Тема: Мир, в котором мы живём. Науки о природе.
Тип урока | Открытия новых знаний. |
Цели | Способствовать формированию представлений о способах ориентирования на местности; создать условия для формирования умения работать с компасом, определять направление по плану местности. |
Средства обучения | Учебник, атлас, мультимедийный проектор, физическая карта полушарий. |
План урока | 1. Мир живой и неживой природы. 2. Явления природы. 3. Человек на Земле |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно- иллюстрационный, анализ текста и иллюстраций учебника. Формы: индивидуальный, групповая, фронтальный. |
Основные понятия | Живая природа; неживая природа; явления природы: физические, биологические; естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология, экология. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся различать объекты, процессы и явления и проводить их простейшую классификацию. Понимать и объяснять представления о Земле как уникальном мире; о тесной взаимосвязи живой и неживой природы и невозможности их разделения. | Познавательные: умеют заменять термины определениями; выражают структуру задачи разными средствами. Коммуникативные: умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные: самостоятельно формируют познавательную цель и строят действие в соответствии с ней. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях, житель планеты Земля. |
Структура урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Я вам предлагаю послушать стихотворение – загадку:
Посмотри, мой милый друг.
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое
Солнце светит золотое,
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это всё вокруг - …… (природа)
Подумайте, чему будет посвящён наш первый урок по географииII. Актуализация знаний.
Мы с вами будем знакомится с природой нашей планеты Земля.
1. Мир живой и неживой природы.
2. Явления природы.
3. Человек на Земле.
III. Изучение нового материала.
Земля – это уникальная планета. В чём её уникальность, как вы думаете?
Правильно, уникальность её в том, что только на планете Земля есть жизнь. На нашей планете есть все условия для жизни. Какие?
-воздух с кислородом
-вода
- Посмотрите на слайд. Изображённые объекты относятся к природе?
- Посмотрите внимательно и попробуйте классифицировать (разделить на группы) изображённые объекты природы.
ПРИРОДА
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/25/s_5b81c16234ee5/941046_1.png)
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
- Какие объекты живой природы приведены? Чем они отличаются? (размерами, строением)
- Живые организмы разные. Но что же их объединяет? Что у них у всех общего? (они дышат, питаются размножаются, растут).
- Что относится к неживой природе. Приведите примеры. (Реки, горы, воздух, почва, океаны.)
Выполните задание № 2, 3 в РТ стр. 3
– Как связаны между собой живая и неживая природа?
Прочитайте текст учебника на стр. 6-7. (Вывод. Объекты неживой природы являются средой обитания для живой природы.)
Окружающая нас природа изменяется или находится в неизменном виде?
Природа постоянно меняется в результате происходящих в ней процессов. Что же это за процессы?
Задание: Прочитайте определение на стр. 8 и запишем определение в задании № 5 в РТ
– Какие изменения могут происходить в неживой природе? (Дождь, ветер, смена дня и ночи…)
– Как называются такие явления? (Физические.)
– Какие изменения могут происходить в живой природе?
(Листопад, изменение окраски меха у некоторых животных…) – Как называются такие явления? (Биологические.)
Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте текст на стр. 8 2 абзаца и выполните задание № 6 в РТ.
Человек тоже относится к природе. Значит и он оказывает влияние на природу.
– Какое влияние на природу оказывает человек? Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на природу. Приведите примеры каждого влияния человека на природу. Рассмотрите рис. на стр. 9 учебника. Как влияет на природу человек?
Прочитайте текст на стр. 10 первый абзац.
- Чтобы ответить на поставленные вопросы нам нужны знания о Земле, о природе, о связи человека и природы.
Природу Земли изучают многие науки. Их называют естественными науками. Почему? (В старину природу называли «естество».)
Предлагаю заполнить таблицу-синтез. (Приложение)
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.
-Давайте с вами сделаем вывод по уроку. Что мы сегодня узнали на уроке.
Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 10.
V. Итоги урока. Рефлексия.
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
- В чем испытали затруднения?
Домашнее задание.
§1,2, стр. 4 – 16
Знать определение понятия «явления природы»
Подберите загадки к явлениям природы.
Приложение
Таблица-синтез «Науки о природе».
Науки о природе | До прочтения | Во время чтения |
Астрономия | | |
Физика | | |
Химия | | |
География | | |
Биология | | |
Экология | | |
Пример заполнения
Науки о природе | До прочтения | Во время чтения |
Астрономия | Изучает небесные тела (звезды, планеты) | Наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве. |
Физика | Изучает явления (движение тел, электричество, звук, свет) | Наука, изучающая разнообразные явления природы. |
Химия | Смешивание препаратов. | Наука о веществах и их превращениях. |
География | Земля. | Землеописание. |
Биология | Изучает организмы. | Наука о живой природе. |
Экология | Чистота природы. | Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы. |