СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Морфологический разбор имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие по повторению и закреплению признаков имени существительного. На уроке используются парные виды работы, индивидуальные задания. Уделено внимание развитию самостоятельных навыков в работе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Морфологический разбор имени существительного"»



Урок русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» под редакцией Шмелёва А.Д.


Повторение и обобщение знаний о падежах. Морфологический разбор

имени существительного

( учитель Костырина Л.А.)


ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания о всех падежах ,отработать умения и на

выки в определении падежей существительных и правильном употреб

лении их в речи. Развивать умение выполнять морфологический разбор имени существительного. Развивать устную речь учащихся.





ХОД УРОКА:


ОРГМОМЕНТ.

2. Словарный диктант


Адрес,бензин,болото,грамота,забота,запад,канал,каникулы,космос,остров,ох-рана,пассажир,природа,север,столица,область.


-поставить ударение;

-подчеркнуть гласные;

-указать безударные гласные;

-найти слово с орфограммой « Удвоенная согласная»;

-указать слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?



РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.


-Что такое имя существительное?

-Какие морфологические признаки оно имеет?


-Подобрать к именам нарицательным имена собственные.


река Ока

столица Москва

собака Пушок



-Неодушевлённые имена существительные измените так, чтобы они стали одушевлёнными.


Футбол- футболист

телефон-телефонист

труба-трубач

журнал-журналист

иллюстрация – иллюстратор

коллекция- коллекционер



-Определить род имён существительных:


Мороз, коня, локтя, книгой, компьютер, учебник, сказка, учительница, мышка, мышь, шелест, коневоды, львы, вариант, горе, поле, знамя.

По какой форме мы определяем род существительного? ( по форме И.п. ед числа)

Запомним подсказки!

Женский род запомню я

И скажу: « Она- моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род: «Оно-моё».

Это правило- твоё!



-Сколько в русском языке падежей?


У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про своё призвание

На ушко им поют!


-Вспомните слова-помощники.



И.п. есть кто?

Р.п. нет кого?

Д.п. дам кому?

В.п. вижу кого?

Т.п. доволен кем?

П.п. думаю о ком?

РАБОТА по учебнику. Откроем страницу 23.

Рассмотрите таблицу и расскажите о склонении имен существительных. Запишите существительные с тетради со страницы 23 , упражнение 34

ФИЗМИНУТКА ( проводит учитель)


РАБОТА В ПАРАХ

ЧТЕНИЕ ШЁПОТОМ ( ученики читают и пересказывают друг другу содержание текста из упражнения 29 на странице 21. Одна – две пары пересказывают этот текст у доски.

(Оценки)


-РАБОТА У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ.


-Чтобы правильно определить падеж, что нужно сделать?

(Найти в предложении слово, от которого зависит существительное;

правильно поставить вопрос от этого слова к существительному.)



Бродил по лесу (Д.п.), погода испортилась (И.п.), прячутся под берёзой (Т.п.),

вспоминали о лете (П.п.), летела над лесом (Т.п.), шёл по тропинке ( Д.п.),

вышел из леса ( Р.п.).


-Что такое склонение? Давайте просклоняем слова: Брат и сестра (Склоняем хором)


И.п .кто?

Р.п. кого?

Д.п. кому? -Что изменяется у существительных?

В.п. кого?

Т.п.кем?

П.п. о ком?


- В начале урока мы перечислили все морфологические признаки имени существительного, научились определять падеж, а сейчас познакомимся

морфологическим разбором.


-В русском языке начальной формой слова принято называть существительное в И.п. ед. ч.


Сущ., ( н.ф. всегда И.п. ед.ч.) –собств.,нариц.,одуш.,неодуш.; род; число; падеж.


(Зелёный ) дуб – сущ.,остров, нариц.,неодуш, м.р., ед. ч.,И.п.


Играл с другом - сущ., друг, нариц., одуш., м.р.,ед.ч., Т.п.


-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (выполняем упражнение 29 с.21). Запишите предложения, найдите существительные, подпишите вопрос и определите падеж.

Проверка задания учителем у нескольких учеников. Комментарий с места и проверка своей работы.

Оценки за работу.


Заключительный этап урока.

Что такое экслибрис? Сейчас мы это узнаем, прослушав упражнение 35 на стр 24. Теперь запишем новое слово в свой словарик и добавим ещё несколько слов: ЭМБЛЕМА НАРОД, БИБЛИОТЕКА, ДЕВИЗ ( девизы) со страницы нашего учебника 24.


Наш урок заканчивается. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Домашнее задание: упр 36 стр.24. Подчеркните все орфограммы, которые пропущены в тексте.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!