Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный этап | - Здравствуйте, ребята. - Прозвенел для всех звонок, Начинаем наш урок. - Встали около своих мест. Руки опустили. Успокоились. Сядет тот, кто назовет геометрическую фигуру. -Проверьте свою готовность к уроку. Вижу, что вы готовы! Сегодня будет необычный урок. Кто догадался, чем? Как мы можем назвать все понятия, которые мы назвали? Верно, а на каком уроке мы с вами изучаем геометрические фигуры? | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. -Геометрические фигуры. - На геометрии. | |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | -Нас окружает множество предметов, но математиков интересуют лишь их форма и размеры. Поэтому математики вместо предметов рассматривают геометрические фигуры и геометрические тела. Тема нашего сегодняшнего урока «Куб, брус, шар». Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием – геометрическое тело. На уроке мы познакомимся с геометрическими телами – куб, брус, шар. и их свойствами; научимся отличать тело от геометрической фигуры. Чтобы достичь поставленных целей и задач, получить положительные отметки вам нужно быть активными, внимательными наблюдательными, стараться быть самостоятельными и отвечать полными ответами. - Я уверена, что знания, которые вы получите на уроке, будут вам полезны. Вы станете внимательнее и наблюдательнее. | Учащиеся внимательно слушают учителя. | СЛАЙД 1,2 |
3.Актуализация знаний | Давайте с вами повторим геометрические фигуры, которые мы знаем. Для этого возьмите свои конверты с геометрическими фигурами и альбомный лист бумаги, достаньте фигуры из конвертов. - Положите в центр листа бумаги круг. - Справа от него положите треугольник, - Слева от круга положите квадрат, - Над кругом – прямоугольник, - В правый верхний угол положите треугольник, - В левый верхний - квадрат, - В нижний левый – прямоугольник, - В нижний правый прямоугольник. - Сколько получилось у каждого из вас треугольников, квадратов, прямоугольников? - Если треугольников -2, квадратов – 2, прямоугольников – 3, то выполнено верно. | Выполняют словесную инструкцию учителя. | Учитель, просматривает работы, кто как выполнил |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Все геометрические фигуры с которыми вы сейчас работали можно расположить на листе бумаги, на столе, на доске А вот геометрические тела, с которыми нам приходится сталкиваться в каждодневной жизни, их можно расположить на доске?. Почему? Потому-то что они имеют определенную форму. Куб, брус, шар – геометрические тела (демонстрирует каждое тело и раздает на парту по 1 кубу, брусу, шару). Они отличаются от геометрических фигур. Геометрические фигуры, с которыми мы работали, можно положить в тетрадь, и закрыть ее. Страницы плотно будут прилегать друг к другу. Треугольник, круг, квадрат и другие геометрические фигуры – фигуры плоскостные и сливаются с поверхность тетради, доски, парты.. -А если мы попробуем положить геометрическое тело в тетрадь, она закроется? Страницы будут прилегать друг к другу? - Геометрическое тело будет сливаться с плоскостью тетради? -Как думаете почему? -Это довольно сложный вопрос. Чтобы на него ответить, посмотрите что я держу в руках? -Правильно, это коробка. А кто скажет, на какое геометрическое тело она похожа? -Правильно, на куб. -Для чего используют коробки? -Внутри коробки, как и внутри куба есть пустое место, пространство. Из-за этого пространства, куб, брус, шар не могут, слиться с плоскостью тетради. Они возвышаются над ней. Таким образом, геометрические тела: куб, брус, шар - это пространственные фигуры! | Ответы детей. Дети кладут геометрические фигуры и пробуют закрыть тетрадь. Дети кладут геометрические тела и пробуют закрыть тетрадь. -Нет, геометрическое тело, будет мешать закрыть тетрадь. Отвечают на вопросы. -Вы держите коробку. На куб. Чтобы что-то туда класть. | Учитель приклеивает треугольник, квадрат, круг на доску. |
5. Первичная проверка понимания | Откройте ваши тетради, запишите в тетради число, классная работа, тему урока: «Куб, брус, шар» На слайде презентации дано определение: «Куб, брус, шар-геометрические тела» - спишите это определение. Давайте поближе познакомимся с кубом. Куб – найдите у себя на столе кубик. Возьмите его и хорошо рассмотрите. (Берет демонстрационный куб). -Какие предметы похожи на куб? У куба есть грани. Вот они Покажите грани куба. А теперь поставьте кубик, откройте тетради. Поставьте куб на лист бумаги. Обведите грань, на которой он стоит, снимите куб. Какая геометрическая фигура получилась? -Теперь поставьте другие грани куба на этот квадрат. -Что можно заметить?. -То есть грани куба – квадраты -У куба есть ребра. Вот они. Покажите ребра на своих кубиках. Если грани куба равны, то равны и все ребра У куба есть вершины. Вот они. Покажите вершины куба у себя. Две грани куба, лежащие друг против друга называются противоположными. У куба три пары противоположных граней (показывает). Грани имеющие общее ребро называются смежными (показываю). Брус – геометрическое тело (демонстрирую