуют 36кг? (нет, нужно найти)

- А что говорится про норму расхода за 1 день? (она одинаковая)

- Сколько вопросов в таблице? (2 вопроса)

- Сколько действий будет в решении задачи? (2 действия)

- Что узнаем сначала? (сколько кг масла расходовали за 1 день)

- Как мы это найдём? (21:7=3кг)

- Теперь, зная расход масла за 1 день, сможем ответить на вопрос задачи? (да, 36:3=12 дней)

- Молодцы! Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснениями (один ученик у доски)

- Оцените свою работу на листе самооценки.

- Теперь прочитайте второй вопрос задачи.

- Чем он отличается от первого? (расход масла за один день не одинаковый, он увеличивается на 1 кг.)

- на этот вопрос вы ответите дома, заполнив таблицу и решив задачу.

- А сейчас выполним задание №294 на с.64 учебника. Выполнять будем 1 и 2 столбики (1 строчка у доски, 2 и 3 – самостоятельно, с последующей взаимопроверкой)

- Хорошо, с этим заданием вы справились.

- Оцените свою работу на листе самооценки.

2. Работа в тетради на печатной осное

- Откройте тетради на печатной основе на с.49. Выполните №115 самостоятельно.

- Проверим. Называем значение х по цепочке. Кто не согласен – поднимает руку


- Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома выполните №292, 293(2-й вопрос) с.64(учебник) (СЛАЙД)


  1. Рефлексия учебной деятельности

- А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения. (СЛАЙД)

- Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры? (да)

- Как будете это делать? (квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата.)

- Пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого решите эту задачу и запишите решение выражением. (с устным пояснением) (СЛАЙД)

- Оцените свою работу на листе самооценки.

- Какова была тема урока?

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось выполнить поставленную задачу?

- Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого

- Теперь возьмите свои листы самооценки. В конце у вас нарисована лесенка с тремя ступеньками. По итогам урока, нарисуйте себя на одной из ступенек

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.


- Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:… .

- На этом наш урок окончен!
































Приложение1


Лист самооценки

п/п

Задание

Справились

Справились, но испытывали затруднения

Не справились

1

Работа в группе – выдвижение гипотез




2

Решение задачи №291




3

Самостоятельная работа по карточкам




4

Решение задачи №293




5

Самостоятельное решение примеров №294




7

Самостоятельное решение задачи




8

Самостоятельное решение уравнений





1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.












3




2




1





Приложение 2


Вычисли:


60 : 10 =


800 : 100 =


543 – 531 =


265 + 132 =


72 : 9 =


675 – 650 =


50 : 2 =


100 – 88 =




Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом


6

397

12

15

8

25

м

д

н

р

а

и




Приложение 3

Выбери любое задание и реши его:

1.Вычисли, чем равна:

Одна вторая часть км - _______м;

Две четвёртых чавсти м = _______см;

Три пятых части см = ______мм;

Четыре десятых части дм = _____см


2.Реши задачу, записав её кратко:


Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

За 1 день

Количество дней

Всего, кг








За 1 день

Количество дней

Всего, кг









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!