СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Мораль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мораль"»

  1. ФИО автора материала – Тюренок Екатерина Сергеевна

  2. Место работы (название образовательного учреждения) – МБОУ «Дохновичская СОШ» Стародубского муниципального округа Брянской области

  3. Должность автора - учитель истории и общественных дисциплин



Тема: Мораль

Цель: Подвести учащихся к пониманию значимости моральных принципов для человека

Задачи: 1. Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся необходимости сохранения и соблюдения моральных ценностей в современном мире, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

2.Образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

3.Развивающие: формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока, развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1.применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий мораль, нравственность;

2. Анализировать причинно-следственные связи в вопросах выбора в пользу добра или зла.

3. Характеризовать различные моральные категории.

метапредметные УУД — регулятивные УУД:

1. Определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

коммуникативные УУД:

1.организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

2. формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

3.определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; личностные УУД:

1. Формирование и развитие моральных норм и правил

2.Осмысление важности морали как внутреннего регулятора поведения человека; осознание необходимости уважительного отношения к моральным ценностям других людей.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Духовная сфера»

1.Подготовка устного развернутого ответа по карточкам

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Карточка 1

  1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Почему общество нуждается в свободных, духовно богатых личностях?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Почему право на свободу убеждений является одним из исходных прав человека?

-Что такое убеждение? Почему оно побуждает человека к действию?

-Почему очень важно свободное формирование убеждений человека?

-С какими правами человека тесно связано его право на свободу убеждений?

-Что значит быть духовно богатым человеком?

3. Сделайте вывод.

Карточка 2

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

-Как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Что такое человеческое достоинство?

-Какую роль в становлении достоинства личности играет нравственность?

-Как связано чувство собственного достоинства с духовным богатством человека?

- Почему важно уважать мнение других людей?

- Могут ли люди иметь одинаковые взгляды на окружающий мир?

- Какие принципы спора предлагает Д. Карнеги?

2. Работа с классом ( на выбор учителя)

Вариант 1 Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

Вариант 2 Работа с тестом.

1.  В области генетики наука подошла к важным открытиям». В высказывании понятие «наука» употребляется в значении

1. совокупность учреждений

2. особых способов деятельности

3) системы объективных знаний

4) производительной силы общества

2. Верны ли следующие суждения о культуре

А. Важным компонентом культуры является художественное творчество.

Б. К функциям культуры относятся сохранение и передача духовных ценностей следующим поколениям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается  авиамоделированием. На каком уровне образования находится Владимир?

1) начальное общее образование

2) основное общее образование

3)среднее общее образование

4) среднее профессиональное образование

4.  Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Одной из функций искусства является познание реального мира.

Б. Искусству присуще жанровое разнообразие.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

6. Что является отличительной чертой науки?

1) обращение к сверхъестественным силам

2) стремление к достижению объективной истины

3) воздействие на эмоции людей

4) образное отражение идей автора

7. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религиозные взгляды зародились  вместе с появлением государства.

Б. Религия дает верующим утешение в горе, помогает сохранить силу духа в трудных ситуациях.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании сферы духовной культуры?

1) семья, нация

2) образы, идеи

3) цена, стоимость

4) прогресс, подъем

9. Моральные нормы как регуляторы общественных отношений

1) нацелены на раскрытие истины

2) поддерживаются силой общественного мнения

3) создаются и закрепляются государством

4) сложились с переходом к индустриальному обществу

10. Илья занимается в изостудии и драматическом кружке Центра детского творчества. К какому виду образования можно отнести эти занятия?

1) непрерывное образование

2) дополнительное образование

3) среднее общее образование

4) профессиональное образование

(Проверка выполнения заданий.)

  1. Введение в новый материал

Кого называют добрым человеком? Каким бывает зло? Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение мораль­ных норм? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Мораль».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Мораль, нравственность.

  2. Основные ценности и нормы морали.

  3. Добро и зло.

Проблемные вопросы

  • Имеет ли мораль власть над людьми?

  • Что бывает за нарушение моральных норм?

  • Можно ли жить без морали?

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала.

Дополнительный материал

Текст Десяти заповедей (Синодальный перевод)
  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не кради.

  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

2. Беседа по тексту заповедей

  1. Мораль, нравственность ( Рассказ учителя о нравственности и морали в объеме учебника)

Мораль зародилась в глубокой древности, на заре возникновения человечества. Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали и, наконец, сформулировали четко определенное правило поведения. Это и есть мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. К морали относятся определенные принципы, идеалы, мудрые правила, которые регулируют, строго направляют поведение людей. К ним относятся принципы  любви к человеку,  милосердия или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лги», «почитай  старших» и т.д.  Эти правила нашли отражение во всех религиях мира – у христиан в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной книге Торе,  в древних буддийских,  индийских и китайских верованиях

Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности и идеалы. Чтобы понять, какой выбор надо сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и нравственность. Что объединяет эти понятия, а что отличает? Попробуем в этом ра­зобраться.

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «мораль»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на до­ске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «мо­раль».)

Запись в тетради

Мораль — это совокупность принципов и норм поведения лю­дей по отношению к другим людям, к окружающей среде и к са­мому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправед­ливости.



Мораль

Нравственность

  1. Высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

  2. Мир должного (отвечает на во­просы: Что должно быть? к чему человек должен стремиться?)

  1. Принципы реального практи­ческого поведения людей, в кото­ром строгость высокоморальных норм значительно смягчена.

