Конспект урока по математике
Тема: Приёмы вычислений для случаев вида 60 – 24
Класс: 2
УМК «Школа России»
Цели урока:
научить учащихся приёмам вычислений для случаев вида 60-24;
отработать вычислительные навыки, связанные с приёмами вычислений разного вида,
продолжить развивать логическое мышление,
формировать умения грамотно и аргументировано обосновывать свои действия.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, компетентностно-ориентированная игра.
I. Подготовка к изучению нового материала.
1. Разминка.
Учитель: Часто ли родители доверяют вам совершать покупки в магазине? Сегодня будем учиться «покупать», рассчитывать свой бюджет, то есть «тратить деньги» по уму.
Как вы понимаете значение этой фразы?
Решение нестандартных задач:
Во вторник Таня истратила на 3 руб. больше, чем в среду, и на 2 руб. больше, чем в четверг. В какой день, в среду или в четверг, Таня истратила денег больше?
Маша купила ручку и блокнот, затратив за покупку 7 руб. Известно, что блокнот дороже ручки. Хватит ли 12 руб.?
− Расскажите о сегодняшнем дне. Запишите на доске число, месяц, год.
− Найдите сумму цифр.
− Как быстро и удобно найти сумму цифр?(21)
− Назовём соседей числа 21.
− Найдём сумму этих чисел.(63)
− Какие известные приёмы применили?
На доске запись:
63-3 | 63+3 | 63+7 | 70-28 |
63-30 | 63+30 | 70-8 | 60-24 |
− На каждый приём приведите свои выражения.
− Какие новые приёмы вы встретили?
II. Постановка проблемы. Открытие учащимися нового на уроке.
− Как известными приёмами можно выполнить вычитание нового вида?
− Можете ли вы самостоятельно объяснить данные приемы? (Учащиеся выводят гипотезы)
1. Сообщение темы урока. (Запись темы на доске).
2. Актуальность данной темы:
− Для чего нам изучать данный приём вычисления?
− Где мы можем его применить?
Не умели мы считать
И решать задачи,
Знак поставить, сравнивать
И ответ доказывать
Математика добра
Учит разуму она
Мы по жизни с ней пойдем
И ответы все найдем.
В магазин когда придем,
Применим любой прием.
3. Объяснение нового материала.
/М.И.Моро. Математика. Учебник для 2класса. Часть 1. (Первое полугодие). Стр. 52.
Рассмотрите выражения: 60-24; 70-28; 30-23.
− Согласитесь ли вы с тем, что ваше объяснение совпадает с объяснением учебника? (Смотрим учебник, стр.52).
( 60-24)=36
Вывод: Совпадает. Сначала вычитаются десятки, а затем единицы.
III. Закрепление.
Учебник стр.52 №2. (Верхняя строчка выполняется на доске с подробным объяснением, нижняя – самостоятельно).
− Проверка самостоятельной работы. Работа в паре.
IV. Применение на практике.
1. Компетентностно-ориентированная игра «Школьная столовая».
Оформлена витрина. На витрине выставлен товар (пирожное, чай, кофе, бутерброд, сок и т. д.). Дети делают покупки на 50 рублей, считают, сколько денег получат сдачи.
Я заметила, вы долго думали, как потратить деньги. А над чем вы думали?
Вывод: На практике мы использовали математические приёмы, учились делать покупки, рассчитывали свой бюджет, тратили деньги по уму.
2. Рефлексия.
− Какая была необходимость играть в эту игру?
− Помог ли вам новый приём справиться с проблемой данной ситуации?
Вывод: Когда придётся в практике тратить деньги, вспомните, что умеете тратить деньги по уму.
3. Решение нестандартных задач. Работа в группах.
На все имеющиеся у неё деньги Катя купила тетрадь, ручку и ластик. Тетрадь стоила 4 руб., сколько стоил ластик?
Катя купила тетрадь, ручку и ластик. Ластик и ручка вместе стоят 8 руб., сколько денег потратила Катя?
Катя купила тетрадь, ручку и ластик. Тетрадь и ручка вместе стоят 10 руб.
− Какая покупка самая дорогая?
V. Подведение итогов урока:
− Что нового вы узнали на уроке?
− Зачем необходимо изучение данного приёма?
Оценка работы класса.
VI. Рефлексия. Оценка работы класса и отдельных учащихся.