Урок русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» под редакцией Шмелёва А.Д.
Повторение и обобщение знаний о падежах. Морфологический разбор
имени существительного
( учитель Костырина Л.А.)
ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания о всех падежах ,отработать умения и на
выки в определении падежей существительных и правильном употреб
лении их в речи. Развивать умение выполнять морфологический разбор имени существительного. Развивать устную речь учащихся.
ХОД УРОКА:
ОРГМОМЕНТ.
2. Словарный диктант
Адрес,бензин,болото,грамота,забота,запад,канал,каникулы,космос,остров,ох-рана,пассажир,природа,север,столица,область.
-поставить ударение;
-подчеркнуть гласные;
-указать безударные гласные;
-найти слово с орфограммой « Удвоенная согласная»;
-указать слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
-Что такое имя существительное?
-Какие морфологические признаки оно имеет?
-Подобрать к именам нарицательным имена собственные.
река Ока
столица Москва
собака Пушок
-Неодушевлённые имена существительные измените так, чтобы они стали одушевлёнными.
Футбол- футболист
телефон-телефонист
труба-трубач
журнал-журналист
иллюстрация – иллюстратор
коллекция- коллекционер
-Определить род имён существительных:
Мороз, коня, локтя, книгой, компьютер, учебник, сказка, учительница, мышка, мышь, шелест, коневоды, львы, вариант, горе, поле, знамя.
По какой форме мы определяем род существительного? ( по форме И.п. ед числа)
Запомним подсказки!
Женский род запомню я
И скажу: « Она- моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он-мой».
Средний род: «Оно-моё».
Это правило- твоё!
-Сколько в русском языке падежей?
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют!
-Вспомните слова-помощники.
И.п. есть кто?
Р.п. нет кого?
Д.п. дам кому?
В.п. вижу кого?
Т.п. доволен кем?
П.п. думаю о ком?
РАБОТА по учебнику. Откроем страницу 23.
Рассмотрите таблицу и расскажите о склонении имен существительных. Запишите существительные с тетради со страницы 23 , упражнение 34
ФИЗМИНУТКА ( проводит учитель)
РАБОТА В ПАРАХ
ЧТЕНИЕ ШЁПОТОМ ( ученики читают и пересказывают друг другу содержание текста из упражнения 29 на странице 21. Одна – две пары пересказывают этот текст у доски.
(Оценки)
-РАБОТА У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ.
-Чтобы правильно определить падеж, что нужно сделать?
(Найти в предложении слово, от которого зависит существительное;
правильно поставить вопрос от этого слова к существительному.)
Бродил по лесу (Д.п.), погода испортилась (И.п.), прячутся под берёзой (Т.п.),
вспоминали о лете (П.п.), летела над лесом (Т.п.), шёл по тропинке ( Д.п.),
вышел из леса ( Р.п.).
-Что такое склонение? Давайте просклоняем слова: Брат и сестра (Склоняем хором)
И.п .кто?
Р.п. кого?
Д.п. кому? -Что изменяется у существительных?
В.п. кого?
Т.п.кем?
П.п. о ком?
- В начале урока мы перечислили все морфологические признаки имени существительного, научились определять падеж, а сейчас познакомимся
морфологическим разбором.
-В русском языке начальной формой слова принято называть существительное в И.п. ед. ч.
Сущ., ( н.ф. всегда И.п. ед.ч.) –собств.,нариц.,одуш.,неодуш.; род; число; падеж.
(Зелёный ) дуб – сущ.,остров, нариц.,неодуш, м.р., ед. ч.,И.п.
Играл с другом - сущ., друг, нариц., одуш., м.р.,ед.ч., Т.п.
-САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (выполняем упражнение 29 с.21). Запишите предложения, найдите существительные, подпишите вопрос и определите падеж.
Проверка задания учителем у нескольких учеников. Комментарий с места и проверка своей работы.
Оценки за работу.
Заключительный этап урока.
Что такое экслибрис? Сейчас мы это узнаем, прослушав упражнение 35 на стр 24. Теперь запишем новое слово в свой словарик и добавим ещё несколько слов: ЭМБЛЕМА НАРОД, БИБЛИОТЕКА, ДЕВИЗ ( девизы) со страницы нашего учебника 24.
Наш урок заканчивается. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?
Домашнее задание: упр 36 стр.24. Подчеркните все орфограммы, которые пропущены в тексте.