брус). Найдите у себя на столе предмет, имеющий форму бруса (учитель берет в руки брус). Рассмотрите брус. У бруса есть грани. Вот они. Поставьте брус на лист бумаги и обведите грань, на которой он стоит. Снимите брус. Какая фигура получилась? -Обведите другую грань куба. Сколько пар разных граней у куба?. -Какие это фигуры получились?. Грани бруса→ прямоугольники. Противоположные грани бруса равны. У бруса есть ребра. Вот они. Покажите ребра у себя. Ребра у взаимно противоположных граней равны. У бруса есть вершины. Покажите вершины бруса. Две грани бруса, лежащие друг против друга называются противоположными, а имеющие общее ребро – смежными. Форму какого геометрического тела имеет классная комната. Форму бруса. Назовите грани (пол, стены, потолок). Пол, потолок – противоположные грани, стена – взаимно противоположные. Какие смежные? Назовите предметы по форме напоминающие форму бруса. Их множество (спичечный коробок, мыло, шкатулки, коробочки, разные кондитерские изделия). Шар является геометрическим телом. Он имеет поверхность (сферическую), отделяющую внутреннюю область шара от внешней, и не требует более подробного изучения. Кроме того, как находить и узнавать в окружающем нас мире предметы похожие на шар. Приведем пример (мяч, чупа-чупс, яблоко, солнце и т.д.). | Записывают число, классную работу, определение. Берут в руки куб. Рассматривают. Называют предметы похожие на куб с опорой на слайд презентации. Повторяют действия учителя. Ставят куб на лист бумаги и обводят простым карандашом. Квадрат Что все грани куба одинаковые, равные. Повторяют действия учителя. Повторяют действия учителя Берут в руки куб. Рассматривают. Называют предметы похожие на куб с опорой на слайд презентации. Прямоугольник. Граней у бруса 3 пары.. Прямоугольники Повторяют действия учителя Отвечают на вопросы учителя Называют предметы похожие на куб с опорой на слайд презентации. | СЛАЙД 3 САЙД 4 САЙД 5 Учитель показывает грани куба. СЛАЙД 6,7,8 СЛАЙД 9 СЛАЙД 10,11 СЛАЙД 12,13 |
6.Гимнастика для глаз | -Посмотрите внимательно на доску, какие геометрические фигуры вы видите? -Чем они отличаются? -Найдите на доске круг (овал, треугольник, квадрат, прямоугольник). Какого он цвета? -Где находиться круг (овал, треугольник, квадрат, прямоугольник).? | -Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал. -Цветом Называют геометрические фигуры их цвет и расположение (слева, справа, внизу, вверху, в центре) | На доске – рисунки геометрических фигур |
7.Первичное закрепление. | Начертите в тетради таблицу из трех колонок. В первой колонке заголовок «элементы», во второй – «куб», в третьей – «брус». В первой колонке, на второй строке пишем «грани», на третьей строке «ребра», на четвертой «вершины» Сейчас рассмотрим каждый элемент куба, бруса – их свойства, сходства и различия. Итак, мы уже знаем, что гранями куба являются квадраты, гранями бруса -прямоугольники. Сколько их у куба? Сколько у бруса? Ребро куба и бруса – это отрезок, который соединяет грани. Сколько ребер у куба? Сколько ребер у бруса? Вершина – точка пересечения ребер. Сколько вершин у куба? Сколько вершин у бруса? Так чем же отличаются куб и брус? -Молодцы! А теперь возьмите в руки шар. (учитель берет в руки демонстрационный шар). -Рассмотрите его. Шар является геометрическим телом. Он имеет поверхность (сферическую), отделяющую внутреннюю область шара от внешней, и не требует более подробного изучения. Кроме того, как находить и узнавать в окружающем нас мире предметы похожие на шар. Приведем пример (мяч, чупа-чупс, яблоко, солнце и т.д.). Пространственные фигуры имеют форму, их можно изобразить на листе бумаги (в проекции), но это изображение геометрического тела, а не само тело. Откройте ваши конверты и достаньте изображения геометрических тел. Вклейте их в тетрадь и подпишите их название. | Дети чертят в тетрадях таблицу. У куба граней 6, у бруса их тоже 6. Дети работают по очереди у доски. Ответы учащихся. Куб и брус отличаются своими гранями. | СЛАЙД 14 СЛАЙД 15 СЛАЙД 16 СЛАЙД 17 |
8. Физминутка | -А теперь я предлагаю вам отдохнуть и перейти к следующему этапу урока – физминутке. Все захлопали в ладоши Дружно, веселее. Застучали наши ножки – Громче и быстрее. По коленочкам ударим – Тише, тише, тише… Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше… Завертелись наши ручки, Снова опустились. Потрудились, потрудились И остановились. | Учащиеся повторяют движения за учителем | |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Давайте запишем домашнее задание в дневники. Стр.177. выучить правило. Откройте ваши учебники на странице 177. В красной рамке дано правило, его нужно выучить. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. | |
10.Рефлексия. Оценивание деятельности учащихся | - Подведем итоги. - Какую тему мы сегодня изучали? - Приведите примеры предметов, имеющих форму бруса. - Какую форму имеют грани бруса? - Какую форму имеют грани куба? -Над каким заданием у вас возникали вопросы? -Вы сегодня хорошо потрудились! Выставление оценок. | Отвечают на поставленные вопросы. | |