  2. Мир сущего (реально практи­куемые нормы, с которыми чело­век сталкивается в повседневной жизни)

















Вывод. Нравственность связана с духовной, а мораль — с со­циальной сферой. Нравственности свойственно постоянство, мораль же крайне изменчива.



2. Рассказ учителя о основные ценностях и нормах морали ( с привлечением дополнительного материала)

Задания для учащихся: каковы высшие ценности и идеалы человечества? Можно ли их назвать вечными?

Дополнительный материал

Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

В русском языке понятием, соответствующими морали, выступает слово “нравственность”. Наука, изучающая мораль, называется этика (от греч. – характер, мода). Слова “моральный”, “нравственный”, “этический” обычно выступают синонимами. Существуют несколько функций морали (воспитательная, познавательная, мотивационная, прогностическая). Однако основная функция морали – регулятивная.

Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.

Мораль зародилась еще в первобытном обществе и первоначально была тесно связана с религией. Недаром один из постулатов христианства “не делай другим того, чего себе не пожелаешь” называют “золотым правилом” морали.

Мораль изменяется в зависимости от условий существования общества. Политическая и правовая форма сознания зародилась позже моральной и связана со становлением государства. Право и мораль тесно связаны. Право также является регулятором поведения человека. Однако сфера применения морали шире права. Правовые нормы фиксируются государством, и санкции за их нарушение налагаются государственными органами. Источником моральных норм является само общество. Можно систематизировать нормы морали и создать некий “моральный кодекс”, однако записать все нормы морали невозможно. Они живут в общественном мнении и получают отражение в различных произведениях литературы и искусства.

Наказание за нарушение моральных норм – это общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. При этом важное значение для общественного мнения имеет мотивация поступка. Например, с точки зрения права любая кража наказуема, с точки зрения морали кража куска хлеба для голодного ребенка может быть оправдана общественным мнением.

Этика. Моральный выбор.

Этика – это теория морали, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек. Этика размышляет о том, что такое добро, а что – зло, в чём цель и смысл жизни человека.

В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека. Добром считают отношение доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему человеку.

  • Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа.

Стимулы нравственного поведения:

  1. боязнь общественного осуждения;

  2. совесть, чувство долга;

  3. одобрение окружающих;

  4. желание делать, как все;

  5. боязнь наказания.

(Проводится мини-дискуссия между приверженцами различ­ных позиций.)

Переходим к 3 вопросу сегодняшнего урока

3.Добро и зло

  • Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 7 учебника, за­полните таблицу.

Первая группа исследует понятие «добро».

Вторая группа анализирует понятие «зло».

Добро

Зло

  1. Все то, что способствует улуч­шению жизни, нравственному возвышению личности, совер­шенствованию общества.

  2. Стремление к человечности, к гуманизму.

  1. Нарушение морали, безнрав­ственное и антигуманное поведение.

  2. Все то, что заслуживает осужде­ния. презрения и должно быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом.

Добро

Зло

  1. Отношения доверия, спра­ведливости, милосердия, любви к ближнему.

  2. Движение за демократическое общество, правовое государ­ство, за права и свободы каждо­го гражданина, за нравственное возрождение человека.

  3. Готовность прийти на по­мощь другому человеку беско­рыстно, по убеждению, по мо­ральному долгу.

  4. Сознательная деятельность во имя человечества и на благо конкретному человеку

  1. Отношение к человеку как

к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду, оскорбление его достоинства.

  1. Дурные, вредные, подлые по­ступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации личности.

  2. Общественное зло (эксплуа­тация, захватнические войны, преследование инакомыслящих

и т. п.) связано со злом малым, по­вседневным (эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, жестокость и т. д.)

(Проверка выполнения задания.) Запись таблицы в тетрадь.

Добро – это всё то, что приближает человека к жизненному идеалу; то, что способствует его самораскрытию, самореализации; то, что приносит нам счастье, пользу, радость.

Добро бывает потенциальное и реальное. Добро потенциальное, то есть возможное, – это благие намерения, не проявившиеся в действиях. Когда человек искренне желает добра другим – это, конечно, замечательно. Но слышали ли вы выражение: «Благими намерениями выстлана дорога в ад»? В английском варианте эта поговорка звучит немного по-другому: «Ад вымощен добрыми намерениями и желаниями». Речь идёт не только о том, что последствия наших поступков не всегда совпадают с тем, чего мы хотели. Для того чтобы быть по-настоящему добрым, нужно действовать: не только желать людям добра, но и приносить им его. Благие намерения, проявившиеся в действиях, и есть добро реальное.

Зло – это то, что противоположно добру; то, что разрушает благо; безнравственность, бесчеловечность, вообще всё то, что достойно осуждения.

Зло часто прикрывается маской добра. Как же различать добро и зло?



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Как происходило складывание основных моральных ценностей?

  2. В каких источниках сформулированы общечеловеческие ценности?

  3. Согласно одному из моральных принципов, нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. Как вы понимаете смысл этого утверждения?

  4. Что такое моральный идеал?

  5. Раскройте смысл пословицы: «Человека уважают за разум, а любят за доброту».

  6. В чем суть спора вокруг понятий мораль и нравственность?

Домашнее задание

  1. Прочитать § 7 учебника.

  2. Подготовить устные ответы на вопросы.

  3. Подготовить сообщения на темы: «Непротивление злу насилием»- возможно ли оно в наши дни?, «Почему «зло» многолико и коварно?